Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

– формировать умение учащихся проверять безударные гласные в корнях слов и применять способы проверки в тех случаях, которые прозрачны и понятны детям;
– развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать;
– мотивировать учеников к познанию через рефлексию и развивать рефлексивные способности.

Ход урока

1. Введение в урок.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям. Садитесь.

Сегодня на уроке продолжим учиться умению внимательно слушать, грамотно и красиво писать, сравнивать, доказывать, делать выводы, изучая большую тему “Безударные гласные в корнях слов”.

Закройте глаза. Представьте себе, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зёрнышке под теплым снежным одеялом.

– Что вы чувствуете?
– Какой сон вы видите?
– Слышите ли вы что-нибудь под снегом?

(Отвечают вслух, не открывая глаза.)

Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, тесно, душно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечиками, растолкайте землю, выберитесь на поверхность к свету. Как красиво вокруг!

– Что вы ощущаете?
– Что вы видите?
– Какие звуки вас окружают?

А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки!

– Почему хорошо, что мы – люди?

(Мы можем разговаривать, видеть, слышать, умнеть…)

Я с вами согласна: быть человеком – очень хорошо. Ведь только человек может получать знания, учиться, становиться умнее. Мы не напрасно ходим в школу. Здесь мы и получаем эти знания.

2. Сообщение темы урока.

– Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

(Безударные гласные в корнях слов.)

Безударными могут быть любые гласные.

А О Е И Я

– Почему же для нас самыми трудными являются только эти пять букв?

(Они означают звуки, которые нечётко слышатся без ударения.)

– Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные гласные в корнях слова?

(Правило.)

Давайте его вспомним.

Проверим, все ли его усвоили. Расскажите шепотом друг другу правило. Приведите примеры. Оцените друг друга.

3. Основная часть.

А теперь проверим, умеем ли мы его применять.

Посмотрим на доску. Прочитайте.

– Что записано? (Текст.)

Докажите.

– О чём этот текст?
– Какое учебное задание можно выполнить?

Вы тр_винка. На дв_ре з_има, а вы спите в з_рне. Под снегом т_пло. Но вот выгл_нуло солнышко, и раст_пило сн_жок. Наступила в_сна.

Посмотрите на те слова, в которых пропущены буквы.

– Что можете о них сказать?

(Это имена существительные и глаголы.)

Задания:

1. Назовите имена существительные, в которые вы вставили безударные гласные, объясните их написание.

(Дети объясняют, учитель открывает букву на доске.)

2. Найдите в тексте глаголы.

Выпишите их, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.

Сверьте с доской:

выглянуло – глянуть
растопило – топит

3. Еще посмотрите на слова с пропущенными буквами.

– Что заметили?
– Все ли слова распределили?

(Осталось слово “тепло”.)

– Почему его не назвали?

(Это не существительное и не глагол.)

Слово “тепло” – это наречие – часть речи, с которой мы будем знакомиться позже.

Подберите к этому слову антоним:

Тепло – холодно

Физкультминутка.

4. Наш текст о весне.

Подберите однокоренные слова к слову “весна”

Весн (весен) – беглая гласная.
Весна весенний, веснушка, веснянка, вёсны, весничка.

Назовите среди них однокоренные.

Докажите.

Весна – время года, следующее за весной.

Веснушка – рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.

Веснянка –

  1. В некоторых районах нашей страны так называют подснежную клюкву;
  2. Весенняя песня, она исполняется на народных гуляниях в хороводах от Вознесения до Благовещения (весной).

Весничка – пеночка: быстрая, проворная, как листок зеленая, любит лесные опушки, где солнечно, светло.

Поставьте во всех словах ударения.

– Что заметили?
– Какое слово лишнее?
– Значит, какие две группы слов перед вами?

(Проверяемые и проверочные.)

5. Найдите в тексте два слова, одно из которых будет проверочным для другого:

снегом – снежок

Домашнее желание по желанию:

  1. Нарисовать иллюстрацию к нашему тексту.
  2. Попробуйте продолжить текст (устно).

4. Итог урока.

Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Отметьте свое настроение в дневнике.

Итак, вы молодцы!

Те из ребят, кто еще затрудняется, покажите это, сдав желтый или красный жетон. Я буду знать, что вам надо помочь, и на следующем уроке вы будете чувствовать себя увереннее.

Приложение. Презентация.