Тип урока: урок-погружение в тему.
Цели урока:
- выявить связи между музыкальным и изобразительным искусством;
- мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества импрессионистов.
Задачи урока:
- актуализация знаний учащихся;
- углубление представлений о взаимодействии искусств;
- развитие эмоциональной сферы, умения слушать музыку, выражать свое отношение к ней;
- проникновение в эмоциональный строй произведений импрессионистов.
Оборудование урока:
- аудиозаписи произведений импрессионистов;
- мультимедийная презентация по теме “Импрессионизм”;
- анимационные фильмы “Ёжик в тумане” (реж. Ю.Норштейн), “Болеро” (реж. И.Максимов);
- ноты: М.Равель “Болеро”, К.Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”, “Прерванная серенада”, “Кукольный кэк-уок”.
Ход урока
Организационный момент. [Слайды 1,2,3]
У.: Сегодня мы с вами познакомимся с интересным направлением в искусстве, название которому – импрессионизм. Мы постараемся проникнуть в суть этого явления, выявить степень его влияния на музыку. В начале урока предлагаю вашему вниманию фрагмент анимационного фильма режиссера Юрия Норштейна “Ёжик в тумане”. [Слайд 4]
“Ёжик в тумане” - мультфильм
Погружение в тему.
У.: Кто не знает “Ёжика в тумане” - замечательный анимационный фильм Юрия Норштейна. А задумывались ли вы, в чем, собственно, идея этого фильма? Прежде всего, идея – в тумане, благодаря которому обычный визит Ёжика к Мишке становится настоящим приключением. Приключением же он становится потому, что туман наделяет небольшое пространство между ними сложностью, загадочностью, таинственностью. Собака, лошадь, старое дерево, ухающий филин – все становится здесь как бы впервые увиденным, как бы заново создаваемым зрением Ёжика. Таким образом, получается, что туман позволяет Ёжику открыть новый мир. И именно поэтому такое облегчение приносит финал фильма, когда Ёжик и Мишка в чистом ночном небе принимаются считать звезды. При всей поэтичности и самостоятельности этой ситуации главное здесь в освобождении от напряжения, созданного туманом. Благодаря туману, Ёжик получает новые впечатления от привычных ему предметов. Слово “импрессионизм” так и переводится с французского – “впечатление”.
Повторение материала.
[Слайды 5,6,7,8] Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”, Камиль Писсарро “Оперный проезд в Париже”, Огюст Ренуар “Большая ваза с цветами”, Эдгар Дега “Зеленые танцовщицы”.
Ответы учащихся на вопросы учителя:
- Знаете ли вы некоторые из этих полотен? (учащиеся называют).
- Что вы можете сказать о живописи импрессионистов, опираясь на свои зрительные ощущения? (размытые силуэты, чистые краски, использование полутонов).
- Есть ли что-то общее в работах художников-импрессионистов с анимационным фильмом “Ёжик в тумане”?
- Когда и в какой стране возникло это течение - импрессионизм? (Франция, последняя треть XIX века).
- В каком виде искусства первоначально проявил себя импрессионизм? (В живописи).
- Назовите известных вам художников-импрессионистов. (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, К. Писсарро, П. Сезанн, О. Ренуар).
- Что означает термин “импрессионизм”? Как он возник? (“Впечатление”, от названия картины К. Моне “Впечатление. Восход солнца”).
- Перечислите жанры, к которым обращались художники. (Пейзаж, лирический портрет, бытовой жанр).
- Назовите особенности живописной техники (работа на открытом воздухе как непременное условие творчества, свет как главное выразительное средство, отказ от техники смешивания красочных тонов на палитре и наложение краски на холст лишь чистыми тонами, техника письма мелкими мазками).
- В каких видах искусства, помимо живописи, проявил себя импрессионизм (скульптура, литература, музыка).
- Назовите выразительные средства живописи и музыки [Слайд 9].
[Слайды 10,11]
Клод Моне “Руанский собор в полдень”, Клод Моне “Руанский собор вечером”.
Задание. Представьте себя композиторами. Скажите, какие выразительные средства музыки вы бы использовали для создания произведений по мотивам этих картин.
У.: Живописный импрессионизм оказал значительное влияние на музыку. Задание: по словесному описанию узнать, о ком из композиторов-импрессионистов идет речь.
А) Французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Как домашний пианист русской меценатки Н.Ф. фон Мекк сопровождал ее в путешествиях по Европе, в 1881 и в 1882 гг. посетил Россию. Выступал как дирижер и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик. Автор 24 прелюдий для фортепиано, сюиты “Детский уголок”, оркестровых “Ноктюрнов”, “Прелюдии к “Послеполуденному отдыху фавна”. _________________ (Клод Дебюсси). [Слайд 12].
