Открытый урок русского языка на тему "День птиц". 3-й класс
Технологическая карта изучения темы “День птиц. Последовательность предложений в тексте”
| Тип урока | Урок-проект развития речи (технология деятельностного метода) |
| Дидактическая цель | Закрепить у учащихся умение восстанавливать деформированный текст, находить связь предложений в тексте. |
| Планируемые результаты | Личностные: определение общей цели и
путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности.
Метапредметные: – Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; высказывать своё предположение. – Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. – Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: – Уметь находить связь предложений в тексте. – Уметь излагать связно свои мысли. – Уметь письменно изложить созданный текст и дополнить его своими мыслями. |
| Оборудование: | 1. Конверты с заданиями:
|
| Организация пространства | 0Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа а группах. |
| Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, технология. |
|
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
| I. Эмоциональный настрой | Слайд 1
Демонстрация видеозаписи Вивальди “Времена года. Весна” |
Ответы детей на поставленные вопросы. |
– Расскажите, какие чувства возникали у вас
во время просмотра слайдов? – Какое время года было изображено на слайдах? – Как вы догадались? – Соответствует ли музыка вашему настроению и возникшим чувствам? Сохраним это настроение на протяжении всего урока. |
Оформлять свои мысли в устной форме,
формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) |
|
II. Актуализация знаний. Цели: – организовать актуализацию умений
составлять текст из разрозненных предложений; |
Слайд 2
Учитель читает предложения и убирает лишние. На слайде открывается изображение птицы. |
Дети хлопком выбирают нужные
предложения. Делают вывод, что из предложений можно составить текст о весне. Высказывают решение данной проблемы, вносят свои предложения. Предлагают свои варианты текста. Формулируют тему урока и решаемые задачи: будем работать с текстом. Будем учиться составлять текст из связанных по смыслу предложений. |
– Посмотрите на доску, прочитайте
предложения и, опираясь на свои знания, выберите только признаки
весны. – обратите внимание на оставшиеся предложения. Что из них может получиться? – а сейчас на доске текст? Почему? – что нужно сделать, чтобы получился текст? – кто озвучит классу, какой текст получится из этих предложений? Если текст составлен правильно, то на экране появится рисунок. – кто уже догадался, над чем будем работать на уроке? Что будем учиться делать? |
|
| Беседа об отличии книг, журналов и газет. | Отвечают на поставленные вопросы: книги, газеты, журналы. | – где мы можем встретить текст? |
Уметь ориентироваться в своей системе
знаний |
|
| Делают вывод, что журнал – издание периодическое. | – чем отличается книга от журнала? | |||
| Слайд 3 | Так как на слайде открыта птица, то дети легко догадываются, что журнал будет посвящен птицам. | – сегодня мы начнем создание серии журналов о природе. И первый выпуск посвятим… Как вы думаете, кому будет посвящен первый выпуск нашего журнала? |
Уметь оформлять свои мысли в устной
форме; |
|
| Слайд 4
Сопровождение гомоном и щебетаньем птиц. Учитель организует просмотр инсценировки детей. |
Показывают инсценировку о разговоре птиц на весенней проталинке. | – а вот и первый репортаж с весенней проталинки. | ||
| Беседа по инсценировке. | Отвечают на поставленные вопросы. | – Что узнали из сценки такого, чего не
знали раньше? – Кто был внимательным и услышал, какая птица открывает весну? |
||
| Организует орфографическую работу.
