Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П. Никитин
Основная идея проекта.
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического выявления, развития и сопровождения талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.
Задачи проекта:
- научно-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий развития личности одаренного ребенка;
- разработка программы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей;
- создание условий, в том числе специальной развивающей творческой среды, для выявления, развития и сопровождения одаренных детей, реализации их потенциальных способностей;
- определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей;
- обеспечение психологического и педагогического благополучия одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ;
- выявление наиболее оптимальных вариантов вовлечения детей в творческую деятельность;
- разработка алгоритма распределения детей по кружкам соответственно их интересам;
- содействие самореализации талантливых детей;
- формирование творческой атмосферы, формирующей потребности в здоровом духе состязательности в среде одаренных детей;
- выработка форм конкурсной деятельности, соответствующей дошкольному возрасту;
- привлечение к участию в мероприятиях, концертах, соревнованиях различного уровня (ДОУ, город, район, край, Россия, международный) дошкольников с разными видами одаренности;
- разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами города и района в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития;
- распространение накопленного опыта системной деятельности по вопросу психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей.
Задачи для педагогов:
- формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
- содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
- развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Задачи для родителей:
- оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности;
- создание в семье благоприятных условия для развития личности ребенка;
- создание и подкрепление мотивации родителей одаренных и высокомотивированных детей на объединение усилий по развитию интеллектуально – творческого потенциала детей.
Нормативно-правовое обеспечение
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 ФЗ “Об образовании в РФ”;
- Приказ Министерства Образования и науки РФ №1155 от 17.09.2013г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Долгосрочная целевая программа “Одаренные дети Красноярья” на 2011–2013 годы;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида “Солнышко” г. Кодинска.
Срок реализации проекта: сентябрь 2012 г. – май 2014 г.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
Цели: изучение понятия детской одаренности, методов диагностики детской одаренности, оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Виды деятельности:
- Обзор имеющихся программ по проблеме выявления одаренности у детей.
- Изучение опыта работы других дошкольных учреждений.
- Изучение технологий, теоретических основ.
- Подбор практических методических материалов.
- Подготовка воспитателей и специалистов к реализации проекта.
Срок: 2012–2013 учебный год.
Аналитико-диагностический.
Цель этапа:
- С педагогами – оценка готовности к работе в инновационном режиме, изучение профессионального развития личности педагога, систематизация материалов по диагностике детской одаренности.
Виды деятельности:
- Анкетирование родителей “Дополнительное образование в детском саду”;
- Анкетирование профессиональной позиции педагога по вопросу дополнительного образования в ДОУ;
- Тестирование педагогов “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?” В.С. Юркевич;
- Индивидуальные беседы с воспитателями и специалистами по вопросу “Одаренные дети” (понятие “одаренность” и “одаренный ребенок”, виды одаренности и типология одаренных детей, признаки одаренности, диагностика детской одаренности, высокомотивированные дети, отечественный и зарубежный опыт);
- Индивидуальные беседы с воспитателями и специалистами по вопросу “Методики выявления признаков одаренности”;
- Разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления одаренных и высокомотивированных детей;
- Оформление выставки литературы в методическом кабинете “Работа с одаренными и высокомотивированными детьми”;
- Семинар ДОУ “Диагностика детской одаренности”.
- С детьми – идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.
Виды деятельности: наблюдение, беседы, кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста – диагностический этап, эксперимент по включению в кружковую работу детей среднего дошкольного возраста, анкетирование родителей воспитанников на выявление способностей ребенка (заполнение карты одаренности).
Итог этапа:
- Проект “Одаренные дети”;
- Систематизация материалов и создание сборника “Мониторинг определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявление одаренных и высокомотивированных детей;
- Разработка программ кружковой работы по развитию детской одаренности.
Срок: (октябрь – ноябрь).
Информационный.
Цель этапа: повышение профессиональной компетенции участников педагогического процесса в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
Виды деятельности:
- Освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня;
- Семинар ДОУ “Развитие детской одаренности в условиях детского сада”;
- Родительские гостиные в средних и старших группах “Одаренные дети”, и подготовительных группах “Развиваем детскую одаренность вместе”;
- Психолого-педагогический мониторинг детской одаренности;
- Анкетирование “В какой кружок бы вы желали отдать своего ребенка”;
- Оформление фотовыставки по работе с одаренными детьми “Выявляем, создаем, развиваем;
- Подготовка материалов по теме: “Творческий конкурс как форма выявления и развития детской одаренности”;
- Анализ результатов работы с одаренными детьми за 1 полугодие;
- Педагогический совет “Система работы ДОУ с одаренными и высокомотивированными детьми”;
- Презентация проекта “Одаренные дети”;
- Мини представления кружковой работы “Парад талантов”.
