Класс: 5а, учебник авторов С.И Львова, В.В.Львов. |
Дидактическое обоснование. |
Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 5 классе. |
Тип урока: урок “открытия” нового знания. |
Дидактическая цель: создание условий для “открытия” нового знания. |
Методические задачи урока: |
Предметные: подвести учащихся к “открытию” и осознанному пониманию понятия “предложение как единица синтаксиса”, “интонация предложения”, “употребление предложений в речи”; формировать умение составлять предложения, выделять из предложения словосочетания, различать глагольные и именные словосочетания. |
Метапредметные. Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально. |
Личностные: – формировать положительную мотивацию учения; – развивать уважение и интерес к русскому языку, к поэзии. |
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления. |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная. |
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме “Предложение как единица синтаксиса”. |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения. |
Используемое оборудование: ПК, таблицы, тексты. |
Технологическая карта урока русского языка.
Сценарий урока.
Учебный предмет | Класс | Автор УМК | Тема урока | Тип урока | Цели урока | |
Деятельностные | Содержательные | |||||
Русский язык. | 5 | С.И.Львова, В.В.Львов. М.:Мнемозина, 2013. |
“Предложения как единица синтаксиса”. | Урок “открытия” нового знания. | Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. | Формировать навыки нахождения различий между словосочетанием и предложением, постановки знаков препинания в конце предложения, уметь составлять семы словосочетаний, интонационные разметки предложений, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД | |||
Мотивация к деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает
успеха. Включение в деловой ритм. Прочитайте высказывание В.Г.Белинского: “Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится…”. Желает успехов. |
Подготовка класса к работе. Записывают в тетрадь дату. |
Личностные результаты. Самоопределение (Л). Метапредметные результаты. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
Актуализация и пробное учебное действие. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Организует повторение знаний, закрепление умений. На партах у учеников разложены листы с напечатанным текстом. Поговори со мною, хвостик!.. Люди часто объясняются жестами: хмурят брови, морщат нос, размахивают руками. Жесты – один из способов общения. Наверно, будь у нас хвост, мы бы и его пустили в дело, как поступают многие хвостатые животные. Положение хвоста соответствует настроению или высказыванию. Если волк поджимает хвост, значит, он смущен и унижен. А когда у львицы хвост трубой, львята сразу понимают, что мама дает им разрешение порезвится и поиграть. Задание: Выпишите из текста 5–6 глагольных и именных словосочетаний. |
Выполняют задание, выписывают из текста глагольные и
именные словосочетания:
объясняются (как?) часто (гл. + нар.), хвостатые (какие?) животные (прил. + сущ.), положение (чего?) хвоста (сущ. + сущ.), поджимает (что?) хвост (гл. + сущ.). Выделяют главное слово, анализируют грамматические значения. |
Метапредметные результаты. Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К). Предметные результаты. Анализ словосочетаний с целью выявления главного и зависимого слова, грамматических значений (П-логические). |
Постановка учебной задачи.
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
Создает проблемную ситуацию. – Убирает тексты
и просит составить предложение по памяти. |
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Записывают тему урока: “словосочетание как единица синтаксиса составляют таблицу. | Метапредметные результаты. Целеполагание (Р). Постановка вопросов (К). Предметные результваты. Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.). Формулирование проблемы (П – лог.). |
Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности. |
Организует учащихся по исследованию проблемной
ситуации. 1. Учитель предлагает понаблюдать над материалом учебника (упр. 236). – Прочитайте слова: 1) Весна,на, зима, хлопотать, и, ещё, ворчать. 2) Шуметь,в, глаза, лишь, и, пуще, та, ей, хохотать. – Попробуйте связать их по смыслу. – сравните полученные предложения с текстом Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”. 1) Зима еще хлопочет и на Весну ворчит. 2) Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит. – Из набора слов попробуйте составить два предложения, связанных друг с другом. – Что для этого нужно сделать? – Сделайте вывод о построении предложения – Сравните свой вывод и сравните с текстом определения на стр. 108–109. |
Составляют план достижения цели. На основе материала учебника. делают вывод о предложении как единицы синтаксиса и способах его построения, составляют алгоритм:
Записывают предложения. |
Метапредметные результаты. Планирование (Р). Прогнозирование (Р). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К). Предметные результаты. Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование). |
Построение проекта выхода из затруднения. Первичное
закрепление. Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. |
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное
обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.
Учитель организует физкультминутку.
|
1. Работают с учебником (упр. 237) в группе. Читают
предложения, передавая голосом чувства, эмоции, указанные в скобках: 1) Поеду. (Согласие, сомнение, угроза, мечтательное настроение, решимость, страх, радость.) 2) Принесите журнал. (Приказ, просьба, равнодушие, угроза.) 3) Николай Васильевич пришел. (Радость, угроза, потрясение, удивление, сомнение.) 4) Не знаю. (Ужас, уныние, безразличие, насмешка, торжество.) |
Метапредметные результаты. Контроль (Р). Оценка (Р). Коррекция (Р). Управление поведением партнера (К). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К).
Предметные результаты. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
Организует деятельность по применению новых знаний.
1) Прочитайте предложение из стихотворения А.Кольцова и спишите,
объясняя интонационную разметку: 2) Запишите по памяти отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”
“У Лукоморья дуб зеленый…” |
Самостоятельная творческая работа по обозначению интонационной разметки предложений. | Метапредметные результаты. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р). Личностные результаты. Самоопределение (Л). |
Включение в систему знаний и повторения.
Цель этапа: осознание учащимися своей деятельности. Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Учитель просит вспомнить пройденный материал используя
тезисный план.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Задает вопросы: |
Вспоминают пройденный материал, проговаривают вслух
тезисы: 1) Предложения – основная единица синтаксиса. 2) Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью. 3) Оно содержит высказывание. 4) Предложение имеет грамматическую основу. 5) В устной речи предложения отделяется паузами, а на письме – знаками препинания. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы:
|
Метапредметные результаты. Умение выражать свои мысли (К). Предметные результаты. Рефлексия (П). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Личностные результаты. Самооценка на основе успешности (Л). Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л). |
Литература
- И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова “Русский язык. 5 класс” М. : Мнемозина, 2008.
- Сборник диктантов. 5-9 классы/ Сост. В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2013.
- С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 5 класс: справочные материалы: приложение к учебнику. – М.: Мнемозина, 2013.
- Ф.И.Тютчев. Стихотворени. 2012, Эксмо.
- В.С.Цыпина. Русский язык в виде таблиц, 2005.