Тип занятия: открытое занятие по предмету музыкальная литература с учащимися дополнительного образования.
Цель занятия:
Познакомить учащихся с основными вехами биографии С.В.Рахманинова и его сочинениями, создать условия для развития творческих способностей, образного мышления через проблемное изучение материала.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познания детей о великом композиторе, познакомить учащихся с сочинениями С.В. Рахманинова и историей их создания.
Развивающие:
Развить навыки разбора, анализа музыкальных
произведений на примере произведений
С.В.Рахманинова.
Воспитательные:
- Воспитать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
- Воспитать чувства патриотизма.
Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск), стимулирование музыкально-творческой деятельности, наглядно-слуховые, анализ, творческое задание.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оформление кабинета:
На столе разложены нотные издания сочинений С.В.Рахманинова, книга Б.С.Никитина “Две жизни”, аудио-диски, виниловые пластинки с записями произведений Рахманинова, фото-альбомы о С.В.Рахманинове, маленький круглый столик, покрытый скатертью с бахромой, на столе бюст Рахманинова
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Это занятие мы посвятим выдающемуся деятелю культуры.
<Рисунок 1>
Предложить учащимся ответить на вопросы: Чей портрет перед вами? Что вы знаете об этом человеке? Почему мы будем говорить о нем? Ответы учащихся: Это – С.В. Рахманинов, великий русский композитор,2 апреля 2013года исполнилось 140 лет со дня рождения.
Учитель: “ … Миссию С.В.Рахманинова в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России. Годы жизни Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений, сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути – блистательном и трагическом. Композитор был свидетелем двух мировых войн и двух русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Почти половину жизни прожил за рубежом, но до конца чувствовал себя русским”. А теперь послушайте, что скажет известный режиссер, автор документального фильма “ Гении Сергей Рахманинов” А. Кончаловский
Учащимся предлагается для просмотра фрагмент№1 фильма, далее сообщение учащегося о педагоге С.Рахманинова Звереве Н.С.: “Н.С. Зверев и его воспитанники” Зыкова Лиза <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>
“…На этом снимке вы видите трех мальчиков и самого Николая Сергеевича Зверева, наставника, педагога, воспитателя. А мальчики (слева направо) М.Пресман, С.Рахманинов, Л.Максимов. Они и еще несколько воспитанников жили в доме Зверева наряду с теми, кто приходил заниматься днем – среди приходящих был также будущий талантливый композитор А.Н.Скрябин. Н. С. Зверев был мастером-педагогом, он не только талантливо обучал пианистической игре, но и воспитывал в мальчиках настоящих мужчин. Занятия длились почти весь день: подъем в 6 утра, завтрак, а затем бесконечные упражнения на рояле. Это был очень жесткий, но справедливый человек. Пройдя его суровую школу, многие известные музыканты: Зилоти, Скрябин, Максимов, Игумнов, Пресман, Левин – приобрели на всю жизнь любовь к порядку, умение работать и четко распоряжаться своим временем. “Лучшее, что есть во мне, я обязан Звереву” – писал С.В. Рахманинов. В доме Зверева часто собирались известные композиторы, поэты, писатели педагоги консерватории и среди них был П.И.Чайковский, который показывал свои новые произведения и слушал игру воспитанников – “зверят” <Рисунок 9 >
Так, например, воспитанниками был разучен новый альбом пьес для фортепиано П.И. Чайковского “Времена года”, и Сережа Рахманинов исполнил пьесу “Ноябрь. На тройке”
Учащимся предлагается послушать запись пьесы П.И.Чайковского “Ноябрь. На тройке”. Далее сообщение учащегося об учебе С. Рахманинова в Московской консерватории:
“Учеба С.В.Рахманинова в Московской консерватории” Воронин Гера() <Рисунок 10>, <Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>
