Проект "Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка одаренных и высокомотивированных детей "Ступеньки творчества"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П. Никитин

Основная идея проекта.

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Взгляд на детскую одаренность с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического выявления, развития и сопровождения талантливых детей в дошкольном образовательном учреждении.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.

Задачи проекта:

  • научно-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий развития личности одаренного ребенка;
  • разработка программы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития талантливых детей;
  • создание условий, в том числе специальной развивающей творческой среды, для выявления, развития и сопровождения одаренных детей, реализации их потенциальных способностей;
  • определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса творческого образования, воспитания, развития детей;
  • обеспечение психологического и педагогического благополучия одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы ДОУ;
  • выявление наиболее оптимальных вариантов вовлечения детей в творческую деятельность;
  • разработка алгоритма распределения детей по кружкам соответственно их интересам;
  • содействие самореализации талантливых детей;
  • формирование творческой атмосферы, формирующей потребности в здоровом духе состязательности в среде одаренных детей;
  • выработка форм конкурсной деятельности, соответствующей дошкольному возрасту;
  • привлечение к участию в мероприятиях, концертах, соревнованиях различного уровня (ДОУ, город, район, край, Россия, международный) дошкольников с разными видами одаренности;
  • разработка механизма работы по взаимодействию с социальными институтами города и района в целях создания наилучших условий для проявления творческого потенциала детей и дальнейшего их развития;
  • распространение накопленного опыта системной деятельности по вопросу психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей.

Задачи для педагогов:

  • формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей, готовности педагогов к работе в инновационном режиме;
  • содействие повышению профессионального мастерства педагогов, обучение новым педагогическим технологиям по сопровождению одаренных детей, через методическую работу с педагогическим коллективом (семинары, практикумы, заседания МО);
  • развитие своей социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Задачи для родителей:

  • оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности;
  • создание в семье благоприятных условия для развития личности ребенка;
  • создание и подкрепление мотивации родителей одаренных и высокомотивированных детей на объединение усилий по развитию интеллектуально – творческого потенциала детей.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка”, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 ФЗ “Об образовании в РФ”;
  • Приказ Министерства Образования и науки РФ №1155 от 17.09.2013г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
  • Долгосрочная целевая программа “Одаренные дети Красноярья” на 2011–2013 годы;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида “Солнышко” г. Кодинска.

Срок реализации проекта: сентябрь 2012 г. – май 2014 г.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный.

Цели: изучение понятия детской одаренности, методов диагностики детской одаренности, оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Виды деятельности:

  1. Обзор имеющихся программ по проблеме выявления одаренности у детей.
  2. Изучение опыта работы других дошкольных учреждений.
  3. Изучение технологий, теоретических основ.
  4. Подбор практических методических материалов.
  5. Подготовка воспитателей и специалистов к реализации проекта.

Срок: 2012–2013 учебный год.

Аналитико-диагностический.

Цель этапа:

  • С педагогами – оценка готовности к работе в инновационном режиме, изучение профессионального развития личности педагога, систематизация материалов по диагностике детской одаренности.

Виды деятельности:

  1. Анкетирование родителей “Дополнительное образование в детском саду”;
  2. Анкетирование профессиональной позиции педагога по вопросу дополнительного образования в ДОУ;
  3. Тестирование педагогов “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?” В.С. Юркевич;
  4. Индивидуальные беседы с воспитателями и специалистами по вопросу “Одаренные дети” (понятие “одаренность” и “одаренный ребенок”, виды одаренности и типология одаренных детей, признаки одаренности, диагностика детской одаренности, высокомотивированные дети, отечественный и зарубежный опыт);
  5. Индивидуальные беседы с воспитателями и специалистами по вопросу “Методики выявления признаков одаренности”;
  6. Разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления одаренных и высокомотивированных детей;
  7. Оформление выставки литературы в методическом кабинете “Работа с одаренными и высокомотивированными детьми”;
  8. Семинар ДОУ “Диагностика детской одаренности”.
  • С детьми – идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.

Виды деятельности: наблюдение, беседы, кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста – диагностический этап, эксперимент по включению в кружковую работу детей среднего дошкольного возраста, анкетирование родителей воспитанников на выявление способностей ребенка (заполнение карты одаренности).

Итог этапа:

  1. Проект “Одаренные дети”;
  2. Систематизация материалов и создание сборника “Мониторинг определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявление одаренных и высокомотивированных детей;
  3. Разработка программ кружковой работы по развитию детской одаренности.

Срок: (октябрь – ноябрь).

Информационный.

Цель этапа: повышение профессиональной компетенции участников педагогического процесса в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.

Виды деятельности:

  1. Освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми через систему методических мероприятий ДОУ, курсов повышения квалификации разного уровня;
  2. Семинар ДОУ “Развитие детской одаренности в условиях детского сада”;
  3. Родительские гостиные в средних и старших группах “Одаренные дети”, и подготовительных группах “Развиваем детскую одаренность вместе”;
  4. Психолого-педагогический мониторинг детской одаренности;
  5. Анкетирование “В какой кружок бы вы желали отдать своего ребенка”;
  6. Оформление фотовыставки по работе с одаренными детьми “Выявляем, создаем, развиваем;
  7. Подготовка материалов по теме: “Творческий конкурс как форма выявления и развития детской одаренности”;
  8. Анализ результатов работы с одаренными детьми за 1 полугодие;
  9. Педагогический совет “Система работы ДОУ с одаренными и высокомотивированными детьми”;
  10. Презентация проекта “Одаренные дети”;
  11. Мини представления кружковой работы “Парад талантов”.

