Задачи:
- Создать условия для развития навыка выразительного чтения на основе произведения Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”;
- развивать и совершенствовать навыки чтения; активизировать словарный запас учащихся; развивать творческие способности учеников;
- прививать интерес к книгам, любовь к родному краю, природе, экологически бережное отношение к ней.
Предметные умения:
Совершенствовать осмысленность и выразительность чтения. Формировать воссоздающее воображение. Совершенствовать поисковый способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажа. Наблюдать за использованием средств языковой выразительности (художественным повтором, олицетворением), за использованием глаголов в художественно организованной речи. Обогащать словарный запас. Иллюстрировать прочитанное. Заучивать наизусть.
УУД:
Личностные УУД: Развивать эстетический вкус. Формировать экологическое сознание.
Регулятивные УУД: Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера и языковой выразительности.
Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.
Характеристика деятельности учащихся:
Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к произведению. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют мотивацию персонажа. Наблюдают за использованием олицетворения в художественно организованной речи. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Заучивают наизусть.
Ход урока
В классе звучит журчание ручейка, пение птиц.
1. Подготовка к восприятию.
– О чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О весне.)
– Как вы догадались? (Журчание ручейков, пение птиц.)
– Какие голоса вы слышите весной? (Пение птиц – грачей, капель.)
– Правильно. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте хором
его название на доске.
2. Знакомство с биографией поэта.
На доске слова: Тема: “Весна идет, весне дорогу!..” и репродукции А.К.Саврасова “Ранняя весна”, “Весенний день”.
– Рассмотрите репродукции А.К.Саврасова “Ранняя весна”, “Весенний день”.
Какое настроение у вас возникает?
– Чем хороша весенняя природа?
– Об изменениях в природе писал замечательный русский поэт Федор Иванович
Тютчев.
На доску портрет Ф.И.Тютчева.
– О жизни этого поэта нам расскажут ребята.
Учащиеся рассказывают биографию.
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря в родовом имении отца, дворянина и помещика Тютчева, в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.
В 1819 г. поступил на словесное отделение Московского университета. После его окончания, поступил на службу в Министерство иностранных дел. С 1822 г. в течении 22 лет жил и работал за границей. После возвращения на Родину остался на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.
Стихи Тютчев начал писать в 1818г. Еще в подростковом возрасте, однако печатался редко, не был знаком читателям в 1836 г. К Пушкину попала тетрадь стихотворений Тютчева, и великий поэт разрешил публикацию 24 стихотворений в своем журнале “Современник”. Однако настоящая известность пришла к Тютчеву в 1854 г., когда он выпустил сборник стихов.
Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: “Весенняя гроза”, “Весенние воды”, “Листья”, “Зима недаром злится”, “Чародейкою Зимой”, “Есть в осени первоначальной”, “Радуга”.
Поэзия Тютчева вдохновляла композиторов, и многие стихи были положены на музыку (“Весенние воды, “Я вас любил”). Есть переводы на иностранные языки.
– У нас на выставке представлены сборники с произведениями Тютчева. С ними вы можете познакомиться поближе на перемене или в школьном читальном зале.
На доске представлена выставка книг Ф.И. Тютчева.
3. Знакомство с текстом.
– Замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев в одном из стихотворений писал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык...
– Послушайте другое стихотворение этого поэта, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны. Постарайтесь представить картины, которые оно рисует. Кто хочет, закройте глаза.
Стихотворение читает учитель наизусть.
– Какие картины нарисовало ваше воображение, когда вы слушали стихотворение?
(Столкновения времен года, сказочное сражение, картину прихода весны.)
– А в природе как встречаются зима с весной? Замечали вы эту встречу? (Это
по-разному происходит. Бывает, мирно, бывает, весна зиму прогоняет, а та
сопротивляется.)
– Какими вы представляете Зиму и Весну?
– Как бы вы назвали это стихотворение?
– Найдите и прочитайте в содержании название этого произведения. (“Зима недаром
злится”.)
4. Перечитывание и работа с текстом.
