Пояснительная записка
“Дети – это будто жизнь пошла сначала:
Первые улыбки, первые шаги,
Первые успехи, первые провалы.
Дети – это опыт, дети – это мы”
Слова неизвестного автора
Педагогической музыкальной деятельностью с детьми дошкольного возраста занимаюсь с 1976 года.
Всегда в постоянном поиске новых технологий, нетрадиционных методов, форм комплексной образовательной деятельности “Музыкальное воспитание”. Систематически насыщаю образовательную деятельность новаторскими идеями; подвижник новых начинаний. Определенная система знаний и творческое отношение к подходу разного рода педагогических задач позволяет мне осуществлять развивающий характер обучения дошкольников
Приобщая дошкольников к музыке, помогаю им постичь элементарные знания в информационно-образном пространстве; повысить мыслительную активность, развить личностный языковой тезаурус.
Научная основа
музыкального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Актуальность. Программа дошкольного образования “О рождения до школы”, Н. Е. Веракса охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя разнообразные виды деятельности, общения, традиции воспитания, обще-развивающую среду дошкольников. Работа по программе предполагает вариативности занятий, разработку некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.Целевое моделирование программы.
Создание предпосылок для полноценного физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка. Творческое развитие культуры мышления ребенка-личности. Активизация творческого потенциала личности ребенка младшего дошкольного возраста.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
- “Арт-терапевтические эффекты” (рекомендации из концепции основателя шведской музыкальной школы Понтвика - образные движения по содержанию песен).
- “Гимнастики для развития речи" Е.Косиновой. Гимнастика "Расти здоровым", Г.К. Зайцева.
- “Дыхательная гимнастика”. Методика К.П. Бутейко и А.Н. Стрельниковой.
- "Здравствуй!" М.Л. Лазарева.
- “Комплексы оздоровительных гимнастик”, Н.Ю. Тышкеновой.
- “Минутки релаксации”, комплексы упражнений гимнастик для глаз.
- “Пластические этюды по мотивам природы”, “Экологический практикум” под ред. Н.С.Дежниковой, И.В.Цветковой. – М.: Педагогическое общество России, 2001. Майстрова Л.Ф., канд. пед. наук.
- “Принципы технологии Воскобовича” (игра+ сказка -игровое обучение детей дошкольного возраста).
- “Ритмопластика для всех”.
- “Развивающие голосовые игры”. Методическая разработка “Фонопедический метод развития голоса”, В.В. Емельянов, И.А. Трифонова, Министерство образования РФ, ТГУ пединститут, кафедра искусств, 2004, стр.8-12; 15-40.
- С.М. Истомина (система К. Орфа Данстерапия). Обобщение педагогического опыта. “Элементарное музицирование”.
- Сказкотерапия. “Раздельная деятельность ребенка и взрослого по сочинению сказки. Пробуждение детских и творческих сил дошкольника в рисунке”.
- Символика цвета. “Учение о цвете” И.В. Гете.
- Собчик Л.Н. “Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера”, Москва, 1990 (тест-описание характерных особенностей воспитанника, его творческие наклонности, др.).
- Э.Ж. Далькроз, профессор Женевской консерватории “Элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнения с речитативами, психогимнастика”.
Основные принципы методики. Самостоятельное сочинение детьми музыки. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. Обучение коллективное и индивидуальное. Предоставление детям известной свободы на занятиях: возможности хлопать, топать, двигаться. Элементарное привитие навыка дирижирования, подыгрывания на детских музыкальных инструментах. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой – имена, считалочки, простейшие детские песни. Импровизация речевых интонаций в звуковой формуле. Музицирование в пределах пятиступенного звукоряда в течение как минимум одного учебного года, а возможно и дольше. На занятиях используются методы развивающего обучения: исследовательский (дети анализируют музыкальные произведения) и эвристический (педагог ставит цель, а дети решают изобразительную задачу); традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, пальчиковые игры, песенное творчество, пение, развитие музыкально-игрового творчества, музыкально-ритмические движения, подыгрывание на детских музыкальных инструментах; творческие задания; творческое самовыражение впечатлений дошкольника через рисунок, слово; далее –анализ ребенком выполненной “звуковой” композиции в рисунке
Инновационная направленность.
