Цель программы:
- Психологическое сопровождение детей и подростков в период социальной адаптации в приюте.
- Содействие социальной адаптации.
Задачи:
- Создать обстановку, способствующую устранению психологического напряжения.
- Провести диагностику с целью изучения особенностей личности и выявления психологических проблем и форм их проявления у детей и подростков, поступивших в приют.
- Формировать стремление к познанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
- Формировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Структура программы.
Программа включает в себя 3 блока:
I. Диагностический.
II. Развивающий.
III. Результативный.
Реализация программы:
Срок реализации программы – 4 недели:
1 – неделя – диагностика;
2–3 – неделя – снижение эмоционального напряжения; формирование позитивной
Я-концепции и коммуникативных навыков.
4 неделя – оценка результатов социальной адаптации.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня тревожности поступающих детей в приют.
- Формирование доверительных отношений в системе педагог-воспитанник.
- Формирование коммуникативных навыков.
I-й блок программы.
Диагностический.
Перечень диагностических методов, используемых на данном этапе:
1. Для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года:)
- Наблюдение.
- Совместная деятельность.
- Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
2. Для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет):
- Наблюдение.
- Совместная деятельность.
- Игра.
- Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
3. Для детей старшего дошкольного и преддошкольного возраста (6–7 лет):
- Наблюдение.
- Беседа.
- Игра.
- Проективные методики (“Рисунок человека”, “Рисунок семьи”, “САТ”, “Волшебное интервью”).
- Экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
4. Для детей младшего и среднего школьного возраста (7–11 лет):
- Наблюдение.
- Беседа.
- Проективные методики (“Рисунок человека”, “Рисунок семьи”, “САТ”, “Волшебное интервью”, т. Люшера, “Дом, дерево, человек”, “Лестница”(самооценка), “Дерево”).
- Классические методы диагностики интеллектуального развития и развития ВПФ.
5. Для детей подросткового и старшего школьного возраста (12–18 лет):
- Наблюдение.
- Беседа.
- Проективные методики (“Рисунок человека”, “Рисунок семьи”, “САТ”, “Волшебное интервью”, т. Люшера, “Дом, дерево, человек”, “Несуществующее животное”).
- Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности (Айзенка).
- Методика диагностики и выявления детей “группы риска”.
- Методика выявления уровня самооценки.
- Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП).
- Экспресс – методика “Прогноз”.
- Методика определения степени суицидального риска.
- Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” МЛО-АМ А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
- Классические методы диагностики интеллектуального развития и развития ВПФ.
II-й блок программы.
Снижение эмоционального напряжения. Формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных навыков.
Блок занятий для детей младшего дошкольного возраста (3–4года)
Игры и упражнения I этапа.
На первом этапе адаптации занятия проводятся 2 раза неделю, форма занятий индивидуальная или в подгруппах по 2 человека. Продолжительность одного занятия – 10–15 минут. Место проведения – сенсорная комната.
Занятие 1. “Знакомство”.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Дай ручку!”
- “Ай да, комната!
- “Хлопаем в ладоши!”
- “Пока! Пока!”
Занятие 2.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Здравствуй, я котик!”
- “Котик ласкает”.
Игры и упражнения II этапа.
Занятия 2 этапа проводятся два раза в неделю в группе не более 5 человек. Место проведения групповая комната. Продолжительность одного занятия 20 минут.
Занятие 1.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.
Игры, используемые на занятии:
- “Кто в домике живет?”
- “Раз-два-три, заяц, замри!”
- “Пальцы-мышки”.
Занятие 2.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей.
Игры, используемые на занятии:
- “Имя шепчет ветерок”.
- “Потерялась девочка”.
- “Кто перед тобой – рассмотри в дырочку”.
- “Повторяй за мной”.
Блок занятий для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет)
Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Занятие 1.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Давай здороваться”.
- “Кто в домике живет?”
- “Пальцы-мышки”.
- Упражнение на расслабление “Солнечный зайчик”.
Занятие 2.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Подарок”.
- “Добрая аллея”.
- “Гномик и великан”.
- Упражнение на расслабление “Лицо загорает”.
Занятие 3.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.
Игры, используемые на занятии:
- “Потерялась девочка (мальчик)”.
- “Пряничная куколка”.
- “Я могу!”
- Упражнение на расслабление “Котенок спит”.
Блок занятий для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Занятие 1.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Давай познакомимся”.
- “Добрая аллея”.
- “Дотронься до…”.
- Упражнение на расслабление “Путешествие на облаке”.
Занятие 2.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Доброе слово”.
- “Запретное движение”.
- “Музыкальные пальчики”.
- Упражнение на расслабление “У моря”.
Занятие 3.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.
Игры, используемые на занятии:
- “Ты мне нравишься”.
- “Превращение в животных”.
- “Мы одно целое”.
- Упражнение на расслабление “Золотая рыбка”.
Блок занятий для детей преддошкольного возраста (6–7 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Занятие 1.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Давай познакомимся”.
- “Расскажи мне о себе”.
- Упражнение “Доброе животное”.
- Упражнение на расслабление “Путешествие на облаке”.
Занятие 2.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Комплимент”.
- Упражнение “Разбуди дух”.
- Игра “ Слушай, смотри и исполняй”.
- Упражнение на расслабление “На лугу”.
Занятие 3.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.
Игры, используемые на занятии:
- “Пожалуйста!”
- “Иголка и нитка”.
- “Закончи строчку”.
- Упражнение на расслабление “Водопад”.
Блок занятий для детей младшего и среднего школьного возраста (7–11 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5-6 человек. Продолжительность одного занятия 35–40 минут.
Занятие 1.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- “Давайте познакомимся”.
- Упражнение “Расскажи мне о себе”.
- “Три стихии”.
- Упражнение на расслабление “Сотвори в себе солнце”.
Занятие 2.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
- “Подари улыбку другу”.
- “Канон”.
- Упражнение “Ощути прикосновения”.
- Упражнение на расслабление “Путешествие на облаке”.
- Рефлексия занятия.
Занятие 3.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.
Игры, используемые на занятии:
- “Ты мне нравишься”.
- “Кто кем будет”.
- “Гротеск”.
- Упражнение на расслабление “У моря”.
- Рефлексия занятия.
Блок занятий для детей подросткового и старшего школьного возраста (12–18 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе по 5–6 человек. Продолжительность одного занятия 45–60 минут.
Занятие 1.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- Упражнение – активатор “Представь свое имя”.
- Заполнение схемы “Круг поддержки”.
- Упражнение “Если бы я был…”.
- Упражнение “Сколько ты весишь”.
- Упражнение на расслабление.
- Рефлексия занятия.
Занятие 2.
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование доверительных отношений.
Игры, используемые на занятии:
- Упражнение – активатор “Калейдоскоп”.
- Упражнение “Посидите так, как сидит…”.
- Упражнение “Оптимисты и пессимисты”.
- Упражнение “Имена чувств”.
- Упражнение на расслабление.
- Рефлексия занятия.
Упражнение 3.
Цель: способствовать развитию самоуважения и навыков самовыражения детей. Содействие развитию у детей положительного образа Я.
Игры, используемые на занятии:
- Упражнение – активатор “Это я”.
- Упражнение “Мои сильные и слабые качества”.
- Упражнение “Ладошка”.
- Упражнение “Мой сосед слева”.
- Упражнение на расслабление.
- Рефлексия занятия.
В течение реализации программы проводится наблюдение за воспитанниками и заполнение карты эмоционального состояния воспитанников. По результатам реализации программы проводится тестирование детей школьного возраста и анализируется степень адаптации каждого воспитанника.