Цель: проведение лингвистического исследования.
Задачи:
- Личностная – формирование интереса к исследовательской деятельности, понимание значимости исследований для науки.
- Предметная - учиться распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы в текстах.
- Познавательные: обучать исследованию лингвистических объектов, работать с текстами, таблицами и диаграммами.
- Коммуникативная - обучать позиционной групповой работе с опорой на оргдеятельностную схему.
- Регулятивная - учить выстраивать алгоритм исследовательской деятельности и групповой работы.
Форма: урок-исследование.
Оборудование: компьютерная презентация, для каждой группы: наборы цветных карточек (жёлтая, красная, зелёная и синяя), карточки с текстами (по 5 штук для каждой группы), карточки с текстами для проверки, фломастеры трёх цветов, справочный материал (таблица “Части речи”), итоговые листы, рефлексивные листы.
Ход урока
Оргмомент. Слайд 2.
- Посмотрите на слайд, что вы видите? (Учащиеся читают фамилии, имена и отчества учёных).
- Как вы думаете, кто эти люди? (Предположения учащихся).
- Перед вами, ребята, знаменитые учёные. А как вы думаете, что они изучали? (Ответы детей).
- Эти люди – знаменитые учёные-языковеды. Они занимались изучением русского языка и сделали очень много интересных открытий.
Целеполагание.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам попробовать себя в роли учёных, которые изучают законы русского языка. Хотите побывать учёными? Замечательно! Тогда мы отправляемся в лабораторию, где изучают русский язык. Работа учёного очень сложная, она требует большого внимания и труда. Прежде чем начать нашу исследовательскую работу, мы должны понять, что мы будем исследовать и как исследовать. Слайд 3.
- Сначала ответим на первый вопрос: “Что исследовать?”. Для этого вспомним, что мы изучаем сейчас на уроках русского языка. (Части речи). Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Что можно было бы исследовать про эти части речи? (Предположения детей). А вам интересно было бы узнать, какая из изученных нами частей речи встречается в текстах чаще, чем другие? (Интересно). Тогда я предлагаю вам выяснить, слов какой части речи встречается в текстах больше. Но пока мы сможем работать только с именами существительными, именами прилагательными и глаголами, потому что со словами других частей речи мы ещё недостаточно знакомы.
- На первый вопрос мы ответили. Теперь, чтобы ответить на второй вопрос, нам необходимо узнать, как происходит исследование. Для этого посмотрите на следующий слайд. Слайд 4.
- Что необходимо сделать сначала? (Там написано слово “гипотеза”). Это незнакомое для нас слово означает “предположение”. Это значит, что перед любым исследованием, необходимо сначала сделать предположение о том, что у вас получится в результате исследования. Давайте и мы сделаем своё предположение. Как вы думаете, слов какой части речи в нашем языке больше? (Предположение детей, из которых выбирается самое распространённое и фиксируется на доске).
3. Организация групповой исследовательской деятельности.
- Иногда учёные работают в одиночку, изучая интересующие их вопросы, но часто исследование совершают группы учёных. Мы сегодня тоже будем работать в таких исследовательских группах. Вы сидите в группах по 4 человека. У вас на партах лежат цветные прямоугольники (жёлтый, красный, синий и зелёный). Пусть каждый из вас возьмёт себе по одному. Теперь посмотрим, какая роль вам досталась. Слайд 5.
- Если у вас зелёный прямоугольник, то вы будете отвечать за имена существительные, если красный – имена прилагательные, а синий – за глагол, жёлтый прямоугольник достаётся руководителю группы. У каждого из вас будет карточка с текстом, на которой вы цветными точками будете отмечать ту часть речи, за которую отвечаете. Руководитель группы будет отмечать на своём листке все части речи, а по окончанию работы группы – докладывать о результатах исследования. Посмотрите на следующий слайд. Слайд 6.
Здесь слова разных частей речи обозначены цветными кружочками, соответствующими части речи. Здесь видны все части речи, (также будет на листке у руководителя группы), а на листах остальных членов группы будут обозначены слова только вашей части речи. Это делается для того, чтобы потом мы могли быстро подсчитать слова. Ещё один момент, на который нужно обратить внимание. В тексте некоторые слова напечатаны другим шрифтом. Это слова, относящиеся к другим частям речи, которые не относятся к нашему исследованию. Над этими словами ничего ставить не нужно. Каждая исследовательская группа получит свой текст. Тексты будут разными для чистоты нашего эксперимента. Чтобы вам легче было работать, можете воспользоваться справочным материалом, который лежит на столах у каждой группы (Таблица “Части речи”).
Часть речи | Что обозначает | Вопросы |
Имя существительное | предмет | Кто? Что? |
Имя прилагательное | признак | Какой? Какая? Какое? Какие? |
Глагол | действие | Что делать? Что сделать? |
- Теперь, когда вы распределили роли, и имеете представление о задании, пришло время проговорить алгоритм ваших действий в группе. Слайд 7.
1 шаг. Вы работаете в группах, каждый в своей роли (на схеме вы все обозначены разным цветом), но над одним заданием, поэтому (стрелочки на схеме показывают, что вы работаете вместе над одним заданием).
2 шаг. Проверяете. После выполнения вами задания, вы подойдёте к учителю и возьмёте лист для проверки. Внесёте поправки (если это необходимо) в ваши листы и подсчитаете количество слов каждой части речи.
