Цели:
– формировать умение учащихся проверять безударные гласные в корнях слов и
применять способы проверки в тех случаях, которые прозрачны и понятны детям;
– развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
– мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные
способности.
Ход урока
1. Введение в урок.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям. Садитесь.
Сегодня на уроке продолжим учиться умению внимательно слушать, грамотно и красиво писать, сравнивать, доказывать, делать выводы, изучая большую тему “Безударные гласные в корнях слов”.
Закройте глаза. Представьте себе, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зёрнышке под теплым снежным одеялом.
– Что вы чувствуете?
– Какой сон вы видите?
– Слышите ли вы что-нибудь под снегом?
(Отвечают вслух, не открывая глаза.)
Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, тесно, душно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечиками, растолкайте землю, выберитесь на поверхность к свету. Как красиво вокруг!
– Что вы ощущаете?
– Что вы видите?
– Какие звуки вас окружают?
А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки!
– Почему хорошо, что мы – люди?
(Мы можем разговаривать, видеть, слышать, умнеть…)
Я с вами согласна: быть человеком – очень хорошо. Ведь только человек может получать знания, учиться, становиться умнее. Мы не напрасно ходим в школу. Здесь мы и получаем эти знания.
2. Сообщение темы урока.
– Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?
(Безударные гласные в корнях слов.)
Безударными могут быть любые гласные.
А О Е И Я
– Почему же для нас самыми трудными являются только эти пять букв?
(Они означают звуки, которые нечётко слышатся без ударения.)
– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные гласные в корнях слова?
(Правило.)
Давайте его вспомним.
Проверим, все ли его усвоили. Расскажите шепотом друг другу правило. Приведите примеры. Оцените друг друга.
3. Основная часть.
А теперь проверим, умеем ли мы его применять.
Посмотрим на доску. Прочитайте.
– Что записано? (Текст.)
Докажите.
– О чём этот текст?
– Какое учебное задание можно выполнить?
Вы тр_винка. На дв_ре з_има, а вы спите в з_рне. Под снегом т_пло. Но вот выгл_нуло солнышко, и раст_пило сн_жок. Наступила в_сна.
Посмотрите на те слова, в которых пропущены буквы.
– Что можете о них сказать?
(Это имена существительные и глаголы.)
Задания:
1. Назовите имена существительные, в которые вы вставили безударные гласные, объясните их написание.
(Дети объясняют, учитель открывает букву на доске.)
2. Найдите в тексте глаголы.
Выпишите их, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
Сверьте с доской:
выглянуло – глянуть
растопило – топит
3. Еще посмотрите на слова с пропущенными буквами.
– Что заметили?
– Все ли слова распределили?
(Осталось слово “тепло”.)
– Почему его не назвали?
(Это не существительное и не глагол.)
Слово “тепло” – это наречие – часть речи, с которой мы будем знакомиться позже.
Подберите к этому слову антоним:
Тепло – холодно
Физкультминутка.
4. Наш текст о весне.
Подберите однокоренные слова к слову “весна”
Весн (весен) – беглая гласная.
Весна – весенний, веснушка, веснянка, вёсны, весничка.
Назовите среди них однокоренные.
Докажите.
Весна – время года, следующее за весной.
Веснушка – рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.
Веснянка –
- В некоторых районах нашей страны так называют подснежную клюкву;
- Весенняя песня, она исполняется на народных гуляниях в хороводах от Вознесения до Благовещения (весной).
Весничка – пеночка: быстрая, проворная, как листок зеленая, любит лесные опушки, где солнечно, светло.
Поставьте во всех словах ударения.
– Что заметили?
– Какое слово лишнее?
– Значит, какие две группы слов перед вами?
(Проверяемые и проверочные.)
5. Найдите в тексте два слова, одно из которых будет проверочным для другого:
снегом – снежок
Домашнее желание по желанию:
- Нарисовать иллюстрацию к нашему тексту.
- Попробуйте продолжить текст (устно).
4. Итог урока.
Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
Кому сегодня было легко?
Кому ПОКА было трудновато?
Кто доволен сегодня своей работой?
Как бы вы оценили свою работу?
Отметьте свое настроение в дневнике.
Итак, вы молодцы!
Те из ребят, кто еще затрудняется, покажите это, сдав желтый или красный жетон. Я буду знать, что вам надо помочь, и на следующем уроке вы будете чувствовать себя увереннее.
Приложение. Презентация.