Дисциплина/ группа |
Химия СИТ-115 |
|
Тема |
Химия на защите Отечества |
|
Цель |
Обобщить знания о химических элементах Периодической системы Д.И. Менделеева. Освоить знания о применении химических элементов и их соединений на защите Отечества. |
|
Задачи |
|
|
Вид занятия |
Урок-игра |
|
Тип занятия |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки задания на экране, листовки конкурса, рабочие тетради, карточки с фамилиями ученых и их открытия, цветные карточки, репродукции о войне, песочные часы; сообщения обучающихся. Презентация (Приложение 5) |
|
Ход учебного занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент, объявление темы урока, постановка цели и задач учебного занятия. Мотивация обучающихся на восприятие материала (5 мин). |
1. Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы учебного занятия, обозначение значимости изучения темы, постановка цели, определение задач, решаемых на учебном занятии в рамках поставленной цели, краткий рассказ о ходе учебного занятия. 2. Предлагает разделить группу на 3 команды (по количеству рядов в кабинете) 3. Знакомит с условиями игры: Каждой команде предлагается продемонстрировать выполненные заранее внеаудиторные самостоятельные работы по разделам: а) Групповая работа: по раздаточному материалу подготовить выступление об ученом (6 групп) б) Групповая работа «Сообщение о металлах». в) участие в викторине «Металлы – на защите Отечества 1941-1945 годов» г) участие в практическом этапе и объяснение химических явлений: Бутылки с горючей смесью. Пороха. Зажигательных бомб. Шаров, заполненных водородом. Осветительных ракет. Дымовых завес. д) листовка «Химические элементы на защите Отечества» е) подведение итогов: за каждое выполненное внеаудиторное задание – 5 баллов (красная карточка), Участие в викторине (1 балл правильный ответ – синяя карточка), выступление об ученом (1 балл – желтая карточка) |
1. Слушают, записывают в рабочую тетрадь. 2. Выбирают командира в команде. 3. Записывают в тетради этапы урока-игры, распределяют роли в команде. Обьясняют и записывают уравнения химических реакций, проверяя себя с правильными ответами на экране. |
2. Актуализация ранее полученных знаний о химических элементах.(10 мин) |
Предлагает обучающимся работу с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева. (задания на экране) |
Коллективная форма работы Ответы на вопросы. Вопросы:
«Убийца, спрятавшийся в солонке?» Какой элемент называют миллионером и почему? Какую фразу скрывают элементы: “Au, Ni, N, Na, I, Eu, ─ S, I, Li, Ar” (Знание – сила) |
3. Проверка выполнения внеаудиторных самостоятельных заданий (45 мин). |
Этапы 1. Вступительное слово преподавателя «Дорогой ценой досталось нашему народу Победа. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды людей. Вместе с тем, это были годы мужества, беззаветной любви к Родине. Каждый вносил свой вклад в Победу. Не остались в стороне и ученые-химики. Несмотря на все трудности, химики, ученые и работники промышленности, справились со стоящими перед ними задачами и внесли свой достойный вклад в победу над гитлеровской Германией. (2 минуты) 2. Предлагает по раздаточному материалу установить, какое открытие сделал ученый-химик. (10 минут) За каждый правильный ответ 1 балл – желтая карточка Подводит итоги, комментирует (2 мин) 3. Преподаватель читает отрывок из стихотворении С. Щипачева. Металлы тоже воевали, 4. Предлагает прослушать сообщения на тему «Металлы – на защите Отечества 1941-1945 годов» (30 минут) Количество выступлений – 1 балл красная карточка. На протяжении всего этапа следит за правильностью ответов, корректирует ответы, организует самопроверку выполненных заданий в командах. Подводит итоги работы обучающихся. (3 мин) |
1. Слушают 2. Выполняют задание №1 «Советские ученые-химики в период Великой Отечественной войны». 3. Выступления обучающихся с сообщениями от каждой команды об ученых-химиках (А.Е Арбузов, Н.Д. Зелинский, Н.Н.Семенов, А.Е. Ферсман, М.М.Дубинин, А.Н. Фрумкин, С.С. Наметкин) и др. 4. Представители команд сообщают о металлах (железо, свинец, литий, алюминий, магний, медь, молибден, никель, серебро, другие металлы), показывают листовки (формат А-4) |
4. Обобщение и освоение изученного материала(20 мин)
|
Организует участие в викторине «Химические элементы на защите Отечества». Для этого каждой команде задаются вопросы (на обдумывание 1 минута). За правильный ответ учащемуся команды дается карточка синего цвета. По числу полученных синих карточек подводятся итоги и выставляются оценки. (20 минут) На протяжении всего этапа следит за правильностью ответов, корректирует ответы, организует самопроверку выполненных заданий в командах Подводит итоги работы обучающихся. |
Отвечают на вопросы викторины (Приложение 3, Приложение 4) Записывают уравнения реакций в тетрадь. Объясняют свой выбор. |
5. Оценка преподавателем работы обучающихся по достижению поставленной цели в рамках решения поставленных задач: коллективная и индивидуальная оценка (5 мин) |
Преподаватель дает коллективную оценку работы обучающихся на учебном занятии (что удалось сделать, положительные аспекты учебного занятия). Дает индивидуальную оценку работы обучающихся и по результатам оценки обоснованно озвучивает выставленные баллы. |
Слушают. |
6. Заданне на дом (3 мин) |
Предлагает собрать материал о применении химических элементов в профессии. Подготовить сообщения и презентацию. Использовать научную литературу и интернет-ресурсы. |
Записывают задания на дом:
|
7. Рефлексия (2 мин.) |
Задает вопросы:
Предлагает смайликом показать качество урока. |
Отвечают. Показывают. |
Источники литературы:
- Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов учреждений сред. Проф. Образования /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учебник для студентов учреждений сред проф.образования/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова – М: Издательский центр «Академия», 2011.
- Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе» №5 2001 г.
- Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе» №2 1986 г.
- Интернет-ресурсы.