Тема урока: "Химия на защите Отечества"

Разделы: Химия


Дисциплина/ группа

Химия

СИТ-115

Тема

Химия на защите Отечества

Цель

Обобщить знания о химических элементах Периодической системы Д.И. Менделеева. Освоить знания о применении химических элементов и их соединений на защите Отечества.

Задачи

  1. Совершенствовать знания обучающихся о химических элементах, о положении  их в Периодической системе Д.И.Менделеева,  о применении в военном деле.
  2. Продолжить воспитание положительного отношения к дисциплине.
  3. Способствовать развитию творческого и умственного потенциала обучающихся.
  4. Установить связи с историей, русским языком, литературой.
  5. Научить работать в группе.
  6. Способствовать развитию навыков наблюдать, сравнивать, обобщать. делать выводы.
  7. Формировать общеучебные компетенции (самообучение, самоорганизация, информационный и коммуникативные блоки)

Вид занятия

Урок-игра

Тип занятия

Урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки задания на экране, листовки конкурса, рабочие тетради, карточки с фамилиями ученых и их открытия, цветные карточки, репродукции о войне, песочные часы; сообщения обучающихся. Презентация (Приложение 5)

Ход учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент, объявление темы урока, постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация обучающихся на восприятие материала (5 мин).

1. Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы учебного занятия, обозначение значимости изучения темы, постановка цели, определение задач, решаемых на учебном занятии в рамках поставленной цели, краткий рассказ о ходе учебного занятия.

2. Предлагает разделить группу на 3 команды (по количеству рядов в кабинете)

3. Знакомит с условиями игры:

Каждой команде предлагается  продемонстрировать выполненные  заранее внеаудиторные  самостоятельные работы по разделам:

а) Групповая работа: по раздаточному материалу подготовить выступление об ученом (6 групп)

б) Групповая работа «Сообщение о металлах».

в) участие в викторине «Металлы – на защите Отечества 1941-1945 годов»

г) участие в практическом этапе и объяснение химических явлений: Бутылки с горючей смесью. Пороха. Зажигательных бомб. Шаров, заполненных водородом. Осветительных ракет. Дымовых завес.

д) листовка «Химические элементы на защите Отечества»

е) подведение итогов: за  каждое выполненное внеаудиторное задание – 5 баллов (красная карточка),

Участие в викторине (1 балл  правильный ответ – синяя карточка), выступление об ученом (1 балл – желтая карточка)

1. Слушают, записывают в рабочую тетрадь.

2. Выбирают командира в команде.

3. Записывают в тетради этапы урока-игры, распределяют роли в команде.

Обьясняют и записывают уравнения химических реакций, проверяя себя  с правильными ответами на экране.

2. Актуализация ранее полученных знаний о химических элементах.(10 мин)

Предлагает обучающимся  работу с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева. (задания на экране)

Коллективная форма работы

Ответы на вопросы.

Вопросы:

  1. Сколько элементов в ПС?
  2. О чем говорит диагональ бор-астат?
  3. Самые важные элементы-неметаллы.
  4. Самые важные элементы металлы.
  5. Что такое группа?
  6. Что такое период?
  7. Как изменяются свойства элементов в периоде и группе?
  8. Какой пушкой не убивают , а лечат?
  9. Какая связь между химией и противогазом?
  10. Каков состав «серебряной» монеты?
  11. О каком химическом элементе идет речь:

«Убийца, спрятавшийся в солонке?»

Какой элемент называют миллионером и почему?

Какую фразу скрывают элементы: “Au, Ni, N, Na, I, Eu, ─  S, I, Li, Ar” (Знание – сила)

3. Проверка выполнения внеаудиторных  самостоятельных заданий (45 мин).

Этапы

1. Вступительное слово преподавателя «Дорогой ценой досталось нашему народу Победа. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды людей. Вместе с тем, это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Каждый вносил свой вклад в Победу. Не остались в стороне и ученые-химики. Несмотря на все трудности, химики, ученые и работники промышленности, справились со стоящими перед ними задачами и внесли свой достойный вклад в победу над гитлеровской Германией. (2 минуты)

2. Предлагает по раздаточному материалу установить, какое открытие сделал ученый-химик. (10 минут)

За каждый правильный ответ 1 балл – желтая карточка

Подводит итоги, комментирует (2 мин)

3. Преподаватель читает отрывок из стихотворении С. Щипачева.

Металлы тоже воевали,
Металлов много есть,
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов.

4. Предлагает прослушать сообщения на тему «Металлы – на защите Отечества 1941-1945 годов» (30 минут)

Количество выступлений – 1 балл красная карточка.

На протяжении всего этапа следит за правильностью ответов, корректирует ответы, организует самопроверку выполненных заданий в командах.

Подводит итоги работы обучающихся. (3 мин)

 

1. Слушают

2. Выполняют задание №1

«Советские ученые-химики в период Великой Отечественной войны».

3. Выступления обучающихся с сообщениями от каждой команды об ученых-химиках (А.Е Арбузов,  Н.Д. Зелинский, Н.Н.Семенов, А.Е. Ферсман, М.М.Дубинин, А.Н. Фрумкин, С.С.  Наметкин) и  др.

(Приложение 1)

4. Представители команд сообщают о металлах (железо, свинец,  литий, алюминий, магний, медь, молибден, никель, серебро, другие металлы), показывают листовки (формат А-4)

(Приложение 2)

4. Обобщение и освоение изученного материала(20 мин)

 

 

Организует участие в викторине «Химические элементы на защите Отечества». Для этого каждой команде задаются вопросы (на обдумывание 1 минута). За правильный ответ учащемуся команды дается карточка синего цвета. По числу полученных синих карточек подводятся итоги и выставляются оценки. (20 минут)

На протяжении всего этапа следит за правильностью ответов, корректирует ответы, организует самопроверку выполненных заданий в командах

Подводит итоги работы обучающихся.

Отвечают на вопросы викторины (Приложение 3, Приложение 4) Записывают  уравнения реакций в тетрадь.

Объясняют свой выбор.

5. Оценка преподавателем работы обучающихся по достижению поставленной цели  в рамках решения поставленных задач: коллективная и индивидуальная оценка (5 мин)

Преподаватель дает коллективную оценку работы обучающихся на учебном занятии (что удалось сделать, положительные аспекты учебного занятия).

Дает индивидуальную оценку работы обучающихся и по результатам оценки обоснованно озвучивает выставленные баллы.

Слушают.

6. Заданне на дом (3 мин)

Предлагает собрать материал о применении химических элементов в профессии. Подготовить сообщения и презентацию. Использовать научную литературу и интернет-ресурсы.

Записывают задания на дом:

  • Подготовить сообщения  «Применение металлов и их сплавов в профессии».
  • Подготовить презентацию по теме «Химические элементы в профессии»

7. Рефлексия (2 мин.)

Задает вопросы:

  1. Понравился  ли вам урок и чем?
  2. Что особенно запомнилось?
  3. Какой момент урока произвел на вас наибольшее впечатление?

Предлагает смайликом показать качество урока.

Отвечают.

Показывают.

Источники литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов учреждений сред. Проф. Образования /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учебник для студентов учреждений сред проф.образования/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова – М: Издательский центр «Академия», 2011.
  3. Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе» №5 2001 г.
  4. Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе» №2 1986 г.
  5. Интернет-ресурсы.