Занятие на тему "Хоровод – основа русского танца"

Разделы: Внеклассная работа


План-конспект занятия № 1

Тема раздела программы: “Народный танец. Элементы русского танца” (19 часов)

Тема занятия: “Хоровод – основа русского танца” (1 час)

Тип занятия: изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Вид занятия: вводное занятие в образовательную программу

Цель: пробудить у обучающихся интерес к русскому танцу через создание ситуации успеха на занятии.

Задачи:

Дидактические (обучающая):

  1. Познакомить с основными элементами русского танца.
  2. Формировать представление о хороводе как круговом композиционном построении танца.
  3. Содействовать овладению первоначальными умениями двигаться в темпе и характере музыки при исполнении танцевальной композиции.

Воспитывающие:

  1. Приобщать к музыкальной и танцевальной культуре.
  2. Формировать ценностное отношение к русскому народному танцу.

Развивающие:

  1. Развивать координацию движений, коммуникативную и поведенческую культуру (быть свободными в пространстве занятия, выстраивать отношения с другими детьми).
  2. Формировать и развивать у обучающихся художественный вкус на примере русского танца.

Место занятия: МБОУ “Гимназия № 27” города Кургана

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная; фронтальная; парная.

Методы:

  • по источнику передачи: словесные (беседа, объяснение); наглядные (показ, демонстрация); практические (упражнения); методы стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственных ситуаций);
  • по степени самостоятельности: репродуктивные; проблемно-поисковый;
  • по степени управления: под руководством педагога; самостоятельная работа.

Методическое обеспечение:

  1. Богданов, Г. Ф. Самобытность русского танца : учеб. пособие для вузов культуры и искусств / Г. Ф. Богданов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : Изд-во МГУК, 2003. – 214 с.
  2. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца: учеб. пособие. Часть II / Н. И. Заикин, Н. А. Заикина. – Орел, 2004. – 687с.

Материально-техническое обеспечение: CD проигрыватель

Межпредметные связи: язык, музыкальная грамота.

Основные понятия на занятии: русский танец, хоровод, круг, солнце, поклон, присядка, “крендель”.

Планируемые результаты.

В результате прохождения занятия обучающиеся:

  • получат эмоциональный настрой на дальнейшие занятия в ансамбле;
  • дадут определение “хоровод”, смогут привести не менее четырех ассоциативных понятий;
  • смогут исполнить простейшие движения русского танца;
  • исполнят простейшие элементы русского танца сольно, в парах, коллективно;
  • исполнят простейшую композицию русского хоровода.

Структура занятия

Этапы урока

Время

1

Подготовительный (орг. момент)

5 минут

2

Основной

25 минут

3

Заключительный

10 минут

 

Всего

40 мин.

Информационная карта занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

1.1. Проводит построение группы в круг.

1.1. Заходят в зал, взявшись за руки.

1.2. Приветствует.

1.2. Эмоционально настраиваются на работу, приветствуют педагога.

2. Актуализация знаний

2.1. Заинтересовывает, предлагая получить подарок.

2.1. Соглашаются принять подарок.

2.2. Актуализирует опыт обучающихся, предлагая послушать музыку описать её, узнать.

2.2. Слушают музыку, узнают, высказывают свои предположения.

2.3. Актуализирует опыт обучающихся, спрашивая о построении (рисунке), в котором они стоят; выясняет какие танцы возможно исполнять в таком построении.

2.3. Отвечают на вопрос, рассказывают, что им известно

2.4. Проводит словарную работу с понятием “хоровод”.

2.4. Слушают, дополняют

3. Постановка учебной задачи

3.1. Даёт обучающимся прослушать отрывок музыкального произведения и подводит к формулировке темы учебного занятия.

 

3.2. Укрепляет в детях уверенность в том, что они сами сформулировали тему занятия и хвалит их

3.1. Слушают. Помогают сформулировать тему занятия

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

4.1.1. Выясняет, что делают люди, встретившись друг с другом, рассказывает о значении поклона.

4.1.1. Отвечают на вопрос, слушают

4.1.2. Предлагает перестроиться из круга в две линии, объединяет детей в пары.

4.1.2. Перестраиваются в две линии, объединяются в пары.

4.1.3. Показывает и объясняет, как исполняется поклон, разучивает его.

4.1.3.Смотрят исполнение педагога, слушают объяснение, исполняют поклон сами.

