Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности. Решение её должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является художественная деятельность.
В Федеральных государственных требованиях к образовательной программе ДОУ выделена образовательная область “Художественное творчество”, содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики.
Художественное творчество является мощным средством познания и отображения действительности, в нём раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты.
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
В процессе рисования, лепки, аппликации, ручного труда ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладеть изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать, что очень важно для формирования будущих школьников.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребёнок, может наиболее полно проявить себя без какого либо давления со стороны взрослого.
В начале года нами была проведена диагностика по всем видам художественной деятельности, которая позволила спланировать работу на учебный год и выявить наиболее слабые места в этом направлении:
- слабые навыки работы с ножницами (вырезывание фигур округлой и овальной формы) у детей старшей подгруппы,
- недостаточные навыки работы (вырезывание симметричных фигур из бумаги сложенной вдвое) у детей подготовительной подгруппы,
- слабые знания детей жанров художественного творчества, народно-прикладного искусства (старшая подгруппа).
Изобразительная деятельность ребёнка не может мотивироваться только как деятельность учебная, необходимо управлять особенностями её проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Главной задачей является воспитание ребёнка творческой и активной личностью, а также удовлетворения потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
В нашей группе для развития и удовлетворения потребности в самовыражении созданы условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер:
- уголок художественного творчества с набором разнообразных пособий для всех видов продуктивной деятельности;
- иллюстрации для рассматривания, альбомы для раскрашивания, трафареты;
- виды бумаги и картона для рассматривания и творчества.
Комплексно-тематическое планирование позволяет организовать работу над развитием художественного творчества как во время непосредственно организованной образовательной деятельности, так и в свободное время в утренние и вечерние часы, а также предусматривает включение различных тем, разнообразных приёмов и материалов в работу детей. Например, осенью нами была взята тема: “Осень золотая”, которая включала в себя несколько подтем: “Деревья”, “Фрукты и овощи”, “Грибы”, “Хлеб”. Это позволило сначала в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности сформировать у детей навыки лепки фруктов, овощей, грибов, листьев, вырезывание этих предметов, а затем научиться их рисовать и закрашивать разными художественными средствами (краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры). Итоговыми занятиями этой темы послужило рисование натюрмортов и пейзажей. Но перед этим детям дано было понятие жанровой живописи, организована была выставка репродукций картин великих художников, работавших в жанрах пейзажа и натюрморта. Конечно, ребёнку 6-7 лет сложно иногда понять художественные тонкости, но отличить пейзаж от натюрморта они могут. В вечерние часы дети с удовольствием самостоятельно придумывали свои сюжеты в данном направлении и рисовали. Девочек подготовительной групп так увлёк этот процесс, что они сначала по-разному расставляли вазы, и раскладывали муляжи фруктов и овощей, а потом выполняли творческую работу. Как показало время полученные знания по работе с шаблонами и печатями, дети использовали самостоятельно уже выполняя, другие работы (художественное творчество “Я придумываю сказку”, “Букет для любимой мамы”).
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Прежде чем ребёнок сможет удовлетворить свою потребность в самовыражении, он должен научиться отображать предметы на листе бумаге, в лепке, в работе с бумагой во время аппликации или художественного труда. Иначе: каждый ребёнок должен получить определённый набор знаний, умений и навыков.
Каждое из занятий в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, необходимости заинтересовать, создать мотивацию для выполнения работы, с обязательным применением, показом какого-то наглядного материала. Наглядность имеет большое значение на занятиях по развитию художественного творчества. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Помимо этого в нашей группе приобретены книги поэтапного рисования животных, растений, предметов, фигур людей. В утренние или вечерние часы дети могут самостоятельно рассмотреть иллюстрации и выполнить понравившийся им рисунок. Наряду с этим у детей воспитывается всё более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала, что необходимо будущим школьникам, особенно этот приём можно использовать при работе с бумагой во время конструирования.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Но постепенно дети всё больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством её выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса работы. Во время анализа детских работ, который проводят сами дети подвожу к тому, чтобы они не только оценивали работу своего товарища с точки зрения красиво-некрасиво, а подмечали и проговаривали творческие находки детей (Например: рассматривая работы на тему: “Ранняя весна” детьми было подмечено: Соня нарисовала девочку, пускающую кораблик в ручье, Коля нарисовал снеговика, который тает.) Из этого следует, что названные дети нашли свой подход к выражению примет ранней весны, отдельной от проговорённого воспитателем.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям – осознанное желание научиться красиво и интересно выполнять тот или иной приём художественного творчества, что позволит им в свободное время отобразить в своих работах весь спектр интересующих их тем.