“…Чайковский остался очень доволен игрой мальчика. Так состоялось первое знакомство с великим композитором, повлиявшим на его дальнейшую судьбу. В 1889 году произошла ссора между Зверевым и Рахманиновым. Рахманинов начал усиленно заниматься композицией, ему нужно было отдельное помещение, а в доме все время звучала музыка, – Рахманинов ушел из дома наставника, в котором прожил 4 года. Он продолжал занятия в Московской консерватории. Сергей был полностью захвачен уроками гармонии и полифонии у Танеева и свободным сочинением у Аренского. Талант его был замечен всеми в консерватории. На экзамене по гармонии Петр Ильич Чайковский, прослушав написанные Рахманиновым и им же самим исполненные пьесы, был настолько восхищен, что вокруг выставленной пятерки с плюсом расставил еще три плюса. Успех Рахманинова был непревзойденным, на что Петр Ильич сказал о Рахманинове: “Ему я предсказываю великое будущее”. Очень тяжело воспринял Рахманинов кончину П.И. Чайковского, который был для композитора близок всей душой, утрата которого была невосполнима .” Вы сейчас услышите сочинение С.В. Рахманинова “ Элегическое трио”, написанное им на смерть великого Чайковского. В нем, с необыкновенной задушевностью и щемящим чувством утраты близкого сердцу человека, С. В. Рахманинов передал всю свою любовь и скорбь . “ …Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели “ Памяти великого художника” ( ор.9) написано Рахманиновым на смерть Чайковского в 1893 году. Первую часть начинает скорбная тема в ритме похоронного марша. Она же и оканчивает ее, словно возвращая боль утраты. Вторую часть – вариации на тему хорального склада – отличает более светлый колорит и уравновешанность. В финале как напоминание об утрате возвращается печальный напев в русском стиле…”
Учащимся предлагается послушать запись – С.В.Рахманинов “ Элегическое трио”, далее сообщение учащегося о первом приезде С. Рахманинова в имение Сатиных Ивановку: “Ивановка. Создание Первого концерта для фортепиано с оркестром” Поярков Егор.
“…Искра истинного вдохновения влетела в душу молодого Сергея Рахманинова летом 1890 года. Тем летом Сергей впервые приехал в имение Ивановка, принадлежавшее его родной тете Сатиной Варваре Аркадьевне -родной сестре его матери… <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок №16>
… В Ивановке летом собиралось много родственников. Среди них были три сестры Сергея -Наталья, Людмила и Вера Сатины.
Внимание Сергея приковала младшая из сестер Вера, а Наташе была оставлена роль исповедника не без глубоких симпатий и чувств…
…Каким изумительным было очарование юности! Искра вдохновения, что влетела в Сережину душу в то незабываемое ивановское лето девяностого года, заставила его взяться за Фортепианный концерт и создать одно из замечательнейших своих произведений. Трудно поверить, что оно было написано семнадцатилетним юношей. Сколько чувства вложил композитор в это произведение! Страстная каденция первой части своей энергией заставляет пережить вместе с автором состояние его подъемов и разочарований, радости и отчаяния. Эта проникновенная музыка искренне передает то, что каждому из нас доступно, ибо в той или иной мере доводилось чувствовать. Вторая часть уводит в первое ивановское лето, где в сиреневой аллее в светлом платьице шагает и радуется жизни взволнованная своим новым чувством Верочка Скалон. И много, много душистых трав, цветов, пруды, степные просторы, ни с чем не сравнимый воздух родной Ивановки. Концерт впитал все это, и не уступал он по своим музыкальным достоинствам “ старшим братьям” – более поздним фортепианным концертам.”
Учащимся предлагается послушать запись Первого фортепианного концерта С.В. Рахманинова – 1 часть (фрагмент), <Рисунок 19>, <Рисунок 20>, <Рисунок 21>
Учитель: “…15 марта 1897 году в Петербурге в концертах, который организовывал богатый меценат Беляев, состоялось первое исполнение Первой симфонии, которое было не понято критикой из-за его новаторских идей. Рахманинов расценил это как провал и мучительно болезненно воспринял это событие. Летом 1897 года состояние композитора было настолько тяжелым, что он сам не знал, как ему поступить. На почве переживаний у него развилась неврастения, мучительные боли в спине, руках и ногах. Он вообще перестал сочинять, если бы не доктор Н.В.Даль, который спас композитора от страшнейшей депрессии.”