Итог этапа:
- Программа работы с одаренными детьми в условиях МКДОУ “Солнышко” – создание сборника;
- Создание базы данных талантливых детей;
- Аналитический отчет по результатам диагностических исследований;
- Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению и развитию одаренных и высокомотивированных детей.
Срок: декабрь-январь.
Развивающий.
Цель этапа: гармоничное развитие одаренных и высокомотивированных детей.
Виды деятельности:
- Создание развивающей среды для талантливых детей;
- Кружковые занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
- Занятия по развитию эмоционального мира ребенка;
- Разработка и реализация образовательных проектов с детьми в дошкольном учреждении и представление их на III районной исследовательской конференции дошкольников “Хочу все знать”;
- Семинары – практикумы для родителей “Неталантливых детей не бывает”;
- Педагогические гостиные в средних, старших и подготовительных группах “Одаренные дети – гордость нации”;
- Анкетирования родителей на тему “Проявление творческих способностей у детей”.
Итог этапа:
- Составление сборника по психолого-педагогическому сопровождению и развитию одаренных и высокомотивированных детей в ДОУ
- Участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.
Срок: февраль – март.
Рефлексивно – диагностический.
Цели этапа: оценка качества реализации проекта, трансляция накопленного опыта системной деятельности по вовлечению детей в творческий процесс.
Виды деятельности:
- Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одаренными и высокомотивированными детьми дошкольного возраста;
- Организация и проведение межрайонной конференции “Одаренные дети – будущее России”;
- Открытый показ кружковой работы в рамках межрайонной конференции;
- День открытых дверей “Работа с одаренными детьми в условиях детского сада”: Фестиваль кружковых коллективов “Дело мастера боится”;
- Тестирование педагогов “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?” В.С. Юркевич;
- Рефлексивные техники;
- Оценка качества кружковой работы;
- Мониторинг эффективности работы с детьми в рамках проекта.
Итог этапа:
- Система психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья;
- Годовой отчет о проделанной работе;
- Отчет по кружковой работе;
- Построение перспективы дальнейшей работы.
Срок: апрель – май.
Участники реализации проекта:
- педагоги и специалисты МКДОУ “Солнышко”;
- дети среднего и старшего дошкольного возраста ДОУ;
- родители детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. На уровне ребенка:
- выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
- выявление детей с признаками одаренности;
- психологический комфорт и защищенность, своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации);
- успешность на следующей ступени образования;
- самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
2. На уровне педагогов:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов, овладение современными педагогическими технологиями в сфере психолого-педагогической диагностики, сопровождения и развития одаренных и высокомотивированных детей;
- призовые места в профессиональных конкурсах.
3. На уровне ДОУ:
- формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и высокомотивированных детей;
- создание постоянно обновляемой информационной базы данных одаренных, талантливых и способных детей ДОУ;
- повышение качества образования в ДОУ;
- укрепление материально – технической базы МКДОУ “Солнышко”;
- высокий рейтинг среди дошкольных образовательных учреждений города и района.
4. На уровне семьи:
- рост педагогической компетентности родителей;
- повышение уровня включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
- удовлетворенность образовательной деятельностью ДОУ.
- На уровне района, города:
- обмен педагогическим опытом;
- разработка плана взаимодействия с учреждениями образования и культуры.
Критерии и методы оценки эффективности реализации проекта:
- выявление детей с признаками одаренности (создание и пополнение банка данных – анализ);
- создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей (анализ предметно – развивающей среды);
- реализация программ индивидуального развития одаренных детей (кружковая, клубная работа, студии…) – оценка объема и разнообразия спектра предлагаемых образовательных услуг;
- внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми (анализ);
- увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д. (сравнительный анализ);
- увеличение количества детей готовых к обучению в общеобразовательной школе по развивающим программам (сравнительный анализ);
- увеличение количества детей, по окончанию ДОУ зачисленных в спортивные секции, творческие коллективы, учреждения дополнительного образования города, ЦДТ (сравнительный анализ);
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросе работе с одаренными детьми (сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? ” до и после информационного этапа);
- увеличение количества педагогов, транслирующих положительный опыт своей профессиональной деятельности путем участия в профессиональных и творческих конкурсах, конференциях, семинарах и других мероприятиях различного уровня (сравнительный анализ);
- удовлетворенность родителей выполнением социального заказа (анкетирование).
Необходимые условия для реализации проекта:
- Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности;
- Наличие в ДОУ педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
- Оснащенность ДОУ необходимым диагностическим, методическим инструментарием;
- Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Готовность педагогов к внедрению проекта;
- Тесное взаимодействие с родителями детей – участников проекта, с социокультурными учреждениями города, района.
Перспективы проекта:
- Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ.
- Цикличность этапов работы с талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов.
- Расширение содержания проекта путем включения работы с детьми раннего возраста в систему психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных детей.
От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны и Красноярского края в частности.