Цели урока: формирование графических навыков, художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру.
Оборудование:
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся, репродукции картин и фотографии пейзажей.
ТСО: мультимедиа проектор.компьютер, презентация.
Материалы и инструменты: утюг, восковые мелки, плотная бумага.
Задание: выполнить работу в технике “энкаустика” на свободную тему.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
План урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала, просмотр презентации.
3. Актуализация знаний
4. Практическая работа
5. Подведение итогов урока, выставка работ учащихся.
I. Сообщение нового материала
Если проследить историю возникновения и развития энкаустики, то выяснится, что эта техника создания изображений появилась раньше, чем рисование масляными красками. Энкаустика использовалась в античности с V в. до н.э.: древнегреческие художники писали по деревянным доскам, терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также в настенных росписях на штукатурке. Наиболее известны так называемые “фаюмские портреты” (Египет, I-III век н.э.). При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Эту пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов, создавая уникальные и очень прочные изображения.
В настоящее время эта технология применяется для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи. Существует метод спасения камня от грибковой коррозии, широко применяется восковая защита в промышленности, так как воск не боится морской воды, солнечной радиации, воздействия кислот, стоек к перепадам температур, ложится на любую поверхность. Антикоррозийными составами покрываются различные скульптуры, сооружения из бетона (дамбы), архитектурные сооружения. Среди них - собор Василия Блаженного, Грановитая палата Московского Кремля, дворец графа Шереметьева в Останкино.
II. Знакомство с приемами техники “энкаустика” (просмотр презентации к уроку).
III. Практическая работа учащихся.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
IV. Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся.
Учащиеся сами дают оценку своим работам и выставляют отметки за урок.
Литература.
1. Хвостенко Т. В. Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия. / Послесловие Л. Ф. Дьяконицына. — М.: Советский художник, 1985.
2. Кравченко А. С., Уткин А. П. “Икона.Секреты ремесла” / Style ALTD, М., 1993.