Урок русского языка по теме "Правописание слов с парными согласными". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:

  • применять на практике правило и способ проверки правописания парных согласных в словах;
  • уметь находить способ проверки правописания парных согласных;
  • определять позицию парных согласных на конце и в середине слова, сопоставлять произношение и написание.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формулировать и принимать учебную задачу;
  • учиться планировать свою деятельность;
  • контролировать и оценивать результат своих действий и действий группы.

Познавательные:

  • овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;
  • применять правила правописания.

Коммуникативные:

  • уметь строить работу с партнёрами;
  • правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе.

Личностные:

  • учиться адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку;
  • развитее этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;
  • следить за правильной осанкой на уроке, выполнять физминутки, понимать важность физических упражнений, гигиенических навыков для здоровья человека.

Оборудование: учебник “Русский язык 2 класс 2 ч.”, рабочие тетради 2ч., электронное приложение к учебнику, карточки с буквами, плакат “Правильная осанка”.

Ход урока

Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД.
I. Организационный момент. Мотивация. 1 минута.

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
– Вот опять звенит звонок!
– Начинается урок!
– Ручка?
– Есть!
– Тетрадь?
– На месте!
– Будем мы учиться вместе!

Организация рабочего места. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД:
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

II. Актуализация знаний 13 минут.
Чистописание.

Вспомним гигиенические правила письма.

Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

Отгадайте загадку:

“Скатерть”, “Стол”, “Салфетка”, “Слон”,
“Стул”, “Сапожник” и “Салон”,
“Сон”, “Симфония”, “Страна”,
“Символ”, “Сеть”, “Стакан”, “Стена”.
Что за буква это, дети.

Встретилась нам в строчках этих? (Буква “с”.)
Сегодня на уроке вспомним, как пишется буква “с”, её соединения с другими буквами.

Работа над словарными словами.

1. Назовите словарное слово, объясните правописание.

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?

Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.

За кудрявый хохолок
Лису из норки выволок.
На ощупь – очень гладкая.
На вкус, как сахар, сладкая.

Расстоянье нипочём
На колесах дому.
Вихрем мчусь в деревню в нём
К деду дорогому.

Что общего у словарных слов?
Знакомство с новым словом.

В любую погоду
Готовы к походу.
Дорога для них – не труд,
Их носят – они идут. (Сапоги.)

Лексическое значение.
Определение “опасных” мест в слове.

Однокоренные слова.

Сапожки, сапожник ,сапожная.

Выделим корень, подчеркнем безударную гласную.

2. Прочитайте фразеологизм .

Суди не выше сапога (не говори, не советуй того, чего сам не знаешь).

Этимология слова.

В Древней Греции жил живописец Апеллес. Однажды, закончив очередную картину, он выставил ее у своего дома, а сам спрятавшись, слушал, что говорят люди. Какой-то сапожник, проходя мимо, указал на ошибку в изображении обуви– художник вышел, взял кисть и сделал исправления согласно замечанию. Тогда гордый собой художник пошел дальше и решил посоветовать художнику, как рисовать фигуру, лицо. Тут уж Апеллес и сказал слова, ставшие крылатыми: “Суди не выше сапога

Вспоминают правила
(используется плакат “Правильная осанка”).

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики, массаж “активных точек” на пальцах и ладонях)

Отгадывают букву и записывают упражнения по образцу.

Работа по эталону.

Отгадывают слова, записывают с комментированием.

мороз

медведь

морковь

автобус

Кроме непроверяемой гласной , есть парный согласный в конце слова.

Знакомятся с новым словом, подбирают однокоренные слова.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий

УУД :

регулятивные (целеполагание; планирование);

познавательные (общеучебные) (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

Физкультминутка 1 мин.

Спорт плюс шутка, прибаутка,
Получилась физкультминутка.

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
У медведя дом большой,
А у зайца – маленький.
Наш медведь пошел домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем
И урок наш продолжаем.

(Из комплекса упражнений “Правильная осанка”.)

