Урок русского языка по теме "Правописание слов с парными по глухости/звонкости согласными звуками на конце слов и перед согласными в корне". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  • учить различать в слове букву парного по глухости/звонкости согласного, требующую проверки;
  • учить обозначать на письме парные по глухости/звонкости согласные на конце слов и перед согласными в корне;
  • сравнить правила проверки непроизносимого согласного звука и парного по глухости/звонкости;
  • развивать фонематический слух, орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • находить в слове букву парного по  глухости /звонкости согласного,требующую проверки;
    • проверять букву парного по глухости / звонкости согласного в слове;
    • сравнить правила проверки парного по глухости / звонкости согласного и непроизносимого согласного.
  • Метапредметные:
    • решать задачу под руководством учителя;
    • группировать слова по орфограммам;
    • планировать дей ствия для выполнения заданий;
    • выбирать критерии и давать самооценку.
  • Личностные:
    • проявлять интерес к русскому языку.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, программа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Работа над новым материалом

1) Собрать загадку. (Презентация)

Слайд 1: Без красок, и ,пришла, листья, все, без кисти, перекрасила
Слайд 2: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья
Слайд 3: Что это? (Осень)

– Художники пишут картины, посвящают их осени. (И.Левитан «Золотая осень»)
– Какие знаете осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
– А какой сейчас месяц? (Октябрь)
– Плачет октябрь холодными слезами.
– Как понять смысл этого предложения? А как называют октябрь по народному календарю? (Грязник, листопад)
– Какие орфограммы встретились в слове листопад?
– Как проверить согласную на конце слова?
– Какая будет тема на уроке? Над какими задачами будем работать?

2) Коллективная работа над упр.122 (учебник В.П.Канакиной)

– Как проверить написание согласного , парного по глухости / звонкости?

3) Самостоятельная работа в парах

Писатели пишут стихи об осени. Осень была любимым временем года А.С.Пушкина. Он писал: (Слайд 4)

«Дни поз_ней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила…»

«Здоровью моему полезен русский холо_...»
«…и ре_кий солнца луч…»

(вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова)

Дети планируют свои действия. Выполняют задан ие. Подбирают проверочные слова. Обосновывают свою точку зрения. Соотнося с правилом в учебнике.

3. Буквенный диктант

Обозначить буквами звуки на конце слов.

Сад – кот, клюв – шарф, снег – лук, гриб – грипп, ёж – хорош, мороз – нос. (д-т, в-ф, г-к, б-п, ж-ш, з-с)

– В какой части слова эти орфограммы? (В корне слова)
– Сегодня на уроке мы сравним два изученных првила.

Поздней – опоздал, холод – холода, редкий – редок.

– Как мы действовали, когда проверяли орфограммы? (Одинаково)

4. Составление алгоритма (слайд 5)

1. Произнеси слово. Определи,есть ли в нём парный согласный или непроизносимый согласный звук.
2. Подбери однокоренное проверочное слово или измени  форму слова.
3. Напиши слово.
4. Обозначь орфограмму. (Приложение 2)

5. Рефлексия. Работа с карточками (Приложение 1)

Здра_ствуйте,  моро-, бли_ко, со_нце, чудес_ый. (Слайд 6)

Здравствуйте, мороз, близко, чудесный.

6. Знакомство с домашним упражнением №93 в рабочей тетради.Читают задание, комментируют порядок выполнения.

7. Итог урока

– Справились  с задачей, поставленной в начале урока?
– При написании слов с какими орфографическими правилами мы действовали одинаково? Как? Что даёт нам этот вывод? (Он облегчает работу)

8. Самооценка

– Кто всё понял поднимает зелёный кружок, кто что-то не понял поднимает жёлтый кружок, остальные поднимают красный кружок.