Сообщение учащегося о Прелюдии до-диез-минор: “ Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова” Артамонов Максим <Рисунок 17>, <Рисунок 18>
“…Тут произошло событие, которое встряхнуло, воодушевило и вселило некоторые надежды. Осенью 1898 года Александр Ильич Зилоти совершил концертное турне в Европе, Америке и Англии. Всюду он исполнял Прелюдию до-диез минор Рахманинова, и эту пьесу неизменно встречали бурными аплодисментами. Наряду с хорошо опробированным классическим репертуаром, составленным из произведений композиторов мирового масштаба успех доставался именно этой прелюдии Рахманинова. Английские и американские издатели тут же выпустили ноты, которые мгновенно распродались, и прелюдия Рахманинова зазвучала во всем мире. Сейчас вы услышите Прелюдию и с первых звуков прелюдии прозвучит основная короткая тема. Она поражает нас своей силой, лаконичностью, в ней композитор выразил дух России. Удивительно, что это произведение написано в раннем возрасте, но наполнено гуманизмом и всеобъемлющей любовью, верой в жизнь”. Предложить учащимся послушать Прелюдию до-диез-минор и определить форму произведения, характер каждой части. После прослушивания ответы учащихся: форма трехчастная с небольшой кодой.
1 часть: повествовательная, мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола, ему отвечают аккорды скорбного характера, темп медленный.
2 часть: происходит смена темпа, порывистый характер, стремление вверх, наивысший предел звучности, сильное напряжение.
3 часть: вырастает из 2 части, рояль звучит как целый оркестр, главная мелодия (тема) становится крупной, грозной.
Заключение (кода) все стихает, напоминает удары колокола.
Сообщение учащегося о Втором Концерте: “Второй концерт для фортепиано с оркестром – история создания” Минькина Катя.
“…За сочинение Второго концерта для фортепиано с оркестром (он посвящен Н.В. Далю, известному доктору) Рахманинов принялся не сразу после лечения у Н.В.Даля, хотя, по его словам, в нем “зашевелились музыкальные идеи, и материала накопилось для моего концерта более, чем достаточно”.Сначала были созданы вторая и третья части Второго концерта (первая родилась позже). Их Рахманинов доверил проиграть на фортепиано А.Зилоти, который пришел в восторг и убедил композитора , что можно и нужно выйти с ними на эстраду. Успех превзошел все ожидания! О концерте было сказано, что в этом произведении много поэзии, красоты, тепла. Богатая оркестровка, жизнерадостная творческая сила Рахманинова на каждом шагу заявляет о его таланте. Первое исполнение Второго концерта для фортепиано с оркестром прошло 2 декабря 1900 года с громадным успехом”. <Рисунок 22> ,<Рисунок 23>
Предлагается учащимся послушать первую часть Второго концерта С.В. Рахманинова. Предложить вопрос учащимся: В какой ответственный момент мы слышим эту музыку?
Ответ учащихся: Во время празднования Праздника Победы 9 мая, после минуты молчания минуты молчания.
Учитель: Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, который не уступает своему предшественнику по мелодическому богатству и красоте тем. Третий концерт наделен большей зрелостью и глубиной мысли. В этом же1909 году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. Подробнее о Третьем концерте очень выразительно говорит замечательный пианист нашего времени Николай Луганский. Далее предложить учащимся посмотреть фрагмент фильма №2 А. Кончаловского “Гении С. Рахманинов”, далее <Рисунок 24>, <Рисунок 25>
Сообщение учащегося о Рахманинове-пианисте: “Рахманинов-пианист” – Спесивцева Анна.