3 шаг. Руководитель группы докладывает о результатах работы в группе всему классу.
4. Групповая работа.
Карточка 1. (Группа 1).
Текст № 1. В. Орлов
Хрюшка обижается.У Шарика – новый лиловый берет.
У козлика – красный атласный жилет.
У курицы – бантик, у кошки – сапожки.
У двух петухов по гармошке.
Все очень довольны, а хрюшка сердита.
В слезах отвернулась она от корыта:
Ей хочется новый лиловый берет,
Ей хочется красный атласный жилет,
Ей хочется бантик, сапожки
И две петушиных гармошки.
Но только о ней не подумал никто -
Ей дали не то, совершенно не то!
А то, что она не любила:
Ей дали мочалку и мыло.
Карточка 2 (Группа 2).
Текст № 2. В. Сутеев
Три котёнкаТри котёнка – чёрный, серый и белый – увидели мышь и бросились к ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка.
Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята – за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных котёнка.
Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.
Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.
Карточка 3 (Группа 3).
Текст № 3. Курочка Ряба (русская народная сказка)
Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
По окончанию работы с текстом группа показывает учителю, что справилась с заданием и получает текст с правильными ответами (цветными точками) для проверки своей работы. После проверки каждой группой заполняется итоговый лист.
Группа № ___ В тексте встретилось
_____ имён существительных,
_____ имён прилагательных,
_____ глаголов.
5. Представление и анализ результатов исследования.
По окончанию групповой работы руководители групп представляют всему классу полученные результаты. Эти результаты фиксируются на доске.
- А теперь проверим, насколько правильно справились со своим исследованием все группы. Слайд 8. Сравните свои числа с числами в таблице. Есть ли ошибки? Если есть, то внимательно посмотрите, слова какой части речи вы подсчитали неправильно, найдите ошибку, если она есть.
- Итоги нашего исследования представлены в таблице. По ней все данные видны. Но эти же данные можно представить и в виде диаграмм. Посмотрите, как это будет выглядеть. Слайд 9.
Учащиеся с помощью учителя рассматривают диаграмму и приходят к выводу о том, что по ней лучше видны результаты исследования.
6. Формулировка выводов исследования.
- Посмотрим на последнюю группу столбцов нашей диаграммы. Какой вывод мы можем сделать? В наших текстах самое большое количество имён существительных, меньше глаголов, а прилагательных ещё меньше.
- Мы получили результат своего исследования, теперь необходимо сравнить его с той гипотезой, которую мы с вами выдвигали в начале нашей работы. Она записана на доске. Совпадает ли наша гипотеза с результатами исследования? В ходе исследовательской работы гипотеза может совпадать с результатами исследования, а может и не совпадать. Теперь пришло время подвести итоги нашего исследования. Какой вывод по исследованию мы можем сделать? (Ответы детей). Имён существительных в текстах больше, чем глаголов и имён прилагательных.
7. Содержательная рефлексия.
7.1. Выделение этапов исследовательской деятельности. Слайд 10.
- Вернёмся к схеме исследования и определим этапы исследования.
Когда мы определяем для себя, что будем исследовать, что сначала мы формулируем свою гипотезу (предположение) о том, что у нас получится в ходе исследования.
- Изучаем (исследуем) то, что задумали.
- Оформляем полученные результаты так, чтобы они были наглядны и понятны всем.
- Соотносим результаты с гипотезой и делаем выводы по исследованию.
7.2. Оценка групповой работы.
- Мы с вами во время урока провели настоящее лингвистическое исследование. С этой общей работой мы справились. Теперь посмотрим, как сработала каждая группа в отдельности. В каждой группе есть таблички “Оценка групповой работы”. Слайд 11.
- Начнём с оценки работы всей группы. В ваших карточках есть пустые кружочки. Читаем первый критерий групповой работы: “выполнили задание полностью”. Если вы полностью вправились со своим текстом, то закрасьте кружочек в зелёный цвет. Если что-то где-то не успели немного доделать, то в жёлтый цвет, а если совсем ничего не удалось сделать – в красный цвет. Дальше “работали самостоятельно”. Если вы всё сделали самостоятельно, без помощи учителя, то закрасьте кружок в зелёный цвет, если помощь учителя была, но небольшая, то – в жёлтый цвет, а если вам постоянно требовалась помощь учителя, то - в красный цвет. “Выполнили задание правильно”. Если при выполнении задания вы не допустили ни одной ошибки, то закрасьте кружок в зелёный цвет, если не более пяти ошибок – в жёлтый цвет, а если больше пяти ошибок, то – в красный цвет.
Теперь оцените работу каждого члена вашей группы. В первом столбике таблички запишите имя и фамилию, потом роль, которую он выполнял (например, “имя существительное”, или “руководитель”) и оцените его работу, закрасив кружок в зелёный цвет (если этот человек активно работал в группе, и не допускал ошибок), жёлтый (если работал, но допускал немного ошибок), или в красный (если допускал очень много ошибок, или не хотел работать со всеми).
Оценка работы группы
- Выполнили задание полностью.
- Работали самостоятельно.
- Выполнили задание правильно.
Имя фамилия | Роль | Оценка |
8. Подведение итогов урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Над чем нам ещё нужно работать? (Учиться исследованиям, ещё работать над частями речи, чтобы не ошибаться при их различении).