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей деятельности, являются занятия, где преобладает интеграция, комплексно решаются задачи художественного, музыкального и валеологического воспитания.Цели музыкальных занятий: установления положительного контакта среди дошкольников; сохранение и укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной и художественной деятельности; максимальное (в данных условиях) развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания, способствующих дальнейшему развитию личности; целенаправленное глубокое погружение дошкольника в сказочный и игровой процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов ребёнка; элементарные представления о правилах поведения на улицах города, окружающем мире средствами различных видов искусства; приобщение ребёнка к миру искусства (музыка, поэзия, живопись); знакомство дошкольников с этикетом гостеприимства на примере народного фольклора и современной детской поэзии; активизация творческих проявлений у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности; развитие творческих способностей дошкольников, пластики и пластичности; интереса к музыкально-игровой деятельности; двигательной активности в различных видах музыкальной деятельности; коммуникативных навыков, коллективного творчества на музыкальном занятии; активизация воображения дошкольников и воссоздание пластических картин произведений на основе поэтического слова и музыки; творческого общения дошкольников на “языке” образов; чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх; ритмического, интонационного, тембрового слуха в звукоподражательных музыкальных играх со словом и игрушками-самоделками; обогащение игрового опыта дошкольников посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию
Задачи обучающие, воспитательные, развивающие.
Методические приёмы: беседа о содержании музыки; выразительное исполнение попевок, загадки, знакомство с ритмическими карточками; закрепление мелодической фразы– приветствия всей группой детей; исполнение ритмических рисунков; группой, индивидуально; импровизация; использование наглядно-иллюстративного материала; интерпретации какого-либо окружающего мира через образное рисование ритмичными движениями и “звуковыми пятнами”; исполнение ритмических рисунков группой, индивидуально; импровизация на домысленное увиденное; игровой массаж в картинках; мелодизировать стихотворение и прозаические тексты; образная импровизация в живописи; пение произведений со словами и без слов; правильная посадка детей; пение “цепочкой” и коллективно; “проживание” музыкальных образов в движении; работа над дыханием; речевое обсуждение сказочной ситуации; слушание, сочинение мелодической фразы по кругу; словесные указания– образный рассказ о содержании песни; сравнение, сценическая пластика (сценический образ, движение, танец, пантомима, работа с голосом и пр.); совместное сочинение; сказка по кругу; участие в песенках-звукоподражаниях; эмоциональное исполнение музыкальных фрагментов, эмоциональный показ взрослого; эмоциональная реакция на фабулы занятия через мимику, элемент неожиданности, необычности; яркое слово педагога.
Словарная работа и развитие речи дошкольника: закрепление текста потешки полушёпотом; зеркальная импровизация детьми несложных текстов в сочетании с пантомимикой; создание звуковых этюдных картин; проигрывание русских народных сказок, но в музыкальном варианте; др.
Индивидуальная работа с детьми младшего дошкольного возраста: артикуляционные упражнения, направленные на развитие эмоций, мимики лица; элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах; повторное закрепление с дошкольниками слов музыкального приветствия; работа над речевым дыханием, на развитие протяжного выдоха с ЧБД, одаренными детьми и вновь поступившими; интонационные упражнения, творческие игры со словом; пальчиковый массаж; закрепление понятий по теме занятия и текста детских песенок; автоматизация различных звуков в словах; закрепление танцевальных элементов; интонационные звукоподражания; импровизация движений в отдельных эпизодах музыкальной сказки.
Типы занятия: занятие, воспроизводящее первичное знакомство дошкольников с музыкальным руководителем, окружающей обстановкой; знакомство и закрепление жанров музыки; игровое экспериментирование; путешествие в мир музыки; расширение у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе; конструирование сказочных сюжетов усвоение знаний в музыкально – игровой ситуации; др.
Формы занятия
Младший дошкольный возраст: виртуальное путешествие по городу; диалог искусств (музыка, художественное творчество); занятие-импровизация; занятие-диалог детей и взрослого; “интервью” с куклами (по технологии Ирвин и Шапиро); игра-фантазирование; путешествие в Царство Времен Года; сказочный сюжет с волшебными превращениями; творческое общение дошкольников на языке образов; эксперимент – цветовая модель взаимоотношений человека с миром; др.
Старший дошкольный возраст виртуальное путешествие по городу; диалог искусств (поэзия, музыка, театр, художественное творчество); занятие-импровизация; занятие песенного творчества; занятие-диалог детей и взрослого; интеграция языкового и образовательного пространства (радуга творчества игровое сотрудничество педагога и детей без специального разучивания; “интервью” с куклами (по технологии Ирвин и Шапиро); игра-фантазирование; путешествие в мир музыки; в Царство Времен Года; ритмопластический спектакль; сказочный сюжет с волшебными превращениями; творческое общение дошкольников на языке образов; эксперимент – цветовая модель взаимоотношений человека с миром; др.