4.1.4. Помогает исполнить поклон под музыку, предварительно объяснив характер исполнения движения с учетом звучания музыкального произведения. Хвалит 4.1.4. Исполняют поклон под музыку.
“Делай как я”  
4.2.1. Предлагает разучить основные элементы русского танца и, в первую очередь, дроби (топоточки). 4.2.1. Слушают, смотрят
4.2.2. Показывает, объясняет, разучивает исполнение четырёх видов дробей. 4.2.2. Разучивают исполнение дробей
4.2.3. Предлагает послушать музыку и услышать в какой момент будет происходить смена в исполнении одной дроби на другую 4.2.3. Слушают, высказывают свое предположение о смене частей в музыке
4.2.4. Предлагает исполнить дроби под музыку 4.2.4. Исполняют дроби под музыку
Создание ситуации успеха  
4.3.1. Выясняет у девочек положительные черты мальчиков 4.3.1. Девочки перечисляют положительные черты мальчиков
4.3.2. Знакомит с понятием “присядка”, показывает, как её исполнить. Просит девочек помочь и поддержать мальчиков (показывает, как это сделать ударами стопы правой ноги в пол) 4.3.2. Мальчики повторяют движение “присядка” под счет. Девочки поддерживают мальчиков, помогая им и ударами стопы в пол
4.3.3. Просит мальчиков исполнить присядку под музыку, а девочек помочь и оценить исполнение движения (аплодисментами) 4.3.3. Мальчики исполняют присядку, девочки помогают им топая правой ногой в такт музыке и следя за исполнением мальчиков
4.3.4. Просит девочек оценить исполнение мальчиками присядки (аплодисменты – хорошо получилось, нет аплодисментов – не очень хорошо) 4.3.4. Девочки оценивают исполнение мальчиков
4.3.5. Подводит детей к мысли, что все замечательно потрудились (и мальчики, и девочки) и заслуживают аплодисментов  
4.4.1. Выясняет, как еще можно поддержать человека, кроме аплодисментов 4.4.1. Высказывают свои предположения
4.4.2. Предлагает, как вариант, встать, взявшись за две руки (отдать тепло своих рук) 4.4.2. Встают, взявшись за две руки
4.4.3. Разъясняет, что такое положение можно использовать в русском танце в паре, предлагает покружиться сразу под музыку, предварительно объяснив правильное положение рук 4.4.3. Слушают, принимают правильное положение в паре, исполняют “вращение за две руки”
Создание проблемной ситуации  
4.5.1. Анализирует исполнение вращения в парах и одновременно ставит участников одной пары в положение “крендель”. 4.5.1. Высказывают свои впечатления от исполнения вращения в парах. Анализируют, что получилось, а что – нет.
4.5.2. Предлагает подойти поближе, посмотреть на то положение в паре, в котором находятся обучающиеся. Просит высказать свои предположения, на что похожа такая постановка в пару 4.5.2. Рассматривают положение пары, высказывают свое мнение.
4.5.3. Произносит название положения (“крендель”), проводит словарную работу. Просит придумать новое название положению в паре. 4.5.3. Систематизируют свои знания о кренделе.

Предлагают названия положению в паре.

4.5.4. Просит высказать предположение, что можно делать в положении “крендель”. Предлагает попробовать исполнить. 4.5.4. Высказывают свои предположения. Пытаются осуществить свои версии исполнения
4.5.5. Подводит детей к мысли, что самое простое в таком положении – вращение. Организует небольшую тренировку по смене рук в положении “крендель” (по хлопку происходит смена правой руки на левую и наоборот). 4.5.5. Тренируются менять руки с правой на левую руку с ускорением темпа.
4.5.6. Предлагает исполнить выученный элемент под музыку 4.5.6. Исполняют вращение в паре в положении рук “крендель”.
Освоение пространства, работа в коллективе  
4.6.1. Предлагает вспомнить, что такое хоровод и высказать свое предположение, почему хороводы водят именно по кругу. 4.6.1. Вспоминают основные характеристики хоровода. Выстраивают ассоциативный ряд к понятию “круг”.
4.6.2. Настраивает на характер движения в кругу, отмечает, что движение должно быть комфортным для всех участников хоровода. 4.6.2. Высказывают свои предположения как необходимо себя вести во время движения по кругу, чтобы всем было удобно.
4.6.3. Предлагает встать в круг и вместе с музыкой “завести хоровод”. 4.6.3. Двигаются под музыку хороводом.

5. Первичное закрепление разученных движений и фигур

5.1. Предлагает исполнить хоровод, добавив в него выученные элементы русского танца. Просит запомнить порядок исполнения движений в хороводе.

5.1. Соглашаются исполнить хоровод

5.2. Организует исполнение хоровода без музыки под счет, диктуя и напоминая личным показом порядок движений в хороводе.

5.2. Исполняют хоровод под “диктовку”, стараются запомнить порядок движений.

6. Обобщение и систематизация

6.1. Просит перечислить порядок движений в исполненном хороводе.

6.1. Перечисляют порядок действий в танце.

7. Самостоятельная работа

7.1. Организует самостоятельное исполнение хоровода под музыку. Во время длинного вступления выясняет, какие характер и темп музыки (радостный и быстрый) и предлагает танцевать так же.

7.1. Исполняют хоровод под музыку.

8. Рефлексия

8.1. Организует рефлексию: выясняет, понравился ли обучающимся подарок. Хвалит. Предлагает высказать оценку занятию и поддержать (или отказаться) украсить окончание занятия разноцветными лентами.

8.1. Проводят рефлексию: высказывают свое мнение о пройденном занятии, соглашаются или отказываются взять ленту.

8.2. Выясняет, хотели ли бы обучающиеся еще раз исполнить хоровод, но уже в костюмах и для зрителей (пригласит родителей).

8.2. Соглашаются исполнить хоровод и приглашают в зал родителей

8.3. Организует переодевание детей в элементы костюмов и исполнение хоровода для зрителей.

8.3. Переодеваются в костюмы, исполняют хоровод

9. Итог занятия

9.1. Подводит итог занятия, делая акцент на том, что эмоциональный фон все время создавала русская народная музыка. Предлагает исполнить поклон, украсив его разноцветными лентами.

9.1. Исполняют поклон

9.2. Организует построение обучающихся в круг и уводит их из зала.

9.2. Выходят из танцевального зала

Приложение 1

Приложение 2