Изучение нарушений письма, обусловленных несформированностью операций фонематического анализа и синтеза у учащихся с речевыми нарушениями

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель и задачи экспериментального исследования

Чаще всего учащиеся начальной школы допускают ошибки в письменной речи, связанные с несформированностью операций фонематического анализа и синтеза. Поэтому экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности операций фонематического анализа и синтеза проводится у учащихся с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Цель исследования: изучить особенности формирования операций фонематического анализа и синтеза у учащихся с нарушениями речи.

Задачи эксперимента:

  • изучить навыки фонематического анализа и синтеза у школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием;
  • сопоставить уровень сформированности операций фонематического анализа и синтеза у учащихся с нормальным речевым развитием и у учащихся с нарушениями речи.
  • проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
  • сформулировать соответствующие выводы.

Эксперимент имеет как теоретическое, так и практическое значение. Результаты, полученные после проведения исследования, позволят выявить и сравнить все особенности формирования операций фонематического анализа и синтеза у школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием, тщательно подобрать методику работы над формированием операций фонематического анализа и синтеза у учащихся с нарушениями речи, позволят дать необходимые рекомендации педагогам, работающим с такими детьми.

Организация исследования

Эксперимент состоит из нескольких этапов:

I этап – констатирующий эксперимент;

II этап – формирующий эксперимент с последующим контрольным экспериментом.

В эксперименте участвует две группы учащихся. Контрольная группа (КГ) – дети с нормальным речевым развитием, экспериментальная группа (ЭГ) – дети с нарушенным речевым развитием.

Основная задача экспериментального исследования – выявление особенностей формирования операций фонематического анализа и синтеза у учащихся с речевыми нарушениями как одного из компонентов фонематической системы.

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых носит констатирующий характер. На первом этапе предлагается 8 заданий, на втором этапе 2 задания.

I этап.

Цель: выявить у учащихся уровень сформированности фонематических представлений; особенности операций фонематического анализа и синтеза.

1 задание. Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками.

Инструкция: “Повтори слоги за мной”.

Лексический материал:

са – ца – са за – са – за ша – жа – ша са – ша – са
за – жа – за ца – ча – ца ча – ся – ча ца – са – ца
ща – ся – ща ща – ча – ща ча – тя – ча ра – ря – ра
ла – ра – ла ря – ля – ря ба – па – ба ва – фа – ва

2 задание. Дифференциация звуков в самостоятельной речи. Игра “Найди пару”.

Несколько пар картинок рисунками вниз выкладываются на столе. Экспериментатор берет одну картинку и называет то, что на ней нарисовано, затем обращается к ребенку.

Инструкция: “Найди пару к картинке. Назови картинки”.

Лексический материал: коса – коза, сук – жук, рак – лак, мышка – мишка, лещ – лес, челка – телка, икра – игра, уточка – удочка, почка – бочка, крыса – крыша, челка – щелка, почка – почта, галка – гайка, лейка – рейка, шар – жар, миска – мишка, сайка – чайка.

3 задание. Выделение первого звука в слове.

Инструкция: “Определи первый звук в слове”.

Лексический материал: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова.

4 задание. Выделение последнего звука в слове.

Инструкция: “Определи последний звук в слове”.

Лексический материал: мак, карандаш, дом, палец, стул, танкист, милиционер, радуга, телефон.

5 задание. Определение места звука в слове.

Инструкция: “Я скажу слово, а ты определи, где находится звук [ р ] : в начале, середине или в конце слова”.

Лексический материал: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор.

6 задание. Определение количества звуков в слове.

Инструкция: “Я назову слово, а ты посчитай, сколько в нем звуков”.

Лексический материал: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант.

7 задание. Отбор картинок с заданным количеством звуков.

Инструкция: “Выбери картинки, в названии которых 5 звуков”.

Лексический материал: роза, крыша, машина, лампа, скамейка, волк, книга.

Оценка выполнения заданий:

6 баллов – 3 верно названных слова;
4 балла – 2 верно названных слова;
2 балла – 1 верно названное слова;
0 баллов – неверное выполнение задания или отказ от его выполнения.

8 задание. Придумывание слов по количеству заданных звуков.

Инструкция: “Придумай слово, в названии которого 3, 4, 5 звуков”.

Лексический материал: ч-а-с, п-ы-л’, т’-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т’-и-х’-и, ф-у-т-б-о-л,   г-в-о-з-д’-и, а-л-ф-а-в’-и-т, п-л-о-щ-а-д’-и.

Оценка за выполнение 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 заданий (каждое слово оценивается 2 баллами):

2 балла – верное выполнение;
1 балл – неверное выполнение;
0 баллов – отказ от выполнения задания.

II этап.

Цель: выявить количество, характер специфических ошибок и степень их выраженности.

1 задание. Слуховой диктант.

Лексический материал:

Стоят теплые погожие деньки. Снег начал таять. Небо стало высоким и прозрачным. Лес покрылся зеленой дымкой. Витя Чайкин и Федя Щукин убрали коньки и лыжи. Школьники ждут гостей с юга. Ребята сделали много домиков для птиц. Они с учительницей пойдут в рощу. Там дети повесят домики на деревья. Как рады будут птицы!

2 задание. Словарный диктант с плохо дифференцированными звуками.

Лексический материал:

Башня, удочка, корка, ваза, лодка, гайка, булка, солить, зайка, росы, цвет, шутка, горячий, кашка, тявкает, маска, усы, пищать, каска, роза, Мишка, люк.