Б) Французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1905). Трижды участвовал в конкурсе на Римскую премию, затем добровольно отказавшись от нее. Выступал как пианист, дирижер. В 1929 г. получил звание почетного доктора Оксфордского университета. Яркий представитель импрессионизма, но его отличает сознательное тяготение к классическому стилю. Выступает интерпретатором творчества других композиторов. Автор “Болеро”, балета “Матушка Гусыня”, “Испанской рапсодии”. ___________________ (Морис Равель). [Слайд 13].
У.: Музыкальный импрессионизм складывался в обстановке непрекращающейся борьбы между традиционным и новым. Он утверждался в противовес к устаревшим, но цепко удерживающимся, “академическим” традициям музыкального искусства Франции начала ХХ века. Молодые Дебюсси и Равель в полной мере ощутили это на себе. Их первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства Парижской консерватории и Академии изящных искусств, как и картины художников-импрессионистов. Негативными были отзывы на такие произведения Дебюсси как симфоническая ода “Зулейма”, симфоническая сюита “Весна”, кантата “Дева-избранница”. Композитор обвинялся в умышленном желании “сделать что-либо странное, непонятное, невыполнимое”. Неодобрение со стороны консерваторской профессуры вызвала и пьеса Равеля “Игра воды”, и он не получает Римскую премию в 1903 году. Дебюсси и Равелю пришлось пробивать себе дорогу в искусстве в одиночестве, ибо у них почти не было единомышленников и соратников. Весь их жизненный и творческий путь был полон поисков и смелых экспериментов в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.
Работа с нотным текстом, слушание музыки.
Учитель: Давайте обратимся к музыке Дебюсси и Равеля. Композиторы поясняют содержание своих произведений, давая им названия. Мы услышим музыку, назовем произведения, проследим за их развитием по нотам, посмотрим картины импрессионистов. После этого вы ответите на вопрос: к какому из этих произведений по внутреннему настроению более всего соответствует музыка?
[Слайд 14].
Звучит прелюдия Клода Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна” <Приложение 2>.
Действия учеников:
А) называют произведение;
Б) из зрительного ряда выбирают картину, соответствующую слуховым впечатлениям, объясняют свой выбор;
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Вопросы:
- Сколько прелюдий входит в фортепианный цикл?
- Какие композиторы до Дебюсси обращались к жанру прелюдий?
- Что привлекло композитора в этом жанре?
- Почему композитор указывает название лишь в конце пьесы? (Не желая “навязывать” свой замысел исполнителю и слушателю, выносит заголовки в конце пьесы, заключая его скобками и окружая многоточием).
- Каков круг образов прелюдий?
- В каких музыкальных формах написано большинство прелюдий?
[Слайд 15]. Вопросы:
- Почему композитора не привлекало создание портретов близких ему людей?
- Какое впечатление производит прелюдия “Девушка с волосами цвета льна”?
- Звучание какого инструмента напоминает мелодия?
- Что придает мелодии черты пентатоники?
- Назовите характерные особенности гармонического языка прелюдии.
- В какой форме написана прелюдия? В чем заключаются особенности последней части?
[Слайд 16]. Звучит прелюдия Клода Дебюсси “Прерванная серенада” <Приложение 3>
Действия учеников:
А) называем произведение;
Б) из зрительного ряда выбираем картину, соответствующую слуховым впечатлениям, объясняем свой выбор.
[Слайд 17]. Вопросы:
- В чем заключается программный замысел этой прелюдии?
- Какую роль отводит композитор инструментальному сопровождению?
- Расскажите о мелодии прелюдии.
- Какие выразительные средства использует композитор для передачи замысла?
- В чем заключается “импрессионистичность” прелюдии?
[Слайд 18]. Звучит пьеса “Кукольный кэк-уок” Клода Дебюсси из фортепианного альбома “Детский уголок” (исполняет ученица 5 класса Столярова Арина) <Приложение 4>
Вопросы:
- Назовите произведение.
- Что представляет собой “Детский уголок” Клода Дебюсси?
- Назовите пьесы, которые входят в цикл.
- Расскажите о пьесе “Кукольный кэк-уок”. Каковы особенности ритма этой пьесы? [Слайд 19].
[Слайд 20]. Звучит фрагмент “Болеро” Мориса Равеля <Приложение 5>
Вопросы:
- Назовите произведение, которое только что прозвучало.
- Что такое “Болеро”?
- Когда было создано “Болеро”?
- Чем объясняется долгая симфоническая жизнь этого сочинения?
- В чем заключаются особенности темы произведения? [Слайд 21].
- Расскажите о красочной оркестровке “Болеро”. [Слайд 22].
- Какая роль отведена группе струнных инструментов?
- Какие выразительные средства использует композитор при подходе к кульминации?
Используя таблицу эмоциональных состояний, охарактеризуйте это произведение. [Слайд 23].
Проверочная работа: Тест <Приложение 6>.
