Цели урока: развитие абстрактного мышления; устной и письменной речи учащихся; умения овладевать внутренним планом своей речи.
Ход урока
1. Работа с фразой.
Цель: распределение пограничных сигналов (пробелов) между словами:
емуженадобудетхлебсухойнадождать.
2. Работа с текстом стихотворения Я. Козловского и другими текстами, сопровождаемая комментариями учителя.
Ошибки в словоделении затрагивают смысловую сторону нашей речи, искажают её или превращают в бессмысленный набор слов и буквенных сочетаний:
У бежали и здома развилки
Идав ай удорож ной раз вилки
Танце вать подлуной к раковяк.
В с воём выум ели?
Выжер ань шепляс атьн еумели.
Стихотворение Я. Козловского, в котором не упорядочено употребление слитного и раздельного написания слов, искажает смысл до неузнаваемости.
Из истории:
В далёком прошлом СЯ (СЬ) было отдельным словом, краткой формой местоимения СЕБЯ: умывати ся (умывать себя); брити ся (брить себя). В древних рукописях господствовало слитное написание, без интервалов и знаков препинания. Тексты древних памятников письменности, порой очень большие по объёму, представляют собой непрерывный ряд букв. Были буквы, которые показывали границы между словами, – редуцированные (то есть краткие) гласные Ъ и Ь:
Онъдобръсънимъ – онъ добръ съ нимъ – он добр с ним.
Во второй половине VII века эти гласные звуки стали исчезать. Окончательно убрали ненужную букву ъ на конце слова только в 1918 году, когда была проведена реформа орфографии. Слитное письмо господствовало вплоть до изобретения печатного станка (до 2 половины XVI века). Интервал внедрялся медленно и окончательно утвердился лишь к концу XVII–началу века. До этого времени сплошное написание слов не расценивалось как безграмотное. Слово – душа языка, его богатство и гордость. “Слово есть мышление”, – писал А.Н.Толстой. Каков лексический “минимум” человека? Например, словарь А.С.Пушкина огромен. Во всех своих произведениях он употребил свыше 21000 слов, из них 10000 использовал 1-2 раза. Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” – 409409 слов,19 519 из которых употреблялись в различных формах.
Самые короткие слова:
- союзы: а; и;
- предлоги: в, с, к, о, у;
- вопросительные частица – а;
- междометия: а, у, о, э.
Слова-малютки могут быть и знаменательными
частями речи (не в русском языке, а в некоторых
иностранных): французское село И, французская
фамилия О.
Какова предельная длина слова?
С этой целью проведём эксперимент: поделим
количество букв в абзаце на количество слов в нём
– получится средняя величина слова в русском
языке: она не будет превышать 10 букв.
Но в русском языке есть слова-рекордсмены:
метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин,
метаноксидэтилдиамидофенилдитолилкарбинолдисульфоническая.
3. Задания учащимся:
1. Записать слова, состоящие более чем из 20 букв, например:
- причинно-следственный (20 букв);
- железнодорожно-автотранспортный (30 букв);
- литературоведческо-лингвистический (33 буквы);
- токарно-фрезерно-сверильно-строгательный (36 букв).
2. Знаю ли я? Ответить на задание-вопрос: ”Что такое электровозостроение, жертвоприношение, золотопромышленность, человеконенавистничество, облагодетельствование…”
Домашнее задание:
Составить кроссворд-гигант, в котором употребить слова, значительно превышающие среднюю норму слова.