Способы реализации технологий на музыкальном занятии. Артикуляционные и динамические упражнения. Валеологические песни-распевки, внемузыкальные подвижные игры. Вживание в образ музыкального произведения через различные способы самовыражения (рисуем “звуковыми пятнами” музыку, свой портрет, друзей, животных, образы природы, сказочный мир, другое). Знакомство с окружающим миром средствами различных видов искусств. Использование мультимедиа. Игры-хороводы. Комплексы оздоровительной гимнастики на материале русского игрового фольклора (потягушки, пестушки, потешки). Кукольная обрядовая культура (с 3,5 лет). Логоритмические разминки. Музыка с элементами МХК. Музыкальные жестовые игры. Массажные игры под музыку. Подыгрывание на детских музыкальных инструментах вместе и соло. Прикладные игры. Пальчиковые игры. Песенки-инструкции. Пальчиковые и жестовые игры. Песни и стихи. Профилактическая гимнастика для верхних дыхательных путей Пальцевая живопись. Ритмические игры. Речевая игра-диалог, игры с контрастной динамикой. Собирательные игры. Слушание коротких стихотворений и потешек. Сюжетно-ролевые игры с использованием нетрадиционных пособий. Синтез искусств: живопись, видеоролики-мультфильмы, сюжеты фрагментов музыкальных сказок, опер, балетов, театр. Слушание музыки с элементами психогимнастики. Традиционные подвижные игры. Телесные игры. Хороводные игры. Участие в песенках-звукоподражаниях, др.
Форма работы с родителями. Анкетирование. Выявление интеллектуального потенциала детей. Тематические уголки. Папка-передвижка. Фотовыставки (при участии воспитателей групп). Консультации. Приглашение родителей на занятия. Знакомство с дидактическими играми, помогающими усвоить ребёнку искусствоведческий материал. Рассматривание репродукций вместе с детьми и совместное выполнение работ (в вечернее время после ужина) Соревнования различной направленности (команды детей и родителей) Участие родителей в детских праздниках. Участие родителей в экскурсиях. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды: папки-раскладушки с различной тематикой по музыкальному воспитанию: “Советы родителям”, “Вариативность использования нестандартного оборудования в музыкальном воспитании дошкольников в домашних условиях”, “Содержание, задачи и методы музыкального воспитания детей данного возраста в условиях детского сада и семьи” “Интересные сведения о музыке”, “Пойте песни вместе с нами”, “Театр детского творчества. Пути становления личности”, “Давайте вместе поиграем. Педагогические ситуации”, “Потешки для малышей”. Раздел “Папки-раскладушки”: “Подсказка для родителей”. Комплексы пальчикового массажа. Оказание помощи музыкальному руководителю в развитии театра детского творчества: пошив костюмов, оформление сцены, изготовление атрибутов для музыкальной сказки. Информация родителей о содержании работы с детьми по музыкальному воспитанию. Информированность родителей о содержании музыкальных занятий и развитии музыкальных способностях ребенка (индивидуальный вариант). “Телефон доверия” (родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, по телефону, так и в письменном виде; записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме). Наблюдение за отношениями между детьми, за поведением своего собственного ребенка в группе, на занятиях. Предложение вариантов оздоровительной гимнастики для дошкольников Прогулка на территории детского сада и беседа с детьми о сезонных изменениях в природе. Интервью с родителями (установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью). Помощь и психологическая поддержка своим детям. Организация выставки поделок руками родителей “Детский оркестр. Игрушки-самоделки”, др.
Новизна занятий: интегрированные занятия (музыка, живопись, элементы МХК, поэтическое слово; одновременное выполнение дошкольниками творческих заданий в подгруппах с различным материалом)
Авторские публикации. Наличие публикаций в СМИ федерального уровня по проблемам обучения, развития, воспитания детей в детском саду (всего 13 статей)
“Фестиваль педагогических идей “Открытый урок. 2005-2008г.г.” Сертификат. Диплом. Статьи отнесены к разделам: “Преподавание музыки”, “Работа с дошкольниками”, “Внеклассная работа”, “Общепедагогические технологии”, “Преподавание МХК и ИЗО”.
Дипломант “Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” (2005/2006 регистрационный №302936; 2007/2008 № 100-532-624;“Портфолио” учащихся № 114456; №120222; № 332538).
Работы по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Сертификат участника Всероссийского конкурса “Лучший сценарий новогоднего утренника Российской Федерации” – г. Новосибирск. 2012.