Зрительная викторина <Приложение 7>.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя.
- Назовите композиторов-импрессионистов, с творчеством которых мы познакомились на уроках музыкальной литературы.
Клод Дебюсси, Морис Равель.
- Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете?
Образы неуловимые, зыбкие, расплывчатые, ускользающие. Композиторы стремятся передать свои впечатления при дневном и ночном освещении, летом и зимой, в туман или дождь. Отсюда идет и тяготение композиторов-импрессионистов не к крупным формам, а к миниатюрам. В них легче передать мимолетные впечатления от различных явлений, смену настроений.
Значение мелодии, как основного выразительного элемента музыки, ослабляется, она растворяется в гармоническом фоне. Нет ярких, широких мелодий, лишь мелькают короткие мелодические фразы.
Вырастает роль гармонии, на первый план выступает ее красочное значение. Характерны сложные, неустойчивые гармонии: увеличенные трезвучия, уменьшенные септаккорды, нонаккорды.
Важную роль для создания красочности звучания играют лады. Дебюсси и Равель часто обращаются к старинным народным ладам: дорийскому, фригийскому, миксолидийскому, пентатонике.
Основную выразительную роль в произведениях импрессионистов играет оркестровка. Струнная группа теряет свое господствующее значение, на первый план выходят деревянные духовые инструменты. Равель использует необычные сочетания инструментов.
Композиторы обращаются к современным ритмам.
Музыка композиторов-импрессионистов программная, то есть авторы поясняют ее содержание, давая своим произведениям названия.
- Как вы думаете, есть ли общее между художниками-импрессионистами и композиторами-импресионистами?
Музыка может рисовать звуками, мы видим эти картины. Музыка воссоздает образы природы и живые зарисовки бытовых городских сцен. В музыке, как и в картинах импрессионистов, есть ощущение света. В творчестве художников и композиторов много общего. Прежде всего – это родственная тематика. Ведущей темой становится пейзаж. Типичной темой стал и лирический портрет. Привлекает их и бытовой жанр. Разнообразие ладов у музыкантов-импрессионистов аналогично обогащению цветовой палитры художников-импрессионистов.
У.: Теперь мы с вами можем найти ответ на вопрос, который прозвучал в начале урока: что же такое импрессионизм? Импрессионизм – это новый мир, открытый перед людьми художниками и композиторами. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевает мир естественных человеческих переживаний, передает радостное ощущение жизни, открывает перед слушателями прекрасный поэтический мир природы, нарисованный тонкими, оригинальными звуковыми красками. Художники стремились отражать в своих произведениях не окружающий мир, а свое личное впечатление от этого мира. Многие направления в искусстве последующего, ХХ века, появились, благодаря новым методам импрессионизма.
Домашнее задание (по выбору учащегося):
1) написать небольшое сочинение на тему: “Что я чувствую, слушая музыку импрессионистов”;
2) подобрать выразительные средства музыки к картине: Огюст Ренуар. “Женщина с веером” [Слайд 24].
В конце урока я предлагаю вашему вниманию фрагмент анимационного фильма режиссера Ивана Максимова “Болеро”. Мы помним о необычном решении “Болеро” как балетного спектакля: танец в таверне и танец на фоне заводской стены (по замыслу Равеля). У художников ХХ века свой взгляд на музыку импрессионистов. Как сказал Максимов о своем персонаже: “Он сам себе путеводная звезда, которая светит и не нуждается ни в чем”.
“Болеро” - мультфильм (фрагмент) <Приложение 8>
Сегодня мы говорили об импрессионизме в живописи и в музыке. Надеюсь, что наш урок не оставил вас безучастными, и когда вы окажитесь в музее, то задержитесь в зале импрессионистов, открывая в их искусстве что-то новое и интересное для себя, возможно, схожее с вашими ощущениями. Задумайтесь, как прекрасно мгновение, оставленное для нас художниками. Надеюсь, что у вас возникнет желание глубже узнать музыку Дебюсси и Равеля. Урок окончен, спасибо!
Литература
- Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. – М.: - Музыка. – 2001. – 183 с., нот., ил.
- Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).
- Импрессионизм в музыке и живописи /Шемякина Светлана Юрьевна/ https://urok.1sept.ru/articles/101447/
- Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки: второй год обучения: учеб. пособ. / М. Шорникова. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. _ 281, (1)с.: ил. + CD-диск. – (Учебные пособия для ДМШ).
- Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. Учеб. Пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.
- Открытый урок по основам музыкальных знаний. Тема: "Импрессионизм в музыке"/ Смородина Наталья Алексеевна/ https://urok.1sept.ru/articles/524906/
- Современный урок музыки: творческие приемы и задания./ Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с. (В помощь учителю).
- Урок "Пресс-конференция с импрессионистами" / Молодых Антонина Витальевна/ https://urok.1sept.ru/articles/531756/