Открытый урок музыки в 1-м классе

Разделы: Музыка


Цель урока: расширение музыкально-слуховых представлений о тембрах народных музыкальных инструментов (свирель, рожок, жалейка, флейта, гусли, арфа).

Задачи урока:

  • Обучающая – знакомство с особенностями звучания народных и профессиональных инструментов;
  • Развивающая – продолжение развития тембрового слуха, вокально-хоровых навыков, закрепление понятий "народная музыка", "оркестр", "профессионал";
  • Воспитывающая – воспитание уважения к русской народной музыкальной культуре, воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, музыкальный центр, хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, презентация, учебники по музыке, карточки с изображением музыкальных инструментов, жетоны, свирели.

Ход урока

Учащиеся входят под музыку "Полянка" (русский народный наигрыш), подражая игре на музыкальных инструментах, которые узнают в звучании оркестра, корпусом тела изображают танцевальные движения.

Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока приветствие: “Здравствуйте”.

Колокольчик нам поёт,
Всех на “Музыку” зовёт.
Слышишь тонкий голосок,
Нам пора начать урок:
Динь – дон (поет учитель),
Динь – дон (поют ученики),
Здравствуйте (поет учитель),
Здравствуйте (поют ученики)
Здравствуйте все!

Ребята, что вы делали, когда входили в класс и исполняли наше приветствие? (Играли на музыкальных инструментах: дудочке, балалайке, ложках – дети называют знакомые им музыкальные инструменты, выполняли танцевальные движения).

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Об инструментах).
Верно, мы сегодня познакомимся с необычными музыкальными инструментами и даже поучимся играть на них.
Сегодня к нам в гости пришла необычная гостья, как вы думаете, кто она?  (Музыкальная волшебница, фея, Муза)

СЛАЙД № 2

Посмотрите, что она нам принесла?   (Музыкальные инструменты, называют их).
Верно. Так будет называться и тема нашего урока.

СЛАЙД № 3

Какому народу принадлежат эти инструменты?   (Русскому, делают вывод, что они русские народные).
Как называется музыкальный коллектив, в котором все музыканты играют одновременно, вместе? (Оркестр, оркестр народных инструментов)

СЛАЙД № 4

Голос какого музыкального инструмента звучал, выделяясь, солируя? (Дудочка)
Как звучал голос у этой дудочки? (Ярко, звонко, задорно, игриво)
Как правильно называется этот инструмент, мы сейчас узнаем из нашего учебника.

СЛАЙД № 5

Откройте учебник на развороте стр.24, рассмотрите рисунок.
Куда пригласила нас фея Музыки? (Дети дают описание картинки, где девушки в народных костюмах пляшут под веселые звуки дудочки, на которой играет мальчик – пастушок, – его образ мы видим в центре разворота учебника).
Из чего же сделан его музыкальный инструмент? Ответ на этот вопрос мы найдем в поэтических строках на стр. 25.
Какое чувство вызвали у вас эти стихи, как они прозвучали? Почему? (Нежно, задумчиво, ласково, немного грустно, нам об этом сказали слова “плачет и поет она”)

СЛАЙД № 6

Сейчас представим, что мы композиторы и попробуем к этим словам сочинить музыку. Какая мелодия у вас получается? Громкая или тихая, быстрая или медленная, она будет похожа на песню, танец или марш?
Обобщение ответов детей, проговаривание текста, интонирование голосом, исполнение песни “Камышинка – дудочка” муз. В. Поплянова, сл. В.Татаринова.  (Разучивание припева с разделением на две группы, работа над текстом второго куплета).

СЛАЙД № 7

Действительно, веселиться и радоваться, плакать и петь могут дудочки. Рассмотрите эти инструменты и прочитайте их название.
Дети читают названия инструментов (свирель, рожок, жалейка). Сейчас эти инструменты оживут и мы увидим, как на них играют музыканты.

ВИДЕО 1,2,3

Рассказ учителя о времени появления музыкальных инструментов, о природных материалах (тростник, дерево), из которых они создавались, они имели свой неповторимый внешний вид, свой голос, свое название. Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова на стр. 28. Вывод после прочтения, что все инструменты относятся к группе деревянных духовых.
У каждого народа были свои умельцы-исполнители и мастера-изготовители, имена которых не дошли до нас за давностью времени.
А сейчас мы услышим необычный рассказ-песню, который называется “Ваня-пастушок” (слова и музыка С. Никитина). Исполнение песни проходит с игрой на свирелях (3-4 человека), остальные исполняют песню хором с движениями.

Музыкальная физминутка.

Слайд № 8

Посмотрите и назовите следующие музыкальные инструменты.
Верно, это арфа и гусли.
Какой из них можно считать народным, а какой профессиональным, то есть тот, на котором играет музыкант-профессионал? Почему? Давайте проверим.

СЛАЙД № 9

Работа в группах. Каждому из вас даны карточки с изображениями музыкальных инструментов, попробуйте определить, к какой группе относятся ваши инструменты.
Пока дети работают в группах, на доске пишутся слова: НАРОДНЫЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Дети выходят по одному из группы, прикрепляют картинки в нужную группу и объясняют свой выбор.

СЛАЙД № 10

Как называется этот инструмент?
Флейта. Он тоже относится к группе деревянных духовых.
Сейчас посмотрим, как играет на флейте музыкант – профессионал.

ВИДЕО 4

Подведение итогов.
О чем говорили на уроке?
Что нового узнали?

Рефлексия.

Что было сложно и почему?
Какое открытие вы сделали для себя?
Награждение, благодарности детям.
Урок окончен, наша фея Музыки прощается с вами и говорит: “До новых встреч!”

СЛАЙД 11

Выход из класса под музыку “Былинные наигрыши”.

Презентация

Приложения