Технологическая карта изучения темы “День птиц. Последовательность предложений в тексте”
Тип урока | Урок-проект развития речи (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель | Закрепить у учащихся умение восстанавливать деформированный текст, находить связь предложений в тексте. |
Планируемые результаты | Личностные: определение общей
цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности. Метапредметные: – Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; высказывать своё предположение. – Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. – Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: – Уметь находить связь предложений в тексте. – Уметь излагать связно свои мысли. – Уметь письменно изложить созданный текст и дополнить его своими мыслями. |
Оборудование: | 1. Конверты с заданиями:
|
Организация пространства | 0Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа а группах. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, технология. |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
I. Эмоциональный настрой | Слайд 1 Демонстрация видеозаписи Вивальди “Времена года. Весна” |
Ответы детей на поставленные вопросы. |
– Расскажите, какие чувства
возникали у вас во время просмотра слайдов? – Какое время года было изображено на слайдах? – Как вы догадались? – Соответствует ли музыка вашему настроению и возникшим чувствам? Сохраним это настроение на протяжении всего урока. |
Оформлять свои мысли в устной форме,
формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний. Цели: – организовать актуализацию
умений составлять текст из разрозненных
предложений; |
Слайд 2 Учитель читает предложения и убирает лишние. На слайде открывается изображение птицы. |
Дети хлопком выбирают нужные
предложения. Делают вывод, что из предложений можно составить текст о весне. Высказывают решение данной проблемы, вносят свои предложения. Предлагают свои варианты текста. Формулируют тему урока и решаемые задачи: будем работать с текстом. Будем учиться составлять текст из связанных по смыслу предложений. |
– Посмотрите на доску, прочитайте
предложения и, опираясь на свои знания, выберите
только признаки весны. – обратите внимание на оставшиеся предложения. Что из них может получиться? – а сейчас на доске текст? Почему? – что нужно сделать, чтобы получился текст? – кто озвучит классу, какой текст получится из этих предложений? Если текст составлен правильно, то на экране появится рисунок. – кто уже догадался, над чем будем работать на уроке? Что будем учиться делать? |
|
Беседа об отличии книг, журналов и газет. | Отвечают на поставленные вопросы: книги, газеты, журналы. | – где мы можем встретить текст? | Уметь ориентироваться в
своей системе знаний |
|
Делают вывод, что журнал – издание периодическое. | – чем отличается книга от журнала? | |||
Слайд 3 | Так как на слайде открыта птица, то дети легко догадываются, что журнал будет посвящен птицам. | – сегодня мы начнем создание серии журналов о природе. И первый выпуск посвятим… Как вы думаете, кому будет посвящен первый выпуск нашего журнала? | Уметь оформлять свои
мысли в устной форме; |
|
Слайд 4 Сопровождение гомоном и щебетаньем птиц. Учитель организует просмотр инсценировки детей. |
Показывают инсценировку о разговоре птиц на весенней проталинке. | – а вот и первый репортаж с весенней проталинки. | ||
Беседа по инсценировке. | Отвечают на поставленные вопросы. | – Что узнали из сценки такого, чего
не знали раньше? – Кто был внимательным и услышал, какая птица открывает весну? |
||
Организует орфографическую работу. Слайд 5 Для проверки использовать щелчок. |
Составляют предложение, находят знакомые орфограммы, решают орфографические задачи, записывают предложение по памяти. | Составьте предложение из разбросанных слов, оно и станет эпиграфом к нашим статьям первого журнала. | Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
|
III. Изучение нового Цели: – выявить место (шаг, операция)
затруднения; |
Проработка образа –конечного результата | Дети отвечают на поставленные вопросы и выявляют, какие моменты в решении самые трудные и как решить возникшие трудности | – Приступим к созданию нашего
журнала. – Без чего нельзя представить журнал? – Как выглядит страница журнала? – Какие материалы понадобятся для создания журнала? |
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: – организовать постановку цели урока; |