Слайд 5 Для проверки использовать щелчок. |
Составляют предложение, находят знакомые орфограммы, решают орфографические задачи, записывают предложение по памяти. | Составьте предложение из разбросанных слов, оно и станет эпиграфом к нашим статьям первого журнала. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
|
|
III. Изучение нового Цели: – выявить место (шаг, операция) затруднения; |
Проработка образа –конечного результата | Дети отвечают на поставленные вопросы и выявляют, какие моменты в решении самые трудные и как решить возникшие трудности | – Приступим к созданию нашего журнала. – Без чего нельзя представить журнал? – Как выглядит страница журнала? – Какие материалы понадобятся для создания журнала? |
|
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: – организовать постановку цели
урока; |
Организует выполнение учащимися пробного
учебного действия. Слайд 6 |
Фиксируют индивидуальное затруднение. (Материал для приложений дети подыскивают предварительно, после выбора темы проекта.) |
– Для того, чтобы создать журнал нужен
целый штат сотрудников. Вот я вам предлагаю побыть сотрудниками
издательства. – вы разделены на 4 малых группы. Перед каждой группой лежат конверты. Конверт №1 для
художников-оформителей. Конверт №2 для научных
редакторов. Конверт №3 для
корректировщиков. Конверт №4 для литературных
редакторов. – все обработанные материалы вы передаете верстальщику, и он с помощью клея и ножниц оформляет страницу по образцу на слайде. |
Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя
(Познавательные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
|
V. Процесс выполнения проекта Цели: – развивать умение определять последовательность промежуточных целей в достижении конечного результата. |
Организует усвоение учениками нового
способа действий.
Помогает ученикам, испытывающим затруднение. |
Выполняют задание, опираясь на инструкцию учителя. |
Распределите роли и конверты в группах. Поработайте. | Формирование самостоятельного создания
способа решения проблемы творческого и поискового характера
(познавательные УУД) Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД) |
|
VI. Физкультминутка |
Слайд 7
Создает условие для развития мелкой моторики руки. |
Лепят жаворонков. |
А вы знаете, что 21 марта по старинному
русскому обычаю выпускают на волю певчих птиц и с этого дня
начинается месяц птиц. Ребята развешивают на деревьях
домишки-скворечники, дуплянки, связывают кусты для гнездования
птиц. А еще в этот день пекут “жаворонки”-булочки с носиком и
изюминками вместо глаз. – Я предлагаю отдохнуть и слепить из пластилина такого забавного жаворонка. |
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, к бережному отношению к традициям. |
|
VII. Конечный результат проекта. Работа с текстом. Цели: – организовать взаимопроверку; |
Слайд 8.
Организует фиксирование нового содержания. |
Дети читают текст и устно дополняют его,
опираясь на свой багаж знаний и наблюдений. Дети оценивают работу ребят, которые составляли текст из разрозненных предложений. |
– Я попрошу проверить оформление страничек
по образцу и выложить получившиеся странички на край стола.
(После работы проектор выключается.)
– Поднимите руку те, кто доволен
получившимся результатом. |
Уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
| Организует орфографическую и словарную работу. | Дети делятся словами, которые вызвали у них затруднения и помогают друг другу их понять | Работа с текстом.
– Обратите внимание на текст. |
Умение применить на практике полученные
знания и умения
Построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД) |
|
|
VIII. Самостоятельная работа. |
Организует помощь в затруднениях учеников во время самостоятельной работы. | Записывают изложение предложенного текста. | – Перечитайте получившийся текст еще раз,
озаглавьте его и напишите изложение данного текста, дополняя его
новыми знаниями, полученными на уроке. (Сильные ученики пишут изложение с элементами сочинения, средние работают над простым изложением, слабые пишут изложение с опорой на готовый план) |
|
|
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: – зафиксировать новое содержание
урока; |
Организует самооценку учебной деятельности |
Дети одевают на себя шапочки и грудки. |
Теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы выйти ко мне со страничками . Сложим странички в обложку (Заранее приготовленную учителем) и скрепим журнал. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
Организует рефлексию. |
Дети берут таблички и проходя по классу по очереди задают свой вопрос ученикам. Дети отвечают. |
Теперь Вы должны найти атрибуты своей
птички и надеть их на себя. Вы – птички-журналисты. – Возьмите каждый табличку с вопросом и задайте этот вопрос участником любой группы. ТАБЛИЧКИ: Я научился… – Я предлагаю всем поучаствовать в голосовании: Перед вам три кормушки: 1 – мне было очень интересно на уроке. Посадите своих вылепленных птичек на кормушку, которая отражает ваши чувства к концу урока. |
Уметь оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
(Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
|
Х. Домашнее задание |
Провести инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Запись домашнего задания. |
Составить рассказ о перелетных птицах. |
|