Цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства: музыке, литературе и живописи.
Оборудование: выставка книг "Мифы Древней Греции", портрет К. В. Глюка, музыкальное сопровождение - фрагменты из оперы К. В. Глюка "Орфей и Эвридика", мультимедийная презентация, проектор.
Структура урока
- Оргмомент. Постановка целей и задач урока.
- Представление проектов.
- Повторение.
- Представление проектов.
- Физминутка.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия. Синквейн.
- Исполнение песни.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока
1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока. (Слайд 2)
Учитель: Зравствуйте! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке, посвященному искусству одной из самых древних цивилизаций Древней Греции - огромной сокровищнице художественных, литературных и музыкальных образов, прекрасных произведений искусства. Наш урок позволит по новому взглянуть на искусство Древней Греции и открыть новые грани и новые сокровища этой цивилизации. (Слайд 3)
Учитель: Итак, давайте представим, что мы, как греческие дети две с половиной тысячи лет тому назад, сидим на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов и слушаем, как перед любопытными нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, греческий певец начинает свои удивительные повествования. (Слайд 4)
(Выходит ученик в греческих одеяниях, с кифарой, нараспев исполняет):
Певец: Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам. Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом; зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные наши. Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан. В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты. Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели! (уходит) (Слайд 5)
Учитель: И так сегодня с нами работают 4 группы исследователей:
- Архитекторы
- Музыковеды
- Литературоведы
- Театроведы
Учитель: В течении урока они представят нам свои проекты исследования, которые они нам приготовили.
2. Представление проектов.
Учитель: А мы с вами отправляемся в Храм искусств (Слайд 6), который нам спроектировали и создали наши архитекторы.
Проект 1. “Храм Искусств”. (Бумагопластика.)
(Группа представляет проект греческого храма сделанный из бумаги.)
Главный архитектор:
Сей храм волшебный
Мы создали из бумаги.
Прекрасный Храм Искусств.
Храм радости и света.
Учитель: - Задание: среди музыкальных инструментов надо выбрать инструменты, на которых играли в Древней Греции. (Слайд 7)
Лира, гусли, скрипка, лютня, труба, свирель, клавесин, балалайка.
Правильный ответ: лира, свирель.
Учитель: - Слово мы предоставляем нашим музыковедам, которые исследовали музыкальные инструменты Древней Греции.
Проект 2. Музыкальные инструменты Древней Греции.
Главный музыковед:
Лимра (лат. lyra) — струнный щипковый инструмент. Корпус округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. (Слайд 8)
Кифара (лат. cithara)древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.
Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны (7 - 12). Кифара считалась инструментом Аполлона. (Слайд 9)
Амвлос (“трубочка”) — древнегреческий духовой музыкальный инструмент, род свирели. Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины. Трубки изготавливались из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела 3-5 пальцевых отверстий. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов. Авлос считался инструментом Диониса. (Слайд 10)
Учитель: Такие музыкальные инструменты существовали в Древней Греции.
3. Повторение.
Учитель: - Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. (Слайд 11) На слайде появляются правильные ответы:
литература | музыка |
сказка рассказ былина повесть басня миф |
увертюра соната песня симфония романс опера |
Учитель: - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится? (Песня, романс.)
Учитель: - А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения? (Опера, балет.)
Учитель: - Можете привести примеры таких произведений? ("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане", А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков).
4. Представление проектов.
Учитель: А знаете ли вы, что такое миф? (Миф – это жанр литературы.)
Проект 3. Миф – жанр Древнегреческой литературы. (Слайд 12)
Главный литературовед:
Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные.
Слово “миф” - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки – были придуманы народом.
Учитель: И так, вашему вниманию предлагается новая постановка мифа об Орфее и Эвридике от наших театроведов.
Проект 4. Театроведы. Инсценирование “Миф об Орфее и Эвридике”. (Слайд 13-24) (Приложение 1)
Учитель: (Слайд 25) Кто главные герои мифа? Что же случилось в этой истории?
Учитель: Так кто же такой Орфей? А Эвридика? Какое воздействие оказывала музыка Орфея?
