Урок русского языка по теме "Типы речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип занятия: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательная: познакомить с понятием “типы речи”; научить распознавать типы речи.

Развивающая: продолжить обогащение словарного запаса учащихся, развивать умение анализировать и выделять главное в предложенной информации.

Воспитательная: на примере учебного материала содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • проанализировать предложенные тексты и установить основные признаки типов речи,
  • построить текст определенного типа,
  • сопоставлять собственный текст с заданными условиями.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельности мышления,
  • формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
  • формировать умение аналитически перерабатывать полученную информацию,
  • развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Воспитательные:

  • создавать условия для положительной мотивации к учёбе, знаниям, любови к родному языку;
  • воспитывать культуру общения и поведения,
  • формировать умение сотрудничать.

Межпредметные связи: природоведение.

Педагогическая технология: ТРКМ.

Используемые методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые; самостоятельная работа.

Время проведения урока: 40 мин.

Обеспечение урока: раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация.

План урока

  1. Начальная мотивация учебной деятельности – 1 минута.
  2. Определение темы и целей занятий – 2 минуты.
  3. – Определение темы по ключевым словам.
    – Формулировка целей учащимися.
    – Формулировка социальной значимости темы.

  4. Изучение нового материала – 18 минут.
  5. – Знакомство с текстами различных типов речи.
    – Определение параметров, по которым будут сравниваться тексты.
    – Определение отличительных особенностей каждого текста, заполнение таблицы.
    – Знакомство с информацией в учебнике, сравнение полученных результатов с учебником.

  6. Физминутка – 2 минуты.
  7. Обобщение и систематизация изученного материала – 5 минут.
  8. – Определение типа речи по заголовку.
    – Определение типа речи текстов учебника.
    – Работа с интерактивной доской (тест).

  9. Закрепление изученного – 6 минут.
  10. – Моделирование текстов различных типов.

  11. Рефлексия. Итог урока. Связь с последующими уроками – 5 минут.
  12. – Осознание учащимися своей деятельности, самооценка.
    – Комментирование оценок за урок.

  13. Домашнее задание – 1 минута.

Ход урока

Стадия вызова

1. Начальная мотивация учебной деятельности

Начать урок мне хочется с пословицы: “Капля по капле – река собирается”.
– Как вы понимаете эту пословицу? Как эту пословицу можно отнести к предмету “Русский язык”?
– Вы правы. Наши знания собираются по крупицам. Мы каждый день узнаем что-то новое, расширяя свой кругозор. А помогают нам в этом упорство, старание, терпение, которые тоже как капельки воды точат камень незнания. И я хочу подарить вам такую капельку знаний сегодня, которая когда-нибудь превратится в полноводную реку
Русский писатель и историк Н.М. Карамзин сравнивал наш язык именно с рекой, которая “течет, гордая, величественная…, шумит, гремит, – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…”.
Красивое сравнение? Оно нам поможет определить тему нашего урока. Для этого подберите синоним к слову язык в том значении, в котором употребляет его Карамзин (речь, слово).
Предметом нашего урока будет речь.
– Что вы знаете о речи? Какие формы речи вы знаете?
(Устная, письменная и внутренняя)

2. Определение темы и целей урока.

Но одного слова РЕЧЬ нам недостаточно для определения темы.

  • Выберите из ряда терминов тот, который, по-вашему, составит со словом РЕЧЬ тему нашего урока.

Диалог, монолог, предложение, тип, текст, слово.

  • Итак, тема нашего урока ТИПЫ РЕЧИ.
  • Что мы знаем уже по нашей теме? (ЗХУ)
  • А что можем узнать?
  • Чему можем научиться?
    • получить знания о типах речи, их признаках,
    • научиться различать их,
    • составлять тексты разных типов речи.
  • Для чего нам нужны знания по этой теме?
  • Как мы можем достигнуть наших целей?

Стадия осмысления

3. Изучение нового материала.

Перед нами 3 текста. Что их объединяет?
Кто может сказать, что это тексты на одну тему? или нет? (В глаза бросается ключевое слово “лебедь”)
Но все-таки они разные. Давайте попробуем их сравнить.
По каким параметрам мы будем сравнивать тексты? Выбрать из предложенных, записать в таблицу параметры.