Здесь уже выходит на одно из первых мест желание выполнить работу аккуратно и тщательно. Так как неумение нарисовать, вырезать, слепить, склеить, сконструировать тормозит и даже ставит в тупик. Очень радует тот момент, что дети подходят с просьбой показать, объяснить, как выполнить тот или иной приём. Во время прохождения темы: “Эволюция транспорта”, детям было интересно изобразить виды транспорта не просто стоящим, но и выполняющим действие (Например: Юля долго рассматривала иллюстрации в альбоме, где были фотографии, изображающие военные учения, а затем в рисунке отобразила танк, повернувший башню). Девочки подготовительной группы: стараются в рисунках изобразить героев: людей, животных со спины, боком, полубоком, что более похоже на действие. (Темы: “Страна Мультляндия”, “Безопасность в лесу”, “Братья наши меньшие”).
В свободное время в нашей группе дети больше всего любят рисовать. Причём рисуют не только в традиционной технике: карандашом и красками, но и простым карандашом штрихами. Хотя рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Дети получают удовольствие от рисования, в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включён процесс придумывания содержания, развёртывания действий, близких к игре. Мы стараемся поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Учитывая всё это, намечаем содержание НООБ и свободной деятельности, стараясь не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая и словесный рассказ.
В своей работе я широко использую группу методов с целью развития самостоятельных действий с художественным содержанием. Это – организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы. Детям предлагается обратиться к теме придуманного (например: придумай герб своей семьи, знак “Защитим природу”, “Один дома”), к личному опыту ребёнка (“Портрет моей семьи”, “Как я отдыхал в лесу”, “Портрет любимой мамы”), или к своему опыту увиденного (“Мой город”, просмотр мультфильма, спектакля, праздника), или услышанного произведения и отобразить это в своих рисунках.
Что же способствует формированию замысла? Это – выбор объекта, содержание будущей композиции; отбор материалов: бумага, краски, цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши; реализация замысла нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки, конструктивной деятельности.
В нашей группе большой подбор художественной литературы с иллюстрациями. Как показывает практика под влиянием рассматривания иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путём использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета. Далее проявляется ярко выраженное отношение к герою и сюжету, внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.
Большой толчок дало для развития и самовыражения детей в художественном творчестве знакомство детей с работами художников – иллюстраторов: Сутеева В.Г., Чарушина В.В., Рачёва, Васнецова Ю., Конашевича. Творчество этих художников очень отличается друг от друга, так же как и произведения, которые они иллюстрировали. В утренние и вечерние часы мы много читаем детям, сопровождая текст, показом иллюстраций, заостряя внимание на них. В работах детей так появляются особенности изображения: одни дети любят изображать непосредственно животных какие они есть на самом деле, другие стараются нарисовать сказочных зверей. Также с лепкой: например Артемий старается вылепить досконально похожее животное, соблюдая все пропорции, а Дима и Антон стараются придать своим работам более сказочное направление.
Также, исходя из опыта своей работы я считаю, что богатый материал для творчества даёт знакомство с народно-прикладным искусством. Казалось бы, в таких работах нет места самовыражению, но ребёнок видит яркость, красоту народной игрушки, народной росписи старается в свои работы перенести эту лёгкость и красоту, закрепляет умение чётко и красиво передавать линии, учится смешивать краски, передавать тона и полутона, которыми изобилуют предметы народного творчества. В первом полугодии мы познакомили детей с двумя народными промыслами: хохломским и гжельским, а также с дымковской и богородской игрушкой, разными видами матрёшек. Перед новым годом в рамках непосредственно организованной деятельности детям было предложено расписать Дед Мороза. Работы получились очень колоритные, хотя первоначально все хотели расписывать в традиционно красной шубе. Позднее в вечерние часы получились ещё более интересные работы.
