Программа дошкольного образования "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Планирование работы с детьми и их родителями

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

“Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы”

Слова неизвестного автора

Педагогической музыкальной деятельностью с детьми дошкольного возраста занимаюсь с 1976 года.

Всегда в постоянном поиске новых технологий, нетрадиционных методов, форм комплексной образовательной деятельности “Музыкальное воспитание”. Систематически насыщаю образовательную деятельность новаторскими идеями; подвижник новых начинаний. Определенная система знаний и творческое отношение к подходу разного рода педагогических задач позволяет мне осуществлять развивающий характер обучения дошкольников

Приобщая дошкольников к музыке, помогаю им постичь элементарные знания в информационно-образном пространстве; повысить мыслительную активность, развить личностный языковой тезаурус.

Научная основа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Актуальность. Программа дошкольного образования “О рождения до школы”, Н. Е. Веракса охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя разнообразные виды деятельности, общения, традиции воспитания, обще-развивающую среду дошкольников. Работа по программе предполагает вариативности занятий, разработку некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

Целевое моделирование программы. Создание предпосылок для полноценного физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка. Творческое развитие культуры мышления ребенка-личности. Активизация творческого потенциала личности ребенка младшего дошкольного возраста.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

  1. “Арт-терапевтические эффекты” (рекомендации из концепции основателя шведской музыкальной школы Понтвика - образные движения по содержанию песен).
  2. Гимнастики для развития речи" Е.Косиновой. Гимнастика "Расти здоровым", Г.К. Зайцева.
  3. “Дыхательная гимнастика”. Методика К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой.
  4. "Здравствуй!" М.Л. Лазарева.
  5. “Комплексы оздоровительных гимнастик”, Н.Ю. Тышкеновой.
  6. “Минутки релаксации”, комплексы упражнений гимнастик для глаз.
  7. “Пластические этюды по мотивам природы”, “Экологический практикум” под ред. Н.С.Дежниковой, И.В.Цветковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001. Майстрова Л.Ф., канд. пед. наук.
  8. “Принципы технологии Воскобовича” (игра+ сказка -игровое обучение детей дошкольного возраста).
  9. “Ритмопластика для всех”.
  10. “Развивающие голосовые игры”. Методическая разработка “Фонопедический метод развития голоса”, В.В. Емельянов, И.А. Трифонова, Министерство образования РФ, ТГУ пединститут, кафедра искусств, 2004, стр.8-12; 15-40.
  11. С.М. Истомина (система К. Орфа Данстерапия). Обобщение педагогического опыта. “Элементарное музицирование”.
  12. Сказкотерапия. “Раздельная деятельность ребенка и взрослого по сочинению сказки. Пробуждение детских и творческих сил дошкольника в рисунке”.
  13. Символика цвета. “Учение о цвете” И.В. Гете.
  14. Собчик Л.Н. “Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера”, Москва, 1990 (тест-описание характерных особенностей воспитанника, его творческие наклонности, др.).
  15. Э.Ж. Далькроз, профессор Женевской консерватории “Элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнения с речитативами, психогимнастика”.

Основные принципы методики. Самостоятельное сочинение детьми музыки. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. Обучение коллективное и индивидуальное. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться. Элементарное привитие навыка дирижирования, подыгрывания на детских музыкальных инструментах. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Импровизация речевых интонаций в звуковой формуле. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. На занятиях используются методы развивающего обучения: исследовательский (дети анализируют музыкальные произведения) и эвристический (педагог ставит цель, а дети решают изобразительную задачу); традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, пальчиковые игры, песенное творчество, пение, развитие музыкально-игрового творчества, музыкально-ритмические движения, подыгрывание на детских музыкальных инструментах; творческие задания; творческое самовыражение впечатлений дошкольника через рисунок, слово; далее –анализ ребенком выполненной “звуковой” композиции в рисунке

Инновационная направленность. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей деятельности, являются занятия, где преобладает интеграция, комплексно решаются задачи художественного, музыкального и валеологического воспитания.