Примеры параметров сравнения:

  1. Тема текста.
  2. Идея текста.
  3. Цель текста.
  4. На какой вопрос отвечает текст.
  5. В какой сфере можно использовать текст.
  6. Сколько фотографий можно сделать к тексту.
  7. Какие языковые средства используются.
    • Кто сформулировал линии сравнения?
    • Что рассказывается о лебеде в первом тексте?
    • На какой вопрос отвечает такой текст? (Кто это? Какой он?)
  • Как вы думаете, как будет называться такой тип речи?
    Такой тип речи называется описание. Почему?

А теперь поработайте с остальными текстами самостоятельно.

  • Что рассказывается о лебеде во втором тексте?
    На какой вопрос отвечает такой текст? (Что происходит?) 
    Такой тип речи называется повествование.
  • Что рассказывается о лебеде в третьем тексте?
    На какой вопрос отвечает такой текст? (Почему?)
    Такой тип речи называется рассуждение.

Я могу предложить вам еще один параметр сравнение. Попробуйте догадаться, какой? (фотография)
Повествование - несколько снимков.
Описание - один снимок.
Рассуждение - ни одного.

Тип текста

Цель

Вопрос к тексту

Метод фотографирования

Описание Рассказать о признаках предмета Какой

1 фотография

Повествование Рассказать о последовательности событий Что происходило

Несколько фотографий

Рассуждение Размышляем, строим предположения, доказываем Почему

Нельзя сфотографировать

Для чего мы использовали сравнение? (определить признаки типа речи)
Чтение с карандашом в руках “Инсерт”.
Стр 163 учебник С.И.Львовой (знаю, новое, непонятно).

Выписать новые слова из текста.

Нашу таблицу можно представить в виде схемы – ОК.

Перерисуйте эту схему в тетрадь.
Подумайте, сможете ли вы рассказать по этой схеме о речи и разных типах речи?

4. Физминутка.

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

Перед вами три заголовка. (Упр. 381 учебник С.И.Львовой)

Установите, к какому типу речи будут принадлежать тексты на данные темы. Обоснуйте свою точку зрения.

Работа с интерактивной доской.

Распределите признаки текста по типам речи:

  1. Это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какая-либо мысль.
  2. Тексты этого типа обычно состоят из трех частей.
  3. В тексте этого типа события обычно развиваются по определённой схеме.
  4. Устанавливает взаимосвязи между событиями и явлениями.
  5. Перечисляются признаки предмета.
  6. Текст данного типа рассказывает о последовательно происходящих событиях.

Попробуем определять тип текста.

Индивидуальное задание: (1 текст), (2 текст): примените к данным текстам метод фотографирования. Докажите свою точку зрения.
Упр. 366, 370 (1), 374.
Итак, мы повторили отличительные черты текстов разных типов, мы определили тип текста, доказали свою точку зрения, что же (исходя из задач нашего урока) мы с вами будем делать дальше.

6. Закрепление изученного.

Составление собственных тестов.

Попробуем составить свой текст определенного типа речи. Рассмотрите внимательно фотографии, вам будет необходимо в после просмотра составить текст определенного типа речи. (По рядам)

У вас получились прекрасные тексты, а если мы соединим их, то у нас получится прекрасный рассказ о герое фотографий.

7. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги.
ЗХУ.
Вопросительные слова:

Составьте с данными вопросительными словами предложения, логически связанные с нашей темой.
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Kакой?
Зачем?
Как?
Kаким образом?
Kакая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Kаково назначение?

Как вы думаете, часто ли в нашей речи встречаются типы речи отдельно? типы речи соединяются в тексте, но о таких текстах мы с вами поговорить сегодня не успеем. Что же делать? Конечно, именно с этого материала мы и начнем наш следующий урок.

А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке.
За что каждый из вас может себя похвалить?
Кого можно назвать самым лучшим аналитиком?
Лучшим оратором? писателем?

Выставление оценок за урок.

Приложение