Медиаурок «Миф и опера». 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства: музыке, литературе и живописи.

Оборудование: выставка книг "Мифы Древней Греции", портрет К. В. Глюка, музыкальное сопровождение - фрагменты из оперы К. В. Глюка "Орфей и Эвридика", мультимедийная презентация, проектор.

Структура урока

  1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
  2. Представление проектов.
  3. Повторение.
  4. Представление проектов.
  5. Физминутка.
  6. Изучение нового материала.
  7. Рефлексия. Синквейн.
  8. Исполнение песни.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока. (Слайд 2)

Учитель: Зравствуйте! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке, посвященному искусству одной из самых древних цивилизаций Древней Греции - огромной сокровищнице художественных, литературных и музыкальных образов, прекрасных произведений искусства. Наш урок позволит по новому взглянуть на искусство Древней Греции и открыть новые грани и новые сокровища этой цивилизации. (Слайд 3)

Учитель: Итак, давайте представим, что мы, как греческие дети две с половиной тысячи лет тому назад, сидим на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов и слушаем, как перед любопытными нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, греческий певец начинает свои удивительные повествования. (Слайд 4)

(Выходит ученик в греческих одеяниях, с кифарой, нараспев исполняет):

Певец: Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам. Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом; зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные наши. Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан. В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты. Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели! (уходит) (Слайд 5)

Учитель: И так сегодня с нами работают 4 группы исследователей:

  1. Архитекторы
  2. Музыковеды
  3. Литературоведы
  4. Театроведы

Учитель: В течении урока они представят нам свои проекты исследования, которые они нам приготовили.

2. Представление проектов.

Учитель: А мы с вами отправляемся в Храм искусств (Слайд 6), который нам спроектировали и создали наши архитекторы.

Проект 1. “Храм Искусств”. (Бумагопластика.)

(Группа представляет проект греческого храма сделанный из бумаги.)

Главный архитектор:

Сей храм волшебный
Мы создали из бумаги.
Прекрасный Храм Искусств.
Храм радости и света.

Учитель: - Задание: среди музыкальных инструментов надо выбрать инструменты, на которых играли в Древней Греции. (Слайд 7)

Лира, гусли, скрипка, лютня, труба, свирель, клавесин, балалайка.

Правильный ответ: лира, свирель.

Учитель: - Слово мы предоставляем нашим музыковедам, которые исследовали музыкальные инструменты Древней Греции.

Проект 2. Музыкальные инструменты Древней Греции.

Главный музыковед:

Лимра (лат. lyra) — струнный щипковый инструмент. Корпус округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. (Слайд 8)

Кифара (лат. cithara)древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны (7 - 12). Кифара считалась инструментом Аполлона. (Слайд 9)

Амвлос (“трубочка”) — древнегреческий духовой музыкальный инструмент, род свирели.   Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины. Трубки изготавливались из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела 3-5 пальцевых отверстий. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов. Авлос считался инструментом  Диониса. (Слайд 10)

Учитель: Такие музыкальные инструменты существовали в Древней Греции.

3. Повторение.

Учитель: - Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. (Слайд 11) На слайде появляются правильные ответы:

литература музыка
сказка

рассказ

былина

повесть

басня

миф

увертюра

соната

песня

симфония

романс

опера

Учитель: - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится? (Песня, романс.)

Учитель: - А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения? (Опера, балет.)

Учитель: - Можете привести примеры таких произведений? ("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане", А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков).

4. Представление проектов.

Учитель: А знаете ли вы, что такое миф? (Миф – это жанр литературы.)

Проект 3. Миф – жанр Древнегреческой литературы. (Слайд 12)

Главный литературовед:

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные.

Слово “миф” - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки – были придуманы народом.

Учитель: И так, вашему вниманию предлагается новая постановка мифа об Орфее и Эвридике от наших театроведов.

Проект 4. Театроведы. Инсценирование “Миф об Орфее и Эвридике”. (Слайд 13-24) (Приложение 1)

Учитель: (Слайд 25) Кто главные герои мифа? Что же случилось в этой истории?

Учитель: Так кто же такой Орфей? А Эвридика? Какое воздействие оказывала музыка Орфея?