“…Рахманиновское исполнение-это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана…
…В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота “пения” – вот первые впечатления от его пианизма…Феноменальный технический аппарат Рахманинова и совершенство его игры никогда не привлекают внимания сами по себе. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения…”
…Н.К.Метнер: “В равной степени огромный мастер как композитор, пианист, дирижер, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов”…Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением вдохновенных образов”.
У Рахманинова были необыкновенно длинные пальцы и большие руки. Благодаря такой особенности он мог дотянуться левой рукой от ноты “до” до ноты “соль” следующей октавы, при этом нажимая еще несколько клавиш между ними. Эта замечательная физическая особенность, без сомнения, помогла композитору сформировать характер его фортепианных произведений, с его большими аккордами и широкими арпеджио, распределенными по всей клавиатуре. Обладая, по словам современников, “волшебными руками”, пианист никогда не ставил во главу угла техническое мастерство.
Учащимся предлагается послушать Прелюдию соль-минор в исполнении С.Рахманинова и поанализировать форму произведения, характер каждой части.
Учащиеся после прослушивания дают характеристику музыкальным образам прелюдии:
Форма трехчастная
1 ч. – тревожная, бурная, взволнованная;
2 ч. – сомнение, ожидание, томная лирика;
3 ч. – звучит мощнее, объемнее, чем первая часть
Сообщение учащегося о жизни и творчестве Рахманинова после 1917 года “ Жизнь С.В.Рахманинова в эмиграции” Оршак Даша <Рисунок 26>, <Рисунок 27>
“…С. В. Рахманинов воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию. Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США…. <Рисунок 28>
… Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны. Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. <Рисунок 29>, <Рисунок 30>
…Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как „Симфонические танцы”, Рапсодия на тему Паганини и Третья симфония.”
Учитель: Последний концертный сезон Рахманинова – 1942-1943 годов – начался 12 октября сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула – России, стране, которую он никогда не забывал. После тяжелой болезни Рахманинов скончался в кругу своих близких в Беверли Хилз 28 марта 1943 года. <Рисунок 33>, <Рисунок 34>
Предложить учащимся послушать “ Вокализ” С.В. Рахманинова и на фоне звучания этого произведения предложить учащимся вопросы и высказать свое мнение об услышанном и увиденном на занятии:
- Какие произведения С.В. Рахманинова вам особенно запомнились?
- Какие факты из биографии композитора вас заинтересовали?
- В чем своеобразие, уникальность рахманиновской музыки?
- Современна ли она сейчас – как вы думаете?
- Что вы нового узнали сегодня на этом занятии? Что впервые вы открыли для себя?
- Хотели бы вы, чтобы подобные занятия, посвященные жизни великих пианистов и композиторов, проходили чаще?
Итог занятия: На примере биографии С.В. Рахманинова и его сочинений учащиеся смогли продемонстрировать свое умение работать с первоисточниками, самостоятельно подбирать материал на заданную тему, проявили навыки слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на предложенные музыкальные произведения.
Предложить учащимся подготовить к следующему занятию материал о П.И. Чайковском: биографию композитора и сочинения для разбора и слушания, созданных П.И. Чайковским на разных этапах творчества.
Литература
- “Сергей Рахманинов. Две жизни”./Б.С. Никитин. – М; Издательский дом “Классика – ХХ1”, 2008 – 208 с,ил.
- Воспоминания о Рахманинове. Том 1/Сост. З.Апетян. – М.: “Музыка, 1967 – 570 с.
- Воспоминания о Рахманинове. Том 2./Сост.З.Апетян. – М. “Музыка”, 1967 – 548 с.
- П.И.Чайковский, А.Скрябин,С.Рахманинов/Н.И.Енукидзе. – “РОСМЕН”, 2002. 112 с.
- Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов/Cост.В.М.Блок, К.П.Португалов. – М.: “Просвещение”, 1977. – 238 с.
- Русская музыкальная литература. Выпуск 4./Общая редакция М.К. Михайлова, Э.Л. Фрид. – Л.: “Музыка”,1973. – 256 с.