Цель урока: вырабатывать умение читать и понимать текст художественного произведения, развивать умение проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героев, воспитывать способность работать в группе, слушать и слышать мнения других учеников.
Ход урока
I. Вступление.
(В течение урока используются кадры из фильма “Ночь перед Рождеством”
Киностудия им. М.Горького 1961 г.)
- Начало 00.00.12. – 00.00.31
- – Мы проанализировали повесть Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством”, много говорили о юморе писателя, о его героях. Сегодня мы будем учиться составлять портретную характеристику героя, опираясь на хорошее знание авторского текста.
Работать будем в группах. Пять групп, каждая из которых составляет портрет своего героя: Солоха, чёрт, Вакула, Чуб, Оксана.
II.
Каждой группе дано задание вставить слова в характеристику героя, которые есть в тексте. Попробуйте вспомнить их, не заглядывая в текст.
1 группа
Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше ……………. лет. Она была ни ……….., ни …………. собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела ……………….. к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела …………….. обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик, или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, – как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и ……………. хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это – заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: "……………………………………………"
Солоха ……………. каждому, и каждый думал, что она ……………… ему одному. Но охотник мешаться в чужие дела тотчас бы заметил, что Солоха была ………………… всего с козаком Чубом. Чуб был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму – корову, или дядю – толстого быка. Бородатый козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступавших по двору индеек и оборачиваяся задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою.
2 группа
Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно ………..: узенькая, беспрестанно ………………… и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, ………………… пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и …………….., как теперешние мундирные фалды; только разве по ……………… бороде под мордой, по небольшим рожкам, ………………… на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и ………………. грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, ………….. хвост, в свою берлогу.
Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы ………………, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, ………………. его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
3 группа
В досужее от дел время кузнец занимался ……………….. и слыл лучшим ……………… во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л...ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был ………………….. человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т... церкви его евангелиста Луку. Но ………………. его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец …………….. над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу.
"Не любит она меня, – думал про себя, ………….. голову, кузнец. – Ей всё игрушки; а я стою перед нею как ……….. и очей не …………. с нее. И все бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка! чего бы я не дал, чтобы узнать, что у нее на сердце, кого она любит! Но нет, ей и нужды нет ни до кого. Она любуется сама собою; мучит меня, …………..; а я за грустью не вижу света; а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить".
4 группа
…старый Чуб ………….. и не легок на подъем, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. Еще при месячной ночи варенуха и водка, настоянная на шафран, могла бы заманить Чуба, но в такую темноту вряд ли бы удалось кому стащить его с печки и вызвать из хаты.
– Надобно же было, – продолжал Чуб, утирая рукавом усы, – какому-то дьяволу, чтоб ему не довелось, собаке, поутру рюмки водки выпить, вмешаться!.. Право, как будто на смех... Нарочно, сидевши в хате, глядел в окно: ночь – чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!
Чуб долго еще ворчал и ……………., а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться. Ему до смерти хотелось …………….. о всяком вздоре у дьяка, где, без всякого сомнения, сидел уже и голова, и приезжий бас, и дегтярь Микита, ездивший через каждые две недели в Полтаву на торги и отпускавший такие шутки, что все миряне брались за животы со смеху. Уже видел Чуб мысленно стоявшую на столе варенуху. Все это было заманчиво, правда; но темнота ночи напомнила ему о той лени, которая так мила всем ……………... Как бы хорошо теперь ……………, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и ……………… сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами. Он бы, без всякого сомнения, решился на последнее, если бы был один, но теперь обоим не так скучно и страшно идти темною ночью, да и не хотелось-таки показаться перед другими ленивым или ………………..
5 группа
Оксане не минуло еще и ………………… лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что ……….. девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была …………, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок. Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так ……………………. Один только кузнец был упрям и не оставлял своего волокитства, несмотря на то что и с ним поступаемо было ничуть не лучше, как с другими.
По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и ……………. перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. "Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? – говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша". Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с ……………… черными очами и невыразимо ……………… усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. "Разве черные брови и очи мои, – продолжала красавица, не выпуская зеркала, – так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом ………………. кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет ……………… мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть".
III.
– У каждого из вас есть опорный лист, который к концу урока должен быть заполнен. Выберите себя героя. Вы должны будете составить о своём герое связный рассказ. Это ваше домашнее задание.
И у каждой группы есть опорный лист, который вы будете заполнять все вместе.
– Что нужно записывать в опорный лист? Эпитеты, глаголы, характеризующие героя, сравнения.
Яркость характеров героев Н.В.Гоголя
Выберите себе героя___________________________________________________________
Какую роль он играет в повести?________________________________________________
Выпишите эпитеты, которыми характеризует героя автор___________________________
Какие глаголы характеризуют героя?_____________________________________________
Сравнивает ли автор героя с кем-нибудь?_________________________________________
Какие поступки герой совершает? _______________________________________________
С кем в повести взаимодействует герой? Как проявляется это взаимодействие?__________
Какими словами можно начать рассказ о герое?___________________________________
IV.
В каждой группе ребята готовили сообщения о своих героях.
Перед сообщением – отрывок из фильма.
- Солоха и чёрт 23.40 – 24.05
- Вакула 53.05 – 54.00
- Чуб 56.15 – 57.30
- Оксана 14.25 – 15.09
- Кумова жена 46.05 – 47.15
V. Опрос.
– Что успели записать в опорный лист?
Работа с текстом. Обсуждение услышанного в сообщениях учащихся.
Заполнение опорных листов.
VI.
Представители групп зачитывают, что записано в опорных листах.
Анализ каждого пункта.
VII. Рефлексия.
Гоголь учит нас настоящему юмору. Давайте ещё раз повеселимся, вспомнив сцену спора между бабами по поводу участи Вакулы.
01.00.42 – 01.01.42
Д/З: рассказ о герое.