– На какой странице нужно открыть учебник? (На с.146.)
– Еще раз прочитайте стихотворение на втором уровне громкости. После этого
откройте тетради на с.41 и выполните задание 1.
(Учащиеся дописывают предложение:
Ведьма злая – это … . (зима) Прекрасное дитя – это… . (весна).)
– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените друг
друга, сравнив ответ в тетради с ответом на доске, поставьте +, если совпал
ответ.
– Почему Зима названа ведьмой злой? (У нее скверный, мстительный характер.)
– Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки, а Зиму – в образе
старушки? (Весной природа начинает пробуждаться от сна, она ещё молодая; зима
подходит к концу, жить ей осталось недолго, поэтому её изображают в виде
старухи.)
– Выделите синим маркером или карандашом строки, где об этом говорится.
(Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...)
– Прочитайте, какие строки выделили.
– С какой интонацией нужно читать эти строки?
– Мальчики встаньте и прочитайте эти строки.
– Молодцы! А почему Федор Иванович назвал Весну прекрасное дитя? (Весной природа
начинает пробуждаться от сна, она еще молодая.)
– С какой интонацией нужно читать эти строки? (Бодро, весело, задорно, потому
что Весна побеждает Зиму.)
– Девочки встаньте и прочитайте строки, подтверждающие это. (Весна хохочет,
шумит, как ребенок: ...Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...)
– Почему слова “Весна” и “Зима” написаны в стихотворении с большой буквы? (поэт
представляет их как живых существ)
– Какие именно слова (предметы, признаки, действия) помогают поэту “оживить”
природные явления? Прочитай только эти слова. (Дети читают глаголы.)
– Молодцы! Как называется этот стихотворный прием? (Олицетворение.)
– Запишите эти слова в тетради (задание № 2).
В тетрадях и на доске появляется запись:
Зима злится хлопочет ворчит взбесилась пустила |
Весна стучится гонит (Зиму) хохочет шумит умылася стала румяней |
– Как вы понимаете слова “всё засуетилось”? (Всё оживает, движется, тает.)
– Каким в связи с этим должен быть темп чтения этой части? (Ускоренным,
передающим движение.)
5. Музыкальная физкультминутка.
– Петр Ильич Чайковский в своем альбоме “Времена года”, тоже показал состояние природы в марте. Встаньте, послушайте композицию “Март” и изобразите с помощью мимики, жестов, движений изменения в природе в марте.
Звучит композиция “Март” Чайковского из альбома “Времена года”, дети двигаются по классу изображают природу.
– Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?
6. Выразительное чтение стихотворения.
– Приготовьтесь к выразительному чтению в парах. Не забудьте голосом передать характер главных героев – Зимы и Весны.
Учащиеся читают стихотворение по четверостишью.
7. Выразительное чтение от лица героев.
– А теперь отгадайте две загадки:
Зимой я сплю, Весной – бегу. (Ручеёк.) |
Слепили меня зимой, Растаял я ранней весной. (Снеговик.) |
– Какое настроение весной у Снеговика? А у Ручейка?
– А теперь потренируйтесь в парах прочитать стихотворение И.Ф.Тютчева от имени
Ручейка, Снеговика. Договоритесь, кто из вас будет Снеговиком, а кто ручейком.
Затем поменяйтесь ролями.
8. Рисование Зимы и Весны в тетради.
– Изменения в природе изображали и художники на своих полотнах. Сейчас вы будете настоящими художниками и изобразите главных героев произведения в тетради (закончите рисунок)
Выставка работ учащихся.
9. Итог урока.
– С каким произведением мы сегодня работали?
– Кто его написал?
– Как Тютчев показал столкновение времен года?
– Что на уроке показалось очень трудным?
– Какое задание было интересным?
– Кому больше понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева: Снеговику или Ручейку?
10. Домашнее задание.
– Дома вы учите стихотворение Ф. Тютчева наизусть. Кто хочет, может попробовать себя в роли поэта сочинить стихотворение о весне.