Цели музыкальных занятий: установления положительного контакта среди дошкольников; сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной и художественной деятельности; максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания, способствующих дальнейшему развитию личности; целенаправленное глубокое погружение дошкольника в сказочный и игровой процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов ребёнка; элементарные представления о правилах поведения на улицах города, окружающем мире средствами различных видов искусства; приобщение ребёнка к миру искусства (музыка, поэзия, живопись); знакомство дошкольников с этикетом гостеприимства на примере народного фольклора и современной детской поэзии; активизация творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности; развитие творческих способностей дошкольников, пластики и пластичности; интереса к музыкально-игровой деятельности; двигательной активности в различных видах музыкальной деятельности; коммуникативных навыков, коллективного творчества на музыкальном занятии; активизация воображения дошкольников и воссоздание пластических картин произведений на основе поэтического слова и музыки; творческого общения дошкольников на “языке” образов; чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх; ритмического, интонационного, тембрового слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и игрушками-самоделками; обогащение игрового опыта дошкольников посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию

Задачи обучающие, воспитательные, развивающие.

Методические приёмы: беседа о содержании музыки; выразительное исполнение попевок, загадки, знакомство с ритмическими карточками; закрепление мелодической фразы– приветствия всей группой детей; исполнение ритмических рисунков; группой, индивидуально; импровизация; использование наглядно-иллюстративного материала; интерпретации какого-либо окружающего мира через образное рисование ритмичными движениями и “звуковыми пятнами”; исполнение ритмических рисунков группой, индивидуально; импровизация на домысленное увиденное; игровой массаж в картинках; мелодизировать стихотворение и прозаические тексты; образная импровизация в живописи; пение произведений со словами и без слов; правильная посадка детей; пение “цепочкой” и коллективно; “проживание” музыкальных образов в движении; работа над дыханием; речевое обсуждение сказочной ситуации; слушание, сочинение мелодической фразы по кругу; словесные указания– образный рассказ о содержании песни; сравнение, сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.); совместное сочинение; сказка по кругу; участие в песенках-звукоподражаниях; эмоциональное исполнение музыкальных фрагментов, эмоциональный показ взрослого; эмоциональная реакция на фабулы занятия через мимику, элемент неожиданности, необычности; яркое слово педагога.

Словарная работа и развитие речи дошкольника: закрепление текста потешки полушёпотом; зеркальная импровизация детьми несложных текстов в сочетании с пантомимикой; создание звуковых этюдных картин; проигрывание русских народных сказок, но в музыкальном варианте; др.

Индивидуальная работа с детьми младшего дошкольного возраста: артикуляционные упражнения, направленные на развитие эмоций, мимики лица; элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах; повторное закрепление с дошкольниками слов музыкального приветствия; работа над речевым дыханием, на развитие протяжного выдоха с ЧБД, одаренными детьми и вновь поступившими; интонационные упражнения, творческие игры со словом; пальчиковый массаж; закрепление понятий по теме занятия и текста детских песенок; автоматизация различных звуков в словах; закрепление танцевальных элементов; интонационные звукоподражания; импровизация движений в отдельных эпизодах музыкальной сказки.

Типы занятия: занятие, воспроизводящее первичное знакомство дошкольников с музыкальным руководителем, окружающей обстановкой; знакомство и закрепление жанров музыки; игровое экспериментирование; путешествие в мир музыки; расширение у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе; конструирование сказочных сюжетов усвоение знаний в музыкально – игровой ситуации; др.

Формы занятия

Младший дошкольный возраст: виртуальное путешествие по городу; диалог искусств (музыка, художественное творчество); занятие-импровизация; занятие-диалог детей и взрослого; “интервью” с куклами (по технологии Ирвин и Шапиро); игра-фантазирование; путешествие в Царство Времен Года; сказочный сюжет с волшебными превращениями; творческое общение дошкольников на языке образов; эксперимент – цветовая модель взаимоотношений человека с миром; др.

Старший дошкольный возраст виртуальное путешествие по городу; диалог искусств (поэзия, музыка, театр, художественное творчество); занятие-импровизация; занятие песенного творчества; занятие-диалог детей и взрослого; интеграция языкового и образовательного пространства (радуга творчества игровое сотрудничество педагога и детей без специального разучивания; “интервью” с куклами (по технологии Ирвин и Шапиро); игра-фантазирование; путешествие в мир музыки; в Царство Времен Года; ритмопластический спектакль; сказочный сюжет с волшебными превращениями; творческое общение дошкольников на языке образов; эксперимент – цветовая модель взаимоотношений человека с миром; др.

