Под этим понятием подразумевается нарушение требований этимологии и синтаксиса данного языка в устной (экспрессивной и импрессивной) и в письменной форме. Этот дефект состоит в неправильности употребления склонений, спряжений, личных местоимений, согласования и управления, в пропуске слов, в неумении конструировать и понимать сложные грамматические конструкции, в невозможности даже повторить фразу и т. д. Аграмматическое письмо обычно встречается у тугоухих, алаликов ит. д.
Аграмматизмы свойственны детской речи, и, в основном, исчезают в возрасте от 2, 5 до 3 лет. Вот образец речи 3– х летнего ребенка: “Вова папа колени. (Я хочу к папе на колени)”.
Это детский аграмматизм, задержка же его в старшем возрасте – явление патологическое.
Аграмматическаядисграфиясвязана с недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более сложного симптомокомплекса – лексико– грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией, у умственноотсталых, ЗПР.
В письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула – нахлестнула, козлята – козленки); изменении падежных окончаний (много деревов); нарушении предложных конструкций (над столом – на столом) ; изменении падежа местоимений (около него – около ним); числа существительных ( дети бежит);нарушении согласования (бела дом), отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов.
При устранении аграмматическойдисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.
Основные направления в работе:
- уточнение структуры предложения;
- развитие функции словоизменения и словообразования;
- работа по морфологическому анализу и синтезу состава слова.
Задача настоящей методразработки по устранению аграмматическойдисграфии состоит в том, чтобы на конкретном словарном материале показать работу по преодолению нарушений на всех уровнях (слово, словосочетание, предложение, текст).
№1
Составление предложения по опорным картинкам (предметным):
Собака _______ кость.
– Сколько слов в предложении?
– Обозначить слова короткими черточками.
– Назвать второе, третье, первое слово.
Аналогично проводится работа с другими картинками.
№2
Логопед демонстрирует сюжетные картинки “ Мальчик читает книгу”, “Девочка гонит козу”, “Кролик ест морковку”.
Дети называют предложения по нерасчлененным картинкам, определяют количество и последовательность слов в предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложения по схеме.
№3
Игра “Передай ключ”.
Дети рассаживаются кружочком и со словами “Я даю ключ Максиму” – передают ключ друг другу;
№4
Составить предложения из слов:
дорога, машина, едет, по.
гараж, машина, из, выезжает.
орехи, в, белка, прячет, дупло. И т. д
№5
Составить предложения, используя следующие словосочетания.
высокие ели | спелая земляника |
забавный котенок | широкие улицы |
полная корзина | белый пароход |
№6
Составить из двух предложений – одно, по образцу:
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
–
Сегодня пасмурный и дождливый день.
По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице
ходят автобусы
У меня есть коллекция марок. У меня есть
коллекция значков.
№7
Исправить предложения, если есть ошибки.
– Мальчик стеклом разбил мяч.
– После грибов будут дожди.
– Брат потерял библиотеку из книги.
– Коза принесла девочке корм.
– Весной луга затопили реку.
– На тоненьких листьях показались ветки.
– Дети набрали костер для хвороста.
– Снег засыпало пышным лесом.
№8
Из двух простых предложений составить одно сложное, используя союзы И, А, НО.
Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.
Солнце светит еще ярко. Звери уже готовятся к
зиме.
Начался дождь. Дети укрылись в шалаше.
№9
Указать на каком месте стоит каждое из слов предложения.
Чашка и стакан – посуда.
Летом – дождь, а зимой – снег.
Цветы красивы, но быстро вянут.
Голубь и ласточка – птицы. И т. д.
№10
Списать предложения и подчеркнуть союзы.
– Позови Витю и Надю.
– Арбуз розовый, но сладкий.
– Привезли столы и стулья.
– Снег еще не лег, а заяц оделся в белую шубку.
– Прокричал петух и разом ответили ему петухи с
других дворов.
№11
Прочитать и сравнить предложения из 1-го и 2-го столбика.
