Цель: знакомство с особенностями климата Африки.
По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.
1. Самоопределяться в решении географических вопросов.
По 2-й линии развития – освоение системы географических знаний о природе.
1. Выявлять, объяснять причинно-следственные связи в социоприродном развитии Земли.
По 3-й линии развития – использование географических умений.
1. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
По 4-й линии развития – использование карт как информационных, образно-знаковых моделей действительности.
1. Выполнять визуальный анализ и описание по разным картам.
Оборудование: климатические пояса и области мира, климат Африки.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Попробуйте закончить
предложения: - Самый холодный материк планеты – - Самый влажный материк планеты – - Самый жаркий материк планеты – - Самый сухой материк планеты – Откуда у вас данные сведения. Учитель может ошибиться? В учебнике может быть опечатка? Как же выяснить, верны ли ваши ответы? Давайте докажем или опровергнем данные утверждения на наших уроках географии. С какого утверждения начнем? Правильно, т.к. в настоящее время мы изучаем материк “Африка”, то начнем с третьего утверждения. Посмотрите на выделенные слова и сформулируйте тему урока. Какую проблему будем решать на уроке? 1 Какие у вас будут предположения? 1 2 |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Поиск решения. | Какие знания необходимы, чтобы
раскрыть проблему урока? 2. 1. - Назовите основные характеристики климата. 1. 2. - Какие карты необходимы для изучения климата? Какую информацию можно получить используя эти карты? 1. 4. 3. - Каковы причины различий в климате? Составьте перечень причин различий в климате. 1 4 6 7 4. - В каких климатических поясах расположена Африка, какие из них основные, а какие переходные? - В чем отличие основных и переходных климатических поясов? Давайте установим соответствие между климатическими поясами Африки и воздушными массами, их формирующими . . 1 4 6 7 Установить соответствие: Климатический пояс Воздушные массы Лето Зима Экваториальный ЭВМ ТВМ Субэкваториальный ТВМ ТВМ Тропический ЭВМ ЭВМ Субтропический ТВМ УВМ 4. На ваших партах лежат таблицы, используя карты атласа “Климатические пояса и области мира” и “Африка. Климат”, соберите данные и внесите их в таблицу “Климатические пояса Африки”. Работа идет по вариантам. 1 вариант изучает экваториальный пояс, 2 вариант – субэкваториальный пояс, 3 вариант – тропический пояс, 4 вариант – субтропический пояс. 1 2 3 4 5 6 Задание. С помощью карт атласа “Климатические пояса и области мира” и “Климат Африки” заполнить таблицу.
Климатические пояса Африки Сделайте выводы по результатам работы и подготовьтесь к выступлению у доски. 1 2. 3. 4. Посмотрите внимательно на получившуюся таблицу. Какой вывод можно сделать? 1. 2. 3. 4. Вывод;
- Какой климатический фактор помог нам это доказать? – Фактор географической широты. - Определим роль остальных КФ. 1. 3. 4. 6. Особенности климата Южной Африки - Климат Южной Африки отличается от климата Северной Африки. Особенно ярко отличия проявляются в тропическом поясе. Южный тропический пояс делится на две климатические области, какие? – тропического пустынного и тропического влажного климата. Определите причины (факторы) формирования влажной области на восточном побережье тропического пояса.
- На западном побережье тропического пояса расположена пустыня Намиб. Какой КФ определяет образование пустыни на берегу океана? – Холодное Бенгельское течение. |
Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Само- стоятельное применение знаний. |
1. Определите, какому
климатическому поясу соответствуют данные
признаки. 1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю.
ш. 2. Обменяйтесь работами, выполните взаимопроверку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 24 читать. 1. Ответить на вопросы после параграфа. 2. Выучить записи в тетради. 3. Проанализировать климатограммы (дополнительно). – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? |
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.
1. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
2. Открытие нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо работали с картами.
* Отметить учеников, которые хорошо работали в парах.
3. Применение нового знания
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.