Цели и задачи:
- обобщить знания о малых жанрах фольклора: пословицах, скороговорках, загадках, песнях;
- развивать исследовательские умения учащихся;
- развивать интерес к устному народному творчеству;
- воспитывать любовь к русскому языку;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
- Р ебята, сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие в огромную, таинственную и загадочную галактику, которая называется “Великий и могучий русский язык”. (Слайд 1). Презентация
- Экипажи! К полёту приготовиться!
- Есть приготовиться!
5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!
(Звучит музыка + заставка “Космос” cлайды со 2 по 17)
- Итак, нас встречает планета “Пословицы”.
(Слайд “Пословицы”)
- Это одна из самых интересных планет нашей галактики. В русском языке насчитывается большое количество народных пословиц: о дружбе, о труде, о Родине, об учении и т.д.
Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы культуры. И не по этой ли причине, как-бы сверяя с пословицами само направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц. Поражает вездесущность пословиц – они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческой жизни.
Исследования экипажей
1. О труде
- Делу - время, а потехе – час.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
- Труд кормит, а лень портит.
- Какой мастер, такова и работа.
2. О дружбе
- Один за всех и все за одного.
- Друзья познаются в беде
- Доброе братство дороже богатства.
- Старый друг лучше двух новых.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Об учении
- Корень учения горек, а плод сладок.
- Учение – путь к уменью.
- Учиться всегда пригодиться.
- Не знать – не страшно, страшно не узнать.
- Век – живи, век – учись.
- Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Без терпения нет учения.
4. О Родине
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Кто за Родину горой, тот истинный герой.
- На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
- Кто Родине изменяет, того народ презирает.
- Трудом Родину славим, трудом и украшаем.
- Человек без Родины – соловей без песни.
- Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
- Экипажи провели исследования на этой планете. Свои открытия представляет экипаж 4 класса “Пословицы о Родине”.
- Экипаж 3-го класса представляет нам пословицы о труде.
- Экипаж 2-го класса – об учении.
- Экипаж 1-го класса – о дружбе.
- Молодцы, ребята, сколько пословиц вы знаете!
- А сейчас экипажам будет задание от обитателей планеты: “Пословицы рассыпались, соберите их, пожалуйста”.
(1) Любишь кататься, люби и саночки возить.
(2) Делу - время, а потехе – час.
(3)Семь раз отмерь, один раз отрежь.
(4) Вместе тесно, а врозь скучно.
- Молодцы. А теперь я начну, а вы закончите пословицу (можно хором).
- Корень учения горек,... (а плод сладок).
- Без труда,.. (не выловишь и рыбку из пруда).
- Глупа та птица, …(которой своё гнездо не мило).
- Не имей сто рублей,.. (а имей сто друзей).
- (Человек без Родины),.. как соловей без песни.
- (Один за всех),.. а все за одного
- (Старый друг),.. лучше двух новых
- (Век живи),.. век учись.
- Молодцы!
- Все экипажи знают русские народные пословицы. Значит, мы можем отправляться дальше. Экипажи готовы? Внимание, прибываем на следующую планету.
(Слайд “Русские народные скороговорки”)
- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции). Правильно, скороговорки построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.
- А кто знает, как правильно произносить скороговорки? (Сначала медленнее, а потом все быстрее).
- Сейчас мы попробуем их быстро произнести.
(Слайд “Скороговорки”)
- На экране скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.
1 класс
От топота копыт
Пыль по полю летит.
2 класс
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
3 класс
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как кукушонок в капюшоне смешон.
4 класс.
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
- Кто больше знает скороговорок?
1) У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.
2) Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
3) В поле затопали кони.
4) В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.
5) Волки рыщут, птицу ищут.
6) Ехал грека через реку,
Видит грека в реке – рак
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.
7) Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
8) Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.
- Молодцы! А сейчас мы отправляемся на следующую планету. Внимание, пуск!
(Заставка “Русские народные песни”)
Танец “Во поле береза стояла”.
Инсценировка песни “Как на тоненький ледок”.
- Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (Трещалки, ложки, свистульки,..).
- Мы продолжаем наше космическое путешествие. Внимание, прибываем на следующую планету.
(Слайд “Русские народные считалки”).
- Ребята, когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся).
- Какие считалки вы знаете?
1 класс
1. Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет
2. Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдет.
2 класс
1. Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
2. Аты- баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
3 класс
1. Гномик золото искал,
И колпак свой потерял,
Сел, заплакал, - как же быть?!
Выходи! Тебе водить!
2. Тили-тели,
На лавочке сидели –
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной;
А ты кто такой?
3. Шышел-мышел,
Взял, да вышел
4 класс
1. Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
2. Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
3. Катится яблочко с крутой горы.
Кто поднимет – тот уйди!
- А сейчас разучим вместе еще одну считалку. (Слайд)
Трынцы-брынцы бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги- иги-диги-дон,
Выходи скорее вон.
Начинается считалка:
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей
- Нас встречает планета “Загадки”. (Слайд)
- Ребята, инопланетяне придумали конкурс загадок.
- Экипажи готовы к исследованиям?!
- Ребята, знаете ли вы определение слова загадка? (Это когда предмет не называют, а рассказывают о нём, описывают его признаки, чтобы можно было догадаться, о чём речь)
Загадки (толковый словарь) – это замысловатое определение даётся так: описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность человека.
- Вот и подошло к концу наше космическое путешествие по галактике “Великий и могучий русский язык”.
- Пословицы, скороговорки, песни, считалки, загадки несут в себе понимание богатства, выразительности, меткости, точности, образности великого русского языка, осмысление прямого и переносного смысла слов. Роли языка всегда уделялось много внимания. Это язык Толстого, Пушкина, Есенина и других великих людей.
(Слайд “Высказывания великих людей о русском языке”)
- В последние годы популярность русского языка набирает всё больший размах и становится одним из главных языков в мире:
(Слайд 1)
Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда – в нём самом.
Сабир Абдулла
- Будущее за русским языком на планете Земля.
- До новых встреч на планетах галактики великого могучего русского языка!