Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов
Цели урока:
Обучающая – продолжить работу с учащимися умений записывать десятичные дроби и отрабатывать умения сравнивать десятичные дроби.
Воспитательная – воспитывать волю и настойчивость для достижения поставленной цели.
Развивающая – развивать навыки самоконтроля.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: цветные карточки с записью десятичных и смешанных чисел, персональные карточки с заданиями, проекторная доска.
Структура урока:
- Сообщение темы и целей урока (1 минута).
- Проверка домашнего задания (2 минуты).
- Устные упражнения (8 минут).
- Отработка умений сравнивать десятичные дроби (19 минут)
- Самостоятельная работа с взаимопроверкой (8 минут)
- Постановка домашнего задания (1 минута)
- Подведение итогов урока (1 минута).
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устные упражнения.
А) Какие натуральные числа стоят между данными числами?
1) 18,01 и 20,301 (19 и 20);
2) 7,03 и 8,5 (8);
3) 33,4 и 34,34 (34).
(Рисунок 1)
Б) Между какими соседними натуральными числами располагаются данные числа?
8,4; 16,376; 100,001.
На одном из “крыльев” доски расположены цветные карточки с числами (желательно друг под другом), учащиеся выходят по желанию к доске и записывают ответ в виде двойного неравенства.
(8 < 8,4 < 9; 16 < 16,376 < 17; 100 < 100,001 < 101)
(Рисунок 2)
В) Клоун сравнивал числа. Верно ли он поставил знаки? В чём заключалась его ошибка? Прокомментировать, опираясь на правило сравнения десятичных дробей.
(Рисунок 3)
Г) Найди ошибку! Учащиеся определяют номер неверного неравенства и комментируют ошибку.
1) 21 > 18,75; 2) 7,2 > 7,2005; 3) 8,006 < 9,0001; 4) 4,009 < 3,999 (2; 4).
(Рисунок 4)
4. Отработка умений сравнивать десятичные дроби.
Задание 1 (по вариантам)
Начертить числовой луч, приняв за единичный отрезок 10 клеток тетради. Отметить на числовом луче данные десятичные дроби.
1 – вариант: 0,4; 1,2; 0,9; 1,7 (0,4; 0,9; 1,2; 1,7);
2 – вариант: 0,2; 1,1; 1,5; 0,8 (0,2; 0,8; 1,1; 1,5).
Для проверки на доске учителем заранее заготавливается числовой луч (для каждого варианта) и карточки с данными числами (можно разного цвета для каждого варианта). С помощью магнитов или скотча прикрепить числа на числовом луче.
Задание 2. (по вариантам)
На доске учитель записывает или прикрепляет с помощью магнитов карточки со смешанными числами. Надо записать данные числа десятичными дробями.
1 – вариант: 2; 1; 1; 2; 1.
2 – вариант: 1; 1; 4; 1; 4.
Для самопроверки вызывается по одному человеку на каждый вариант, и ученики записывают соответствующие десятичные дроби. Затем этот же ученик размещает данные числа на лестницу в порядке возрастания (Лестница нарисована на доске на одном из “крыльев” заранее учителем).
Задание 3. Короткий опрос учащихся. Учитель раздаёт карточки с заданиями, в которых надо соединить стрелочками равные дроби.
Вариант – 1 |
Вариант – 2 |
||
0,45 |
0,3 |
0,68 |
0,4 |
7,085 |
0,6 |
19,07 |
0,5 |
7 |
19 |
||
801,0025 |
37,02 |
380,0078 |
43,04 |
37 |
801 |
43 |
380 |
Для проверки дети обмениваются карточками, а на слайде высвечиваются ответы. Дети проверяют и ставят друг другу оценки. Учитель комментирует, как выставить оценку.
(Рисунок 5)
(Рисунок 6)
Задание 4. № 1183 (б, г, е) по учебнику Виленкина.
Записать десятичную дробь, которая расположена между числами.
б) 0,1 < x < 0,2; | в) 2,99 < x < 3; | г) 0,12 < x < 0,13; |
x = 0,12 x = 0,1302; | x = 2,995; | x = 0,1234 |
Задание 5. Учитель физкультуры собирается поставить мальчиков по росту. Записать рост каждого мальчика в метрах (десятичными дробями) и поставить их по росту. Андрей – 1 м 17 см, Витя – 167 см, Никита – 1490 мм, Серёжа – 16 дм 5 см.
Ответ: Андрей – 1,71 м; Серёжа – 1,65 м; Витя – 1,67 м; Никита – 1,49 м.
Задание 6. (Устно) Какие цифры пропущены?
1) 2, ** 1 < 2, 02 (00) или (01).
2) 1, 892 < 1, ** 0765 (90) или (91) и т.д.
3) 2, * 1 > 2,01 (2) или (3) и т.д.
Ученики называют пропущенную цифру, учитель показывает верный ответ.
(Рисунок 7)
Задание 7. № 1184 (д, ж, з).
Сравните числа.
д) 0,605 т < 691,3 кг | ж) 3,835 га < 383,7 а | з) 7,521 л < 7538 см3 |
605 кг < 691,3 кг | 3,835 га < 3,837 га | 7,521 л < 7,538 л |
5. Самостоятельная работа.
Вариант – 1 |
Вариант – 2 |
1. Вставьте вместо * знак >; <; = | |
a) 1,2 * 1,19 (>) | а) 2,3 * 2,29 (>) |
б) 0,026 * 0,0026 (>) | б) 0,081 * 0,0081 (>) |
в) 0,0049 * 0,039 (<) | в) 0,006 * 0,059 (<) |
г) 0,0001 * 0,00009 (>) | г) 0,002 * 0,0008 (>) |
д) 38,8200 * 38,820 (=) | д) 45,3600 * 45,36 (=) |
2. Найти сбежавшую цифру. | |
а) 0, * 9991 < 0,1 (0) | а) 0, * 0999 < 0,01 (0) |
б) 5 *,683 < 50,6 * 1 (0;9) | б) 7 *, 583 < 70,5 * 1 (0;9) |
в) 1,892 < 1,* 0765 (9) | в) 5,871 < 5,* 0328 (9) |
6. Постановка домашнего задания.
№1201, №1203, №1207 (Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. математика 5 класс, Мнемозина, 2008 г.)
Дополнительная задача:
Напишите все десятичные дроби, у которых целая часть равна 5, а дробная содержит три десятичных знака, записанных цифрами 6 и 7. Расположите эти дроби в порядке убывания.
Ответ: 5,776; 5,767; 5,766; 5,677; 5,676; 5,667.