Тема урока "Великий и могучий русский язык (космическое путешествие)"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

- обобщить знания о малых жанрах фольклора: пословицах, скороговорках, загадках, песнях;

- развивать исследовательские умения учащихся;

- развивать интерес к устному народному творчеству;

- воспитывать любовь к русскому языку;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину, российский народ;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

- Р ебята, сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие в огромную, таинственную и загадочную галактику, которая называется “Великий и могучий русский язык”. (Слайд 1). Презентация

- Экипажи! К полёту приготовиться!

- Есть приготовиться!

5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

(Звучит музыка + заставка “Космос” cлайды со 2 по 17)

- Итак, нас встречает планета “Пословицы”.

(Слайд “Пословицы”)

- Это одна из самых интересных планет нашей галактики. В русском языке насчитывается большое количество народных пословиц: о дружбе, о труде, о Родине, об учении и т.д.

Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы культуры. И не по этой ли причине, как-бы сверяя с пословицами само направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц. Поражает вездесущность пословиц – они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческой жизни.

Исследования экипажей

1. О труде

- Делу - время, а потехе – час.

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

- Глаза боятся, а руки делают.

- Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

- Труд кормит, а лень портит.

- Какой мастер, такова и работа.

2. О дружбе

- Один за всех и все за одного.

- Друзья познаются в беде

- Доброе братство дороже богатства.

- Старый друг лучше двух новых.

- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

- Вместе тесно, а врозь скучно.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Об учении

- Корень учения горек, а плод сладок.

- Учение – путь к уменью.

- Учиться всегда пригодиться.

- Не знать – не страшно, страшно не узнать.

- Век – живи, век – учись.

- Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Без терпения нет учения.

4. О Родине

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Кто за Родину горой, тот истинный герой.

- На чужой сторонушке, рад своей воронушке.

- Кто Родине изменяет, того народ презирает.

- Трудом Родину славим, трудом и украшаем.

- Человек без Родины – соловей без песни.

- Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

- Экипажи провели исследования на этой планете. Свои открытия представляет экипаж 4 класса “Пословицы о Родине”.

- Экипаж 3-го класса представляет нам пословицы о труде.

- Экипаж 2-го класса – об учении.

- Экипаж 1-го класса – о дружбе.

- Молодцы, ребята, сколько пословиц вы знаете!

- А сейчас экипажам будет задание от обитателей планеты: “Пословицы рассыпались, соберите их, пожалуйста”.

(1) Любишь кататься, люби и саночки возить.

(2) Делу - время, а потехе – час.

(3)Семь раз отмерь, один раз отрежь.

(4) Вместе тесно, а врозь скучно.

- Молодцы. А теперь я начну, а вы закончите пословицу (можно хором).

- Корень учения горек,... (а плод сладок).

- Без труда,.. (не выловишь и рыбку из пруда).

- Глупа та птица, …(которой своё гнездо не мило).

- Не имей сто рублей,.. (а имей сто друзей).

- (Человек без Родины),.. как соловей без песни.

- (Один за всех),.. а все за одного

- (Старый друг),.. лучше двух новых

- (Век живи),.. век учись.

- Молодцы!

- Все экипажи знают русские народные пословицы. Значит, мы можем отправляться дальше. Экипажи готовы? Внимание, прибываем на следующую планету.

(Слайд “Русские народные скороговорки”)

- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции). Правильно, скороговорки построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

- А кто знает, как правильно произносить скороговорки? (Сначала медленнее, а потом все быстрее).

- Сейчас мы попробуем их быстро произнести.

(Слайд “Скороговорки”)

- На экране скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.

1 класс

От топота копыт
Пыль по полю летит.

2 класс

Вёз корабль карамель,
Налетел корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

3 класс

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как кукушонок в капюшоне смешон.

4 класс.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

- Кто больше знает скороговорок?

1) У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

2) Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.

3) В поле затопали кони.

4) В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.

5) Волки рыщут, птицу ищут.

6) Ехал грека через реку,
Видит грека в реке – рак
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.

7) Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

8) Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.

- Молодцы! А сейчас мы отправляемся на следующую планету. Внимание, пуск!

(Заставка “Русские народные песни”)

Танец “Во поле береза стояла”.

Инсценировка песни “Как на тоненький ледок”.

- Ребята, а какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? (Трещалки, ложки, свистульки,..).

- Мы продолжаем наше космическое путешествие. Внимание, прибываем на следующую планету.

(Слайд “Русские народные считалки”).

- Ребята, когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся).

- Какие считалки вы знаете?

1 класс

1. Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет

2. Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдет.

2 класс

1. Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!

2. Аты- баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

3 класс

1. Гномик золото искал,
И колпак свой потерял,
Сел, заплакал, - как же быть?!
Выходи! Тебе водить!

2. Тили-тели,
На лавочке сидели –
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной;
А ты кто такой?

3. Шышел-мышел,
Взял, да вышел

4 класс

1. Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

2. Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!

3. Катится яблочко с крутой горы.
Кто поднимет – тот уйди!

- А сейчас разучим вместе еще одну считалку. (Слайд)

Трынцы-брынцы бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги- иги-диги-дон,
Выходи скорее вон.

Начинается считалка:
На берегу сидела галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей

- Нас встречает планета “Загадки”. (Слайд)

- Ребята, инопланетяне придумали конкурс загадок.

- Экипажи готовы к исследованиям?!

- Ребята, знаете ли вы определение слова загадка? (Это когда предмет не называют, а рассказывают о нём, описывают его признаки, чтобы можно было догадаться, о чём речь)

Загадки (толковый словарь) – это замысловатое определение даётся так: описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность человека.

- Вот и подошло к концу наше космическое путешествие по галактике “Великий и могучий русский язык”.

- Пословицы, скороговорки, песни, считалки, загадки несут в себе понимание богатства, выразительности, меткости, точности, образности великого русского языка, осмысление прямого и переносного смысла слов. Роли языка всегда уделялось много внимания. Это язык Толстого, Пушкина, Есенина и других великих людей.

(Слайд “Высказывания великих людей о русском языке”)

- В последние годы популярность русского языка набирает всё больший размах и становится одним из главных языков в мире:

(Слайд 1)

Учите русский – годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда
И та награда – в нём самом.

Сабир Абдулла

- Будущее за русским языком на планете Земля.

- До новых встреч на планетах галактики великого могучего русского языка!