Цели и задачи урока:
- Познакомить с произведением К.Паустовского, умение анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно.
- Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.
- Прививать любовь к природе, способность видеть и слышать все, что в ней происходит.
- Учить логически строить высказывание на основе прочитанной информации.
- Развивать умение работать с новой информацией.
- Развивать навык систематизации полученных знаний.
- Стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста.
Ход урока
1. Оргмомент.
– Сегодня на уроке мы беседовать друг с другом
и с главным героем урока чтения – книгой. Учиться
слушать и слышать друг друга.
– А что нужно делать, чтобы вести с книгой
разговор? (Думать, рассуждать, искать ответы в
книге; задавать вопросы; представлять)
2. Актуализация знаний.
– Вспомните, какое произведение мы открыли для себя вчера?
“Верю – не верю!”
- Историю кота нам рассказывает сам Паустовский. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.
- В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя – кота – нет связи.
- Даже в юмористическом рассказе “Кот-ворюга” виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом, звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу. Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.
- В рассказе поставлена проблема – борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром.
** Пересказ произведения от лица кота.
3. Стадия вызова.
– Сегодня мы познакомимся с новым произведением Константина Георгиевича.
Слайд
Фонограмма “Звуки дождя”. На фоне звука дождя – загадка.
Он застучал по нашей крыше,
Пробежался по дорожке.
Мне досталось, всем прохожим,
И соседской рыжей кошке.
А потом с каким-то звоном
Налетел он на скамейку.
Я решил, наверно кто-то
Опрокинул в небе лейку. (Дождь)
– Нравится ли вам, когда идет дождь?
– Какое настроение у вас вызывает дождь?
“Корзина” идей
– Что такое дождь?
– Какие бывают дожди?
Запишите на листе всё, что вы знаете о дожде.
На доске корзина.
Собираем в корзину идеи. Работа в группах (3-4 человека).
Алгоритм:
- Каждый ученик вспоминает и записывает всё, что знает о дожде – 1-2 минуты.
- Обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным. Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
- Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
– Сегодня мы познакомимся с произведением Паустовского “Какие бывают дожди”, которое нам поможет ответить на наш вопрос.
4. Стадия осмысления.
ИНСЕРТ (“Пометки на полях”)
Каждый из вас прочитает текст “про себя”, используя “Пометки на полях”.
Слайд
“v” – уже знал,
“+” – новое,
“–” – думал иначе,
“?” – не понял, есть вопросы.
Индивидуальное чтение с пометами. Во время чтения идёт дождь. Звуки дождя.
“Маркировочная таблица”
Материал обсуждается в парах – 2-3 мин.
+ | - | V | ? |
- Ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске.
Выборочное чтение.
Как меняется погода перед дождем?
Какие приметы описаны в рассказе?
Прочитайте.
Какие приметы слышали вы?
Какие бывают дожди? О каких видах дождей
рассказывается в тексте?
- спорый дождь,
- грибной дождь,
- слепой дождь.
Как вы понимаете слово “спорый”? Найдите ответ в тексте.
Найдите и прочитайте описание спорого дождя в тексте.
Выполните задание в тетради самостоятельно
Проталинки. Вставьте пропущенные слова в данном отрывке. Рабочая тетрадь.
Особенно хорош ----------– дождь на реке.
Каждая его капля -----------– в воде углубление,
------------– водяную чашу, -------------, снова ---------------и
несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще
------------– на дне этой чаши.
Грибной дождь
Найдите в тексте и прочитайте описание грибного
дождя.
Выделите признаки грибного дождя.
Задание в тетради самостоятельно
Поиск. Из текста выпишите названия
грибов.
Слепой дождь
Как вы понимаете выражение слепой дождь?
Почему в народе говорят “Царевна плачет”?
Найдите ответ в тексте.
Перечислите признаки слепого дождя.
Выполните задание в тетради. Работа в парах
Соответствие
спорый дождь | шепчет | капля похожа на слезы |
грибной дождь | гудит | капля похожа на жемчуг |
слепой дождь | звенит | капля мелкая и теплая |
Обложка книги.
– Представьте, что это произведение напечатано
в отдельной книге.
– Какой могла быть обложка? Создадим свою модель.
– Назовите фамилию, имя, отчество автора
произведения.
– Определите жанр произведения (рассказ,
научно-популярный).
– Назовите тему рассказа. Каким символом ее
обозначим? (зеленый прямоугольник).
5. Стадия рефлексии.
Возвращение к корзине идей.
– Какие предположения подтвердились? (обсуждение, ошибочные мнения убрать, новое – добавить).
Тест “Какие бывают дожди”
Вопрос 1.
Об этом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: “Царевна плачет”.
А. Спорый.
В. Грибной.
С. Слепой.
Вопрос 2.
Особенно хорош этот дождь на реке. Этот дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А. Спорый.
В. Грибной.
С. Слепой.
Вопрос 3.
Лужи от этого дождя всегда тёплые. Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него буйно лезут грибы.
А. Слепой.
В. Грибной.
С. Спорый.
Синквейн
– А теперь попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн (фронтально).
Сопроводительный лист урока
1. Корзина идей
2. Пометки на полях
“u ” |
“+” |
“–” |
“?” |
|
|
3. Синквейн.
Дождь.
______________, __________________.
______________, __________________, ________________.
______________ _______________ ______________ ______________.
______________.