Способы реализации технологий на музыкальном занятии. Артикуляционные и динамические упражнения. Валеологические песни-распевки, внемузыкальные подвижные игры. Вживание в образ музыкального произведения через различные способы самовыражения (рисуем “звуковыми пятнами” музыку, свой портрет, друзей, животных, образы природы, сказочный мир, другое). Знакомство с окружающим миром средствами различных видов искусств. Использование мультимедиа. Игры-хороводы. Комплексы оздоровительной гимнастики на материале русского игрового фольклора (потягушки, пестушки, потешки). Кукольная обрядовая культура (с 3,5 лет). Логоритмические разминки. Музыка с элементами МХК. Музыкальные жестовые игры. Массажные игры под музыку. Подыгрывание на детских музыкальных инструментах вместе и соло. Прикладные игры. Пальчиковые игры. Песенки-инструкции. Пальчиковые и жестовые игры. Песни и стихи. Профилактическая гимнастика для верхних дыхательных путей Пальцевая живопись. Ритмические игры. Речевая игра-диалог, игры с контрастной динамикой. Собирательные игры. Слушание коротких стихотворений и потешек. Сюжетно-ролевые игры с использованием нетрадиционных пособий. Синтез искусств: живопись, видеоролики-мультфильмы, сюжеты фрагментов музыкальных сказок, опер, балетов, театр. Слушание музыки с элементами психогимнастики. Традиционные подвижные игры. Телесные игры. Хороводные игры. Участие в песенках-звукоподражаниях, др.

Форма работы с родителями. Анкетирование. Выявление интеллектуального потенциала детей. Тематические уголки. Папка-передвижка. Фотовыставки (при участии воспитателей групп). Консультации. Приглашение родителей на занятия. Знакомство с дидактическими играми, помогающими усвоить ребёнку искусствоведческий материал. Рассматривание репродукций вместе с детьми и совместное выполнение работ (в вечернее время после ужина) Соревнования различной направленности (команды детей и родителей) Участие родителей в детских праздниках. Участие родителей в экскурсиях. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды: папки-раскладушки с различной тематикой по музыкальному воспитанию: “Советы родителям”, “Вариативность использования нестандартного оборудования в музыкальном воспитании дошкольников в домашних условиях”, “Содержание, задачи и методы музыкального воспитания детей данного возраста в условиях детского сада и семьи” “Интересные сведения о музыке”, Пойте песни вместе с нами”, “Театр детского творчества. Пути становления личности”, “Давайте вместе поиграем. Педагогические ситуации”, “Потешки для малышей”. Раздел “Папки-раскладушки”: “Подсказка для родителей”. Комплексы пальчикового массажа. Оказание помощи музыкальному руководителю в развитии театра детского творчества: пошив костюмов, оформление сцены, изготовление атрибутов для музыкальной сказки. Информация родителей о содержании работы с детьми по музыкальному воспитанию. Информированность родителей о содержании музыкальных занятий и развитии музыкальных способностях ребенка (индивидуальный вариант). “Телефон доверия” (родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, по телефону, так и в письменном виде; записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме). Наблюдение за отношениями между детьми, за поведением своего собственного ребенка в группе, на занятиях. Предложение вариантов оздоровительной гимнастики для дошкольников Прогулка на территории детского сада и беседа с детьми о сезонных изменениях в природе. Интервью с родителями (установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью). Помощь и психологическая поддержка своим детям. Организация выставки поделок руками родителей “Детский оркестр. Игрушки-самоделки”, др.

Новизна занятий: интегрированные занятия (музыка, живопись, элементы МХК, поэтическое слово; одновременное выполнение дошкольниками творческих заданий в подгруппах с различным материалом)

Авторские публикации. Наличие публикаций в СМИ федерального уровня по проблемам обучения, развития, воспитания детей в детском саду (всего 13 статей)

“Фестиваль педагогических идей “Открытый урок. 2005-2008г.г.” Сертификат. Диплом. Статьи отнесены к разделам:Преподавание музыки”, “Работа с дошкольниками”, “Внеклассная работа”, “Общепедагогические технологии”, “Преподавание МХК и ИЗО.

Дипломант “Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” (2005/2006 регистрационный №302936; 2007/2008 № 100-532-624;“Портфолио” учащихся № 114456; №120222; № 332538).

Работы по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

Сертификат участника Всероссийского конкурса “Лучший сценарий новогоднего утренника Российской Федерации” – г. Новосибирск. 2012.

Приложение 1. План (фрагмент) психолого-педагогической работы с детьми и родителями в I младшей группе

Приложение 2. План (фрагмент) психолого-педагогической работы с детьми II младшей группы на 2013-2014 учебный год

Приложение 3.   План (фрагмент) психолого-педагогической работы с детьми и родителями средней группы на 2013-2014 учебный год

Приложение 4. План (фрагмент) психолого- педагогической работы с детьми и родителями в подготовительной на 2013-2014 учебный год