Проблемы формирования у школьников толерантности. Помощь религиозных организаций

Разделы: Внеклассная работа


В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Подростки перестали уважительно относиться к людям, нуждающимся в помощи. Современный культурный человек – это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

В современном обществе все более остро обнаруживаются противоречия между:

  • потребностью общества в толерантных личностях и нетерпимым отношением людей друг к другу, возрастающей агрессией в обществе;
  • провозглашением демократических преобразований, предоставлением прав и свобод учителю и неумением его влиять на формирование конструктивных отношений между учащимися.
  • в школах нет организаций, которые помогли бы формированию толерантности у школьников.

Вопрос об основах взаимоотношений школы и религиозных организаций сегодня заслуживает пристального внимания. Поскольку это вопрос свободы совести, его невозможно эффективно разрешить средствами простого администрирования. Это вопрос нравственной ответственности перед юным поколением, он требует мировоззренческой и ценностной определенности со стороны всех тех, кто принимает участие в создании государственной системе воспитания и образования педагогов, организаторов образования, политиков, законодателей.

В законе РФ “Об образовании” провозглашается светский характер образования. Школа отделена от Церкви и Церковь от школы. Создание и деятельность организационных структур религиозных организаций в учреждениях образования не допускается. Так говорит одна из первых статей законов в полном соответствии со статьей Конституции. Эта статья внешне очень похожа на соответствующую статью прежней советской Конституции. Видимое сходство для многих становится основанием аргументации, будто в новых условиях применимы все прежние подходы к религиозному мировоззрению, действенны и актуальны все прежние установки относительно религии; религиозному миропониманию не место в школе; школа должна формировать научное мировоззрение, несовместимое с религией.

Однако такая позиция сегодня неплодотворна. Она изолирует школу от живых процессов сегодняшней жизни, в которой религия и религиозное мировоззрение занимают заметное место.

Новое законодательство предоставляет религиозным организациям право вести публичную деятельность, активно участвовать в жизни страны, распространять свои убеждения, в том числе с помощью средств массовой информации, издавать литературу, иметь массовые периодические издания, заниматься благотворительностью, вести образовательную деятельность.

В школах происходит ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями).

Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.

Пока педагоги и организаторы образования закрывают глаза на полноправное присутствие религиозности в нашей общественной жизни, школа упускает возможность вести с подрастающим поколением воспитывающий диалог о проблемах духовной дисциплины и нравственности, ставить перед молодыми людьми, юными гражданами страны серьезные вопросы о природе духовных влечений, о различии добра и зла, о драгоценном даре человеческой свободы и о том, как легко этот дар потерять.

Социально-педагогический подход к образованию подрастающего поколения изначально предполагает широкое взаимодействие различных социальных институтов общества, активное использование воспитательно-развивающего потенциала социальной среды для преодоления трудноразрешимых проблем подростков. Взаимодействие школы с религиозными организациями является важной сферой приложения совместных усилий с целью формирования толерантности у школьников и предоставления им возможностей самореализации в условиях модернизации образования. Толерантность – одна из самых поздних ценностей ориентаций человечества и как социальная ценность является безусловной нормой (принципом) общественного обустройства, предполагающей мирное проживание, культурное взаимодействие отличающихся друг от друга по различным признакам людей, социальных групп.

Через религию возможно исследовать структуру духовного мира личности. Выявить особенности духовных качеств и рассмотреть характер взаимосвязи толерантности и духовности. Как душевное качество “толерантность” обозначает богатство сторон душевной жизни человека-индивида: эмпатию, разделенность чувств и эмоций с другими, великодушие, сочувствие, терпеливость, жалость, признательность, симпатию, сострадание и т.д. Вместе с тем толерантность является важнейшим образованием духовного мира человека– индивида. Толерантность выступает общечеловеческой, общезначимой ценностью, которой придерживается большинство людей. Толерантность позволяет увидеть значимость другой личности, ценность внутреннего мира другого человека. Взаимодействие школы с религиозными организациями позволяет сформировать у школьников чувство толерантности.