5. Физминутка “Бабочка”. (Слайд 26-27)

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

6. Изучение нового материала. (Слайд 28)

Учитель: Мы с вами вспомнили сюжет мифа об Орфее и Эвридике. Но как развивалась история этого мифа в музыкальном искусстве? Об этом мы посмотрим фрагмент передачи “Абсолютный слух”, где и рассказывается об истории этого мифа в музыкальном искусстве. (Слайд 29)

Учитель: (Слайд 30) - В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Александр Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика".

Учитель: (Слайд 31) - Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске. Написана она была в 1762 году и поставлена в этом же году в “Бургтеатре” в Вене.

Учитель: А сейчас мы прослушаем самый знаменитый фрагмент из оперы.  Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка. Какая по характеру мелодия? Что хотел рассказать композитор этой мелодией? (Очень нежная и выразительная мелодия, рассказывает о любви Эвридики.) (Слайд 32)

Учитель: Мы посмотрим фрагмент из оперы “Орфей и Эвридика” К.Глюка. (Слайд 33) Обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи. (Анализ произведения “Цветик - семицветик”, работа по группам.) (Слайд 34)

Учитель: И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

Учитель: - Длинная мелодия, как нескончаемо горе Эвридики; одинокая флейта, как одинока Эвридика; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте". (Слайд 35)

Учитель: - Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридике и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему? (Потому что оба эти произведения доказали, что они очень высокого художественного уровня. И тема любви вечна.)

7. Рефлексия. Синквейн. (Слайд 36)

Учитель: А сейчас давайте вспомним то, что мы увидели и услышали в течение урока. У каждого на парте листок бумаги, на котором каждая команда попытается выразить свое настроение, свое отношение к происходящему.

Итак, первая строчка – одно существительное (выразить тему);
вторая строчка – два прилагательных;
третья строчка – три глагола;
четвертая строчка – одно простое предложение и четырех слов;
(По желанию можно зачитать синквейны).

8. Исполнение песни. (Слайд 37)

Вокальная работа над песней “Музыка” Г.Струве, сл. И.Исаковой.

9. Домашнее задание. (Слайд 38)

Нарисовать иллюстрацию к мифу “Орфей и Эвидику”.

Составить кроссворд по теме “Культура Древней Греции”

10. Итог урока. (Слайд 39)

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по Древней Греции. Я надеюсь, что для каждого из вас встреча с этой древней и удивительной страной и ее искусством была интересна и увлекательна. (Слайд 40)

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный
Веками будет согревать сердца!
Микеланджело

Учитель: Любите искусство, цените и берегите в своей душе ту красоту, которой вас одарила природа. И тогда мир будет намного добрее и лучше!

До новых встреч! Урок окончен! До свидания! (Слайд 41)

Список литературы и интернет-ресурсы.

  1. Брюсов В. “Орфей и Эвридика”. Избранное: Для учащихся старших классов сред. школы. / Сост., авт. Предисл., примеч. М.А.Шаповалова. – М.: Просвещение, 1991 – с. 100-101.
  2. Видео опера “Орфей и Эвридика” http://galusikn.ucoz.net/load/video/
    video_k_urokam/fragmenty_iz_opery_k_gljuka_quot_orfej_i_ehvridika_quot/23-1-0-251
  3. Зал Орфея и Эвридики.  http://www.romeo-juliet-club.ru/lovemuseum/orfeo.html
  4. Зубарева Н.А Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции". 
  5. Иллюстраци http://images.yandex.ru/yandsearch
  6. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль: “Академия развития”, 1998 – 240с.
  7. Крюкова Л.В., Глаголева Н.А. Орфей и Эвридика. Миф и опера. https://urok.1sept.ru/articles/578348/
  8. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика” http://muzofon.com/search/
  9. Миф об Орфее и Эвридике http://myths.kulichki.ru/lostcivil/greece/myth0005/
  10. Опера Глюка “Орфей и Эвридика” http://www.belcanto.ru/orfeo.html
  11. Орфей и Эвридика. Кун, Н.А. Легенды и мифы древней Греции./ Н.А.Кун. – м.: Асрель: АСТ, 2007 – с. 197 – 202.
  12. Фрагмент телепередачи “Абсолютный слух” “Миф об Орфее” http://galusikn.ucoz.net/load/video/