5. Физминутка “Бабочка”. (Слайд 26-27)
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
6. Изучение нового материала. (Слайд 28)
Учитель: Мы с вами вспомнили сюжет мифа об Орфее и Эвридике. Но как развивалась история этого мифа в музыкальном искусстве? Об этом мы посмотрим фрагмент передачи “Абсолютный слух”, где и рассказывается об истории этого мифа в музыкальном искусстве. (Слайд 29)
Учитель: (Слайд 30) - В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Александр Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика".
Учитель: (Слайд 31) - Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске. Написана она была в 1762 году и поставлена в этом же году в “Бургтеатре” в Вене.
Учитель: А сейчас мы прослушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка. Какая по характеру мелодия? Что хотел рассказать композитор этой мелодией? (Очень нежная и выразительная мелодия, рассказывает о любви Эвридики.) (Слайд 32)
Учитель: Мы посмотрим фрагмент из оперы “Орфей и Эвридика” К.Глюка. (Слайд 33) Обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи. (Анализ произведения “Цветик - семицветик”, работа по группам.) (Слайд 34)
Учитель: И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.
Учитель: - Длинная мелодия, как нескончаемо горе Эвридики; одинокая флейта, как одинока Эвридика; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте". (Слайд 35)
Учитель: - Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридике и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему? (Потому что оба эти произведения доказали, что они очень высокого художественного уровня. И тема любви вечна.)
7. Рефлексия. Синквейн. (Слайд 36)
Учитель: А сейчас давайте вспомним то, что мы увидели и услышали в течение урока. У каждого на парте листок бумаги, на котором каждая команда попытается выразить свое настроение, свое отношение к происходящему.
Итак, первая строчка – одно существительное (выразить тему);
вторая строчка – два прилагательных;
третья строчка – три глагола;
четвертая строчка – одно простое предложение и четырех слов;
(По желанию можно зачитать синквейны).
8. Исполнение песни. (Слайд 37)
Вокальная работа над песней “Музыка” Г.Струве, сл. И.Исаковой.
9. Домашнее задание. (Слайд 38)
Нарисовать иллюстрацию к мифу “Орфей и Эвидику”.
Составить кроссворд по теме “Культура Древней Греции”
10. Итог урока. (Слайд 39)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по Древней Греции. Я надеюсь, что для каждого из вас встреча с этой древней и удивительной страной и ее искусством была интересна и увлекательна. (Слайд 40)
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный
Веками будет согревать сердца!
Микеланджело
Учитель: Любите искусство, цените и берегите в своей душе ту красоту, которой вас одарила природа. И тогда мир будет намного добрее и лучше!
До новых встреч! Урок окончен! До свидания! (Слайд 41)
Список литературы и интернет-ресурсы.
- Брюсов В. “Орфей и Эвридика”. Избранное: Для учащихся старших классов сред. школы. / Сост., авт. Предисл., примеч. М.А.Шаповалова. – М.: Просвещение, 1991 – с. 100-101.
- Видео опера “Орфей и Эвридика” http://galusikn.ucoz.net/load/video/
video_k_urokam/fragmenty_iz_opery_k_gljuka_quot_orfej_i_ehvridika_quot/23-1-0-251 - Зал Орфея и Эвридики. http://www.romeo-juliet-club.ru/lovemuseum/orfeo.html
- Зубарева Н.А Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции".
- Иллюстраци http://images.yandex.ru/yandsearch
- Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. – Ярославль: “Академия развития”, 1998 – 240с.
- Крюкова Л.В., Глаголева Н.А. Орфей и Эвридика. Миф и опера. https://urok.1sept.ru/articles/578348/
- Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика” http://muzofon.com/search/
- Миф об Орфее и Эвридике http://myths.kulichki.ru/lostcivil/greece/myth0005/
- Опера Глюка “Орфей и Эвридика” http://www.belcanto.ru/orfeo.html
- Орфей и Эвридика. Кун, Н.А. Легенды и мифы древней Греции./ Н.А.Кун. – м.: Асрель: АСТ, 2007 – с. 197 – 202.
- Фрагмент телепередачи “Абсолютный слух” “Миф об Орфее” http://galusikn.ucoz.net/load/video/