Открытый урок русского языка на тему "День птиц". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Технологическая карта изучения темы “День птиц. Последовательность предложений в тексте”

Тип урока Урок-проект развития речи (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель Закрепить у учащихся умение восстанавливать деформированный текст, находить связь предложений в тексте.
Планируемые результаты Личностные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Метапредметные:

– Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

– Уметь находить связь предложений в тексте.

– Уметь излагать связно свои мысли.

– Уметь письменно изложить созданный текст и дополнить его своими мыслями.

Оборудование: 1. Конверты с заданиями:
  • Картинка-пазл с птицей
  • Деформированный текст (предложения на полосках бумаги)
  • Лист для оформления журнальной страницы
  • Клей, ножницы, степлер.
  • Составленный план текста для слабых учеников.
  1. Толковые словари, энциклопедия птиц.
  2. Музыкальная видеозапись из цикла “Времена года” Вивальди “Весна”.
  3. Костюмированные атрибуты птиц: шапочки, грудки.
  4. Пластилин.
  5. Кормушки.
  6. Таблички для рефлексии.
Организация пространства 0Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа а группах.
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, технология.

 

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Эмоциональный настрой Слайд 1

Демонстрация видеозаписи Вивальди “Времена года. Весна”

Ответы детей на поставленные вопросы.

– Расскажите, какие чувства возникали у вас во время просмотра слайдов?
– Какое время года было изображено на слайдах?
– Как вы догадались?
– Соответствует ли музыка вашему настроению и возникшим чувствам? Сохраним это настроение на протяжении всего урока.
Оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию.
(Коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний.

Цели:

– организовать актуализацию умений составлять текст из разрозненных предложений;
– ознакомить детей с понятием периодичность издания.
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Слайд 2

Учитель читает предложения и убирает лишние. На слайде открывается изображение птицы.

Дети хлопком выбирают нужные предложения.
Делают вывод, что из предложений можно составить текст о весне.
Высказывают решение данной проблемы, вносят свои предложения.
Предлагают свои варианты текста.
Формулируют тему урока и решаемые задачи: будем работать с текстом. Будем учиться составлять текст из связанных по смыслу предложений.
– Посмотрите на доску, прочитайте предложения и, опираясь на свои знания, выберите только признаки весны.
– обратите внимание на оставшиеся предложения. Что из них может получиться?
– а сейчас на доске текст? Почему?
– что нужно сделать, чтобы получился текст?
– кто озвучит классу, какой текст получится из этих предложений? Если текст составлен правильно, то на экране появится рисунок.
– кто уже догадался, над чем будем работать на уроке? Что будем учиться делать?
 
Беседа об отличии книг, журналов и газет. Отвечают на поставленные вопросы: книги, газеты, журналы. где мы можем встретить текст?

Уметь ориентироваться в своей системе знаний
(Познавательные УУД)

  Делают вывод, что журнал – издание периодическое. – чем отличается книга от журнала?  
Слайд 3 Так как на слайде открыта птица, то дети легко догадываются, что журнал будет посвящен птицам. – сегодня мы начнем создание серии журналов о природе. И первый выпуск посвятим… Как вы думаете, кому будет посвящен первый выпуск нашего журнала?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
(Коммуникативные УУД)

Слайд 4

Сопровождение гомоном и щебетаньем птиц. Учитель организует просмотр инсценировки детей.

Показывают инсценировку о разговоре птиц на весенней проталинке. – а вот и первый репортаж с весенней проталинки.

Приложение 1.

 
Беседа по инсценировке. Отвечают на поставленные вопросы. – Что узнали из сценки такого, чего не знали раньше?
– Кто был внимательным и услышал, какая птица открывает весну?
 
Организует орфографическую работу.

Слайд 5

Для проверки использовать щелчок.

Составляют предложение, находят знакомые орфограммы, решают орфографические задачи, записывают предложение по памяти. Составьте предложение из разбросанных слов, оно и станет эпиграфом к нашим статьям первого журнала.

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

III. Изучение нового
Построение проекта

Цели:

– выявить место (шаг, операция) затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Проработка образа –конечного результата Дети отвечают на поставленные вопросы и выявляют, какие моменты в решении самые трудные и как решить возникшие трудности – Приступим к созданию нашего журнала.
– Без чего нельзя представить журнал?
– Как выглядит страница журнала?
– Какие материалы понадобятся для создания журнала?
 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

организовать постановку цели урока;
организовать составление совместного плана действий;
– определить средства.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует составление совместного плана действий.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Помогает распределению ролей в группе.

Слайд 6

Фиксируют индивидуальное затруднение.
Высказывают своё предположение.
Продумывают и осуществляют процесс изготовления проекта.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

(Материал для приложений дети подыскивают предварительно, после выбора темы проекта.)

– Для того, чтобы создать журнал нужен целый штат сотрудников. Вот я вам предлагаю побыть сотрудниками издательства.
– вы разделены на 4 малых группы. Перед каждой группой лежат конверты.