Организует выполнение
учащимися пробного учебного действия. Слайд 6 |
Фиксируют индивидуальное
затруднение. (Материал для приложений дети подыскивают предварительно, после выбора темы проекта.) |
– Для того, чтобы создать журнал
нужен целый штат сотрудников. Вот я вам предлагаю
побыть сотрудниками издательства. – вы разделены на 4 малых группы. Перед каждой группой лежат конверты. Конверт №1
для художников-оформителей. Конверт №2 для научных редакторов. Конверт №3 для корректировщиков. Конверт №4 для литературных редакторов. – все обработанные материалы вы передаете верстальщику, и он с помощью клея и ножниц оформляет страницу по образцу на слайде. |
Ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
V. Процесс выполнения проекта Цели: – развивать умение определять последовательность промежуточных целей в достижении конечного результата. |
Организует усвоение учениками
нового способа действий. Помогает ученикам, испытывающим затруднение. |
Выполняют задание, опираясь на инструкцию учителя. |
Распределите роли и конверты в группах. Поработайте. | Формирование самостоятельного
создания способа решения проблемы творческого и
поискового характера (познавательные УУД) Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД) |
VI. Физкультминутка |
Слайд 7 Создает условие
для развития мелкой моторики руки. |
Лепят жаворонков. |
А вы знаете, что 21 марта по
старинному русскому обычаю выпускают на волю
певчих птиц и с этого дня начинается месяц птиц.
Ребята развешивают на деревьях
домишки-скворечники, дуплянки, связывают кусты
для гнездования птиц. А еще в этот день пекут
“жаворонки”-булочки с носиком и изюминками
вместо глаз. – Я предлагаю отдохнуть и слепить из пластилина такого забавного жаворонка. |
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, к бережному отношению к традициям. |
VII. Конечный результат проекта. Работа с текстом. Цели: – организовать взаимопроверку; |
Слайд 8. Организует
фиксирование нового содержания. |
Дети читают текст и устно дополняют
его, опираясь на свой багаж знаний и наблюдений. Дети оценивают работу ребят, которые составляли текст из разрозненных предложений. |
– Я попрошу проверить оформление
страничек по образцу и выложить получившиеся
странички на край стола. (После работы проектор
выключается.) – Поднимите руку те, кто
доволен получившимся результатом. |
Уметь вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
Организует орфографическую и словарную работу. | Дети делятся словами, которые вызвали у них затруднения и помогают друг другу их понять | Работа с текстом. –
Обратите внимание на текст. |
Умение применить на практике
полученные знания и умения Построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД) |
|
VIII. Самостоятельная работа. |
Организует помощь в затруднениях учеников во время самостоятельной работы. | Записывают изложение предложенного текста. | – Перечитайте получившийся текст
еще раз, озаглавьте его и напишите изложение
данного текста, дополняя его новыми знаниями,
полученными на уроке. (Сильные ученики пишут изложение с элементами сочинения, средние работают над простым изложением, слабые пишут изложение с опорой на готовый план) |
|
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: – зафиксировать новое
содержание урока; |
Организует самооценку учебной деятельности |
Дети одевают на себя шапочки и грудки. |
Теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы выйти ко мне со страничками . Сложим странички в обложку (Заранее приготовленную учителем) и скрепим журнал. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Организует рефлексию. |
Дети берут таблички и проходя по классу по очереди задают свой вопрос ученикам. Дети отвечают. |
Теперь Вы должны найти атрибуты
своей птички и надеть их на себя. Вы –
птички-журналисты. – Возьмите каждый табличку с вопросом и задайте этот вопрос участником любой группы. ТАБЛИЧКИ: Я научился… – Я предлагаю всем поучаствовать в голосовании: Перед вам три кормушки: 1 – мне было очень интересно на уроке. Посадите своих вылепленных птичек на кормушку, которая отражает ваши чувства к концу урока. |
Уметь оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
Х. Домашнее задание |
Провести инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Запись домашнего задания. |
Составить рассказ о перелетных птицах. |
|