Задачи:
- учить различать в слове букву парного по глухости/звонкости согласного, требующую проверки;
- учить обозначать на письме парные по глухости/звонкости согласные на конце слов и перед согласными в корне;
- сравнить правила проверки непроизносимого согласного звука и парного по глухости/звонкости;
- развивать фонематический слух, орфографическую зоркость учащихся.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- находить в слове букву парного по глухости /звонкости согласного,требующую проверки;
- проверять букву парного по глухости / звонкости согласного в слове;
- сравнить правила проверки парного по глухости / звонкости согласного и непроизносимого согласного.
- Метапредметные:
- решать задачу под руководством учителя;
- группировать слова по орфограммам;
- планировать дей ствия для выполнения заданий;
- выбирать критерии и давать самооценку.
- Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, программа.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Работа над новым материалом
1) Собрать загадку. (Презентация)
Слайд 1: Без красок, и ,пришла, листья, все, без
кисти, перекрасила
Слайд 2: Пришла без красок и без кисти и
перекрасила все листья
Слайд 3: Что это? (Осень)
– Художники пишут картины, посвящают их осени. (И.Левитан
«Золотая осень»)
– Какие знаете осенние месяцы? (Сентябрь,
октябрь, ноябрь.)
– А какой сейчас месяц? (Октябрь)
– Плачет октябрь холодными слезами.
– Как понять смысл этого предложения? А как
называют октябрь по народному календарю? (Грязник,
листопад)
– Какие орфограммы встретились в слове листопад?
– Как проверить согласную на конце слова?
– Какая будет тема на уроке? Над какими задачами
будем работать?
2) Коллективная работа над упр.122 (учебник В.П.Канакиной)
– Как проверить написание согласного , парного по глухости / звонкости?
3) Самостоятельная работа в парах
Писатели пишут стихи об осени. Осень была любимым временем года А.С.Пушкина. Он писал: (Слайд 4)
«Дни поз_ней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила…»«Здоровью моему полезен русский холо_...»
«…и ре_кий солнца луч…»
(вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова)
Дети планируют свои действия. Выполняют задан ие. Подбирают проверочные слова. Обосновывают свою точку зрения. Соотнося с правилом в учебнике.
3. Буквенный диктант
Обозначить буквами звуки на конце слов.
Сад – кот, клюв – шарф, снег – лук, гриб – грипп, ёж – хорош, мороз – нос. (д-т, в-ф, г-к, б-п, ж-ш, з-с)
– В какой части слова эти орфограммы? (В корне
слова)
– Сегодня на уроке мы сравним два изученных
првила.
Поздней – опоздал, холод – холода, редкий – редок.
– Как мы действовали, когда проверяли орфограммы? (Одинаково)
4. Составление алгоритма (слайд 5)
1. Произнеси слово. Определи,есть ли в нём парный
согласный или непроизносимый согласный звук.
2. Подбери однокоренное проверочное слово или
измени форму слова.
3. Напиши слово.
4. Обозначь орфограмму. (Приложение
2)
5. Рефлексия. Работа с карточками (Приложение 1)
Здра_ствуйте, моро-, бли_ко, со_нце, чудес_ый. (Слайд 6)
Здравствуйте, мороз, близко, чудесный.
6. Знакомство с домашним упражнением №93 в рабочей тетради.Читают задание, комментируют порядок выполнения.
7. Итог урока
– Справились с задачей, поставленной в
начале урока?
– При написании слов с какими орфографическими
правилами мы действовали одинаково? Как? Что даёт
нам этот вывод? (Он облегчает работу)
8. Самооценка
– Кто всё понял поднимает зелёный кружок, кто что-то не понял поднимает жёлтый кружок, остальные поднимают красный кружок.