Конверт №1 для художников-оформителей.
Задача у них такая: сложить картинку-пазл и узнать, какая птица у них получилась. (см. Приложение 2)

Конверт №2 для научных редакторов.
Они должны в энциклопедии птиц найти названия птиц и записать краткую информацию о ней.

Конверт №3 для корректировщиков.
Они должны из набора предложений в конверте выложить связный текст. (См. Приложение 3)

Конверт №4 для литературных редакторов.
Из предлагаемых в конверте басен, стихов, пословиц и поговорок, они должны выбрать тот материал, в котором говориться о птице группы. (См. Приложение 4)

– все обработанные материалы вы передаете верстальщику, и он с помощью клея и ножниц оформляет страницу по образцу на слайде.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. Процесс выполнения проекта

Цели:

– развивать умение определять последовательность промежуточных целей в достижении конечного результата.

Организует усвоение учениками нового способа действий.

Помогает ученикам, испытывающим затруднение.

Выполняют задание, опираясь на инструкцию учителя.

Распределите роли и конверты в группах. Поработайте. Формирование самостоятельного создания способа решения проблемы творческого и поискового характера (познавательные УУД)
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)

VI. Физкультминутка

Слайд 7

Создает условие для развития мелкой моторики руки.
Создает релаксацию при помощи звуков природы.

Лепят жаворонков.

А вы знаете, что 21 марта по старинному русскому обычаю выпускают на волю певчих птиц и с этого дня начинается месяц птиц. Ребята развешивают на деревьях домишки-скворечники, дуплянки, связывают кусты для гнездования птиц. А еще в этот день пекут “жаворонки”-булочки с носиком и изюминками вместо глаз.
– Я предлагаю отдохнуть и слепить из пластилина такого забавного жаворонка.
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, к бережному отношению к традициям.

VII. Конечный результат проекта. Работа с текстом.

Цели:

– организовать взаимопроверку;
– организовать повторение умений работы над орфографией.

Слайд 8.

Организует фиксирование нового содержания.
Акцентирует внимание детей на связанность предложений в тексте.
Активизирует оценку действий партнёра, умение достаточно хорошо справиться с предлагаемым заданием.

Дети читают текст и устно дополняют его, опираясь на свой багаж знаний и наблюдений.
Дети оценивают работу ребят, которые составляли текст из разрозненных предложений.
– Я попрошу проверить оформление страничек по образцу и выложить получившиеся странички на край стола. (После работы проектор выключается.)

Поднимите руку те, кто доволен получившимся результатом.
– Поднимите руку, кому было трудно, но он справился.
– Есть ли такие, кто не справился со своим заданием?

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

  Организует орфографическую и словарную работу. Дети делятся словами, которые вызвали у них затруднения и помогают друг другу их понять Работа с текстом.

– Обратите внимание на текст.
– Прочитайте его и отметьте про себя, что вы ещё знаете о птице, которой посвящен текст.
– Опираясь на свои знания, дополните и перескажите текст.
– Поделитесь своими мыслями с другими учениками.
– Хотели бы вы что-либо изменить в тексте?
– Если да, то объясните, что и как нужно изменить. Докажите свою точку зрения.
– Отметьте слова, которые вам не понятны, сложны в написании и выпишите их. Поделитесь с нами. (работа над развитием речи: подбор синонимов и пояснение значения непонятных слов. Коллективная работа)

Умение применить на практике полученные знания и умения

Построение логической цепи рассуждений (познавательные УУД)

VIII. Самостоятельная работа.

Организует помощь в затруднениях учеников во время самостоятельной работы. Записывают изложение предложенного текста. – Перечитайте получившийся текст еще раз, озаглавьте его и напишите изложение данного текста, дополняя его новыми знаниями, полученными на уроке.
(Сильные ученики пишут изложение с элементами сочинения, средние работают над простым изложением, слабые пишут изложение с опорой на готовый план)
 

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует самооценку учебной деятельности

Дети одевают на себя шапочки и грудки.

Теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы выйти ко мне со страничками . Сложим странички в обложку (Заранее приготовленную учителем) и скрепим журнал. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
 

Организует рефлексию.

Дети берут таблички и проходя по классу по очереди задают свой вопрос ученикам. Дети отвечают.

Теперь Вы должны найти атрибуты своей птички и надеть их на себя. Вы – птички-журналисты.
– Возьмите каждый табличку с вопросом и задайте этот вопрос участником любой группы.

ТАБЛИЧКИ:

Я научился…
Было трудным…
Для меня было важным…
Было полезным узнать…

– Я предлагаю всем поучаствовать в голосовании:

Перед вам три кормушки:

1 – мне было очень интересно на уроке.
2 – я не узнал ничего нового.
3 – мне было скучно.

Посадите своих вылепленных птичек на кормушку, которая отражает ваши чувства к концу урока.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Х. Домашнее задание

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

Запись домашнего задания.

Составить рассказ о перелетных птицах.