И.п.– стойка ноги врозь, руки в стороны;
1 – поворот вправо,
2 – и.п.,
3 – поворот влево,
4 – и.п. и т.д.

Цель: снятие статического напряжения, формирование правильной осанки.
Постановка цели урока 5 минут.
1. Отгадайте слова.

Произнесём последний звук каждого слова

Определим, в каких словах есть орфограммы? Почему?

2. Вставим пропущенные буквы.

Посмотрите на словарные слова, на предыдущие упражнения и определите тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над правописанием слов с парными согласными на конце и в середине слов.

– Веселые рифмы:

Где растет морковь?
Буквы пишут где?
Чистим что мы?
Одеваем в холод?
Любим все? – Снежки, салазки.
А читаем часто? – Сказки
Звук согласны проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего?
А тетрадки? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили –
Шубки! Проверяем –
Сделаем вывод. Вспомним парные согласные.

Как проверить написание парных согласных на конце и в середине слов?

1.

Гла. (орган зрения)

До . (здание)

Кру. (геометрическая фигура)

Кра . (подъёмный….,водопроводный….)

Ду (дерево)

Сло (зверь)

2. Зу.ки, гла.ки, ду.ки

Правописание слов с парными согласными.

– На грядках.
– В тетрадках.
– Чистим зубки.
– Шубки.
– Нет грядок.
– Нет тетрадок
зубы.
шубы.

Вспоминают правило.

Цель:

организовать подводящий или побуждающий диалог для уточнения темы урока.

УУД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);

регулятивные (целеполагание, планирование);

логические (анализ, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы).

Закрепление. Работа по теме урока. 10 минут.
Работа с карточками.

Покажи букву, подбери проверочное слово.

Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь.
Что же это? Это…

Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто же это?

Этот зверь жить любит дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной…

Кто имеет один рог?
Угадали?

Запись под диктовку.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Здоровье дороже денег.
По порядку стройся на зарядку!

Сколько предложений написали?
Какова тема предложений? Как понимаете смысл второй пословицы?
Найдите слова с парными согласными на конце и в середине слов. Подчеркните орфограммы.
Назовите проверочные слова.

Учащиеся выполняют задания стоя (смена позы учащихся).

нож -ножи

велосипед – велосипеды, велосипедная

ёж – ежи, ёжик

кот – коты, котик

медведь – медведи

носорог -носороги

Взаимопроверка.

Цель: организовать усвоение детьми способа проверки парных согласных.

УУД:

регулятивные (волевая саморегуляция);

познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Физкультминутка 2 мин.

Коррекция зрения.

Методика В.Ф.Базарного.

И.п. – Стоя (смена позы учащихся).

Используется интерактивная доска

Цель: снятие статического и зрительного напряжения.
Самостоятельная работа 10 минут.
Работа в парах.

Рабочая тетрадь с 15 упр.31.

Проверка.

Игра “Помоги гномикам”.

(Электронное приложение к учебнику.)

Вставляют пропущенные буквы.

Выполняют задания на интерактивной доске.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий по теме урока.
УУД:
познавательные (общеучебные) (формулирование поставленной цели);
коммуникативные (умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимоконтроля).
Рефлексия. Итог урока 2 минуты.

Продолжи фразы.

Меня сегодня можно похвалить за..
Особенно интересным было на уроке….
Мне еще нужно поработать над…
С какой орфограммой сегодня работали на уроке?
Вспомним “Стихотворение – запоминалку”

Парные согласные самые опасные:
б в г д ж з
п ф к т ш с

Парный в слове проверяй,
рядом гласный подставляй!
Стог – стога, гриб – грибок.
Вот и кончился стишок.

Цель: организовать фиксацию содержания, изученного на уроке.

УУД:

регулятивные (осуществление рефлексии, самооценка).

Домашнее задание 1 минута.

1. Придумать и записать 7 слов с парными согласными в середине и на конце слов, подобрать проверочные слова.
2. В рабочей тетради выполнить упр.33 с 16
3. Найти в дополнительной литературе, Интернете 3-4 загадки, в которых есть слова с изученной орфограммой.

Ученики выбирают одно из предложенных заданий.