Итог этапа:

  1. Программа работы с одаренными детьми в условиях МКДОУ “Солнышко” – создание сборника;
  2. Создание базы данных талантливых детей;
  3. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований;
  4. Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению и развитию одаренных и высокомотивированных детей.

Срок: декабрь-январь.

Развивающий.

Цель этапа: гармоничное развитие одаренных и высокомотивированных детей.

Виды деятельности:

  1. Создание развивающей среды для талантливых детей;
  2. Кружковые занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
  3. Занятия по развитию эмоционального мира ребенка;
  4. Разработка и реализация образовательных проектов с детьми в дошкольном учреждении и представление их на III районной исследовательской конференции дошкольников “Хочу все знать”;
  5. Семинары – практикумы для родителей “Неталантливых детей не бывает”;
  6. Педагогические гостиные в средних, старших и подготовительных группах “Одаренные дети – гордость нации”;
  7. Анкетирования родителей на тему “Проявление творческих способностей у детей”.

Итог этапа:

  1. Составление сборника по психолого-педагогическому сопровождению и развитию одаренных и высокомотивированных детей в ДОУ
  2. Участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях, марафонах, олимпиадах.

Срок: февраль – март.

Рефлексивно – диагностический.

Цели этапа: оценка качества реализации проекта, трансляция накопленного опыта системной деятельности по вовлечению детей в творческий процесс.

Виды деятельности:

  1. Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одаренными и высокомотивированными детьми дошкольного возраста;
  2. Организация и проведение межрайонной конференции “Одаренные дети – будущее России”;
  3. Открытый показ кружковой работы в рамках межрайонной конференции;
  4. День открытых дверей “Работа с одаренными детьми в условиях детского сада”: Фестиваль кружковых коллективов “Дело мастера боится”;
  5. Тестирование педагогов “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?” В.С. Юркевич;
  6. Рефлексивные техники;
  7. Оценка качества кружковой работы;
  8. Мониторинг эффективности работы с детьми в рамках проекта.

Итог этапа:

  1. Система психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья;
  2. Годовой отчет о проделанной работе;
  3. Отчет по кружковой работе;
  4. Построение перспективы дальнейшей работы.

Срок: апрель – май.

Участники реализации проекта:

  1. педагоги и специалисты МКДОУ “Солнышко”;
  2. дети среднего и старшего дошкольного возраста ДОУ;
  3. родители детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

1. На уровне ребенка:

  • выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
  • выявление детей с признаками одаренности;
  • психологический комфорт и защищенность, своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации);
  • успешность на следующей ступени образования;
  • самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.

2. На уровне педагогов:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов, овладение современными педагогическими технологиями в сфере психолого-педагогической диагностики, сопровождения и развития одаренных и высокомотивированных детей;
  • призовые места в профессиональных конкурсах.

3. На уровне ДОУ:

  • формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и высокомотивированных детей;
  • создание постоянно обновляемой информационной базы данных одаренных, талантливых и способных детей ДОУ;
  • повышение качества образования в ДОУ;
  • укрепление материально – технической базы МКДОУ “Солнышко”;
  • высокий рейтинг среди дошкольных образовательных учреждений города и района.

4. На уровне семьи:

  • рост педагогической компетентности родителей;
  • повышение уровня включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • удовлетворенность образовательной деятельностью ДОУ.
  • На уровне района, города:
  • обмен педагогическим опытом;
  • разработка плана взаимодействия с учреждениями образования и культуры.

Критерии и методы оценки эффективности реализации проекта:

  1. выявление детей с признаками одаренности (создание и пополнение банка данных – анализ);
  2. создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей (анализ предметно – развивающей среды);
  3. реализация программ индивидуального развития одаренных детей (кружковая, клубная работа, студии…) – оценка объема и разнообразия спектра предлагаемых образовательных услуг;
  4. внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми (анализ);
  5. увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, достижения в конкурсах, фестивалях, марафонах и т. д. (сравнительный анализ);
  6. увеличение количества детей готовых к обучению в общеобразовательной школе по развивающим программам (сравнительный анализ);
  7. увеличение количества детей, по окончанию ДОУ зачисленных в спортивные секции, творческие коллективы, учреждения дополнительного образования города, ЦДТ (сравнительный анализ);
  8. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросе работе с одаренными детьми (сравнительный анализ результатов диагностирования педагогов при помощи теста В. С. Юркевич “Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? ” до и после информационного этапа);
  9. увеличение количества педагогов, транслирующих положительный опыт своей профессиональной деятельности путем участия в профессиональных и творческих конкурсах, конференциях, семинарах и других мероприятиях различного уровня (сравнительный анализ);
  10. удовлетворенность родителей выполнением социального заказа (анкетирование).

Необходимые условия для реализации проекта:

  1. Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности;
  2. Наличие в ДОУ педагогов с высокой профессиональной квалификацией, обладающих профессионально значимыми личностными качествами;
  3. Оснащенность ДОУ необходимым диагностическим, методическим инструментарием;
  4. Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  5. Готовность педагогов к внедрению проекта;
  6. Тесное взаимодействие с родителями детей – участников проекта, с социокультурными учреждениями города, района.

Перспективы проекта:

  • Обмен и передача опыта педагогам других ДОУ.
  • Цикличность этапов работы с талантливыми детьми предполагает ежегодное обновление содержания каждого из этапов.
  • Расширение содержания проекта путем включения работы с детьми раннего возраста в систему психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных детей.

От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны и Красноярского края в частности.