Девочка сидит. Девочки сидят.
Собака лает. Собаки лают.
Мальчик читает. Мальчики читают
№12
Прочесть слова из 1-го столбика, составить предложения со словами из 2-го.
Бабочка | пишет. |
Птицы | скачут. |
Ученик | прыгает. |
Лошади | пищат. |
№13
Прочитать слова исоставить предложения устно, затем – письменно.
Корова …………. . Соловей ………… .
Коровы ………… . Соловьи ………… .
№14
Прочитать слова, составить предложения, записать их.
…………… квакает. ……………. . . мычат.
…………… жужжит. ……………. . вяжет.
№15
Игра с мячом для тренировки в изменении по числам.
Один – много | много – один |
лесное озеро – ………. | мелкие семена – ………… |
тонкий стебелек – ……… | новые игроки – ………. . |
№16
Волк воет – он голоден.
Валя упала – она мала.
Окно моют – оно грязное.
№17
Подставить к данным словам ОН, ОНА, ОНО – по образцу.
Мальчик – он. Пила – она. Море – оно.
Кот – Гусь – Вова – заяц – коза –
Мясо – зерно – поле –
№18
Вместо точек написать местоимения: ОН, ОНА, ОНО – по образцу.
На столе яблоко. Оно сладкое.
Брат учится хорошо. ……. . отличник.
Мама пришла с работы. ………. . устала.
Пригревает солнышко. ………… ласковое. И т. д.
№19
Шумела | } (море , волна, толпа, собрание, река) |
Шумело | |
Висел | } (картина, объявление, зеркало, вывеска, полотенце) |
Висела |
№20
Выписать последовательно словосочетания с существительными мужского, женского, среднего рода. В словах, отвечающих на вопрос КАКОЙ? подчеркнуть окончания -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ; КАКАЯ? -ЯЯ, -АЯ; КАКОЕ? -ОЕ, -ЕЕ.
Рожь густая, спелая; озеро дальнее, синее; море соленое, суровое; весна ранняя, светлая; путь далекий, трудный; чай горячий, сладкий; лес густой, еловый; небо хмурое, осеннее; морковь крупная, сочная; сено свежее, душистое.
№22
Вставить пропущенные окончания, используя вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Вопрос ставить от выделенного слова. В ручье чист…. вода. Мальчик набрал полн…. . ведро грибов. Красн…. ягода смотрит из травы. В стене было кругл…. окно. На хорош…. цветок и пчелка летит. Детям дали нов…. мяч. Добр…. слово всякому приятно. Добр…. слава дороже богатства.
УПРАВЛЕНИЕ. (КОГО? ЧТО? (винительный падеж)).
№23
Ответить на вопрос: почему их так назвали? (устно). Образец: Пчеловод разводит (кого?)…….
- Рыболо, лесоруб, свинопас, землекоп, дровосек, сталевар, и т.д.
- Пылесос, мясорубка, хлеборезка, водопровод, нефтепровод, соковыжималка и т.д.
№24
Составить словосочетания, подобрав ряды слов, отвечающих на вопросы КОГО? ЧТО? (устно).
Образец: собирал цветы, орехи, ягоды, значки, марки.
- Мыл …, варил …. , застегнул …, полил. . , купил …, ловил …, забыл. . ;
- Люблю играть в ………,
люблю ходить в …. . ;
люблю смотреть на …. .
№25
Списать предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросами КОГО? или ЧТО?
Мама шила (юбка). Дети ловят (бабочка). Мы получили (телеграмма). Кот слизал (сметана). Я узнал нашего (щенок). Я выронил ( корзина) на (поляна) и рассыпал всю (черника). Мы еще издали узнали (пастух).
Литература.
- В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева “Чтение и письмо” – “Дельта” С. Петерб., “Аквариум” Москва, 1995 г.
- И.Н. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников” – Москва, “Владос”, 1995 г.
- “Хрестоматия по логопедии”, под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, – М.: Гуманитарный издательский центр. Владос, 1997 г.