Анализ детских работ, подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребёнку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах появляется выразительность, использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения. Благодаря знакомству детей с передним и задним планам на картинах великих художников, наблюдениям в природе, ребята в своих работах также стараются показать перспективу, рассказывают, откуда двигается техника (тема: “Эволюция транспорта”), течёт ручей, бежит дорожка, двигаются облака (темы: “Золотая осень”, “Зима”, “Ранняя весна”), показать праздничные события (темы: “Новый год”, “Масленица”).
Особенно хочется остановиться на организации художественного труда с разными видами материалов, которые даёт широкую возможность для реализации творческого потенциала детей. У нас в группе созданы условия для этого вида деятельности детей: разные виды природного материала, которые находятся в пределах доступности.
Художественный труд – это творческая работа с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённого на художественных занятиях в детском саду.
Знакомство с различными материалами также даёт углублённые знания о качестве и возможностях этих материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщиться к народно-прикладному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе. Ручной труд открывает перед детьми широкие перспективы созидания и самовыражения.
Это подтверждает проведённая выставка детских работ “Душе праздник – рукам работа”, в которой приняли участие 80% детей группы. Так же домашние задание: “Сделай корону для девочки”, дало толчок для инициативы мальчиков самостоятельно сделать короны для воспитателей группы и сотрудников детского сада в утренние часы.
В течение учебного года на занятиях по художественному труду мы формировали умение делать поделки из бумаги способом оригами (различные животные), что позволило детям самостоятельно делать такие игрушки, используя их в театрализованной деятельности, сюжетно –ролевых играх(пароходы, лодочки, самолётики). Причём на основе полученных навыков самостоятельно дети используют очень интересные находки, дополняя свои работы и аппликацией и рисованием. Многие дети и дома увлеклись работой с бумагой (приносили показывать и обыгрывать в группе свои игрушки) после темы “Братья наши меньшие”.
Очень большой интерес вызывает у детей работа с природным материалом. Сначала дети восприняли очень настороженно, как это можно что-то сделать из скорлупы, шишек, ракушек, семян растений, веточек. Но позднее увидев какие интересные предметы получаются самостоятельно придумывали поделки и в группе и дома.
Но наша работа по развитию творческой активности детей не была бы столь эффективной без тесного сотрудничества с родителями. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления с задачами художественного развития был подготовлен материал в родительский уголок. Неоднократно проводились индивидуальные беседы с родителями, на которых заострялось внимание на создание благоприятных условий дома, для развития творческой инициативы. Родители некоторых детей, увидев очень большой интерес своего ребёнка к художественному творчеству, подходили за советом в какой кружок лучше отдать ребёнка и как лучше организовать его развитие в этом направлении. Результат этих мероприятий виден и в выставке детских работ “Душе праздник – рукам работа”, в домашних заданиях: “Королевская корона”, “Герб моей семьи”, “Безопасность в лесу”, “Моё любимое животное”, “Нарисуй картинку по весёлому стихотворению.
Особенно радует, что, получая в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности навыки и умения дети позднее самостоятельно рисуют, лепят, конструируют и на темы которые были предложены педагогом и самостоятельно выбранные. Уже неограниченные рамками времени дети творят необыкновенные вещи. А самое главное эта деятельность приносит им удовлетворение и удовольствие. Дети перестали бояться карандашей и красок, того, что у них что-то не получится. (Например: Дима в прошлом году испытывал ужас от одного вида карандашей, и при одном лишь упоминании о рисовании, а сейчас одним из самых первых выполняет творческие работы дома и в самостоятельной деятельности. Соня старалась заняться чем угодно, но только не художественным творчеством, в настоящее время она не только рисует на предложенные темы, но придумывает сама очень интересные сюжеты, используя навыки, полученные ещё в начале года. Тема “Мы придумаем мультфильм”, изображение кроны деревьев с помощью отпечатков трафаретов.)
Таким образом, роль педагога в развитии художественного творчества детей велика и требует от него особых качеств и навыков.
Личность ребёнка многогранна и наиболее яркие качества личности, её оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в художественном творчестве. Однако формирование у каждого ребёнка творческой инициативности – процесс длительный и в значительной мере всё-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.
Наша задача – своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребёнка, чтобы к школе у него сформировалась творческая потребность, потребность в самореализации и самовыражении.