Цель урока: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи урока:
Обучающие: формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками, формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.
Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, фонематического слуха, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её; развитие рефлексии и адекватной самооценки.
Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний..
Форма урока: урок-сказка.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый.
Термины и понятия: непроизносимые согласные.
Оборудование: ОС Windows 2007 мультимедийный проектор, экран, плакат с изображением ёлки, карточки: №1 для коллективной работы, №2 для индивидуальной работы, №3 для групповой работы; цветные кружки для рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой (слайд №1)
– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.
Давайте улыбнёмся друг другу. Думаю, что этот
урок принесёт нам всем радость общения и новые
открытия.
– Дружно прочитаем девиз, под которым будем
работать. (Слайд № 2.)
(Очень интересно всё то, что неизвестно)
– Прочитайте наш девиз с загадочной интонацией.
2. Актуализация ранее изученного. (Слайд №3.)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз – Воевода дозором
Обходит владенья свои.
– Решил Мороз заглянуть в орфографическое
царство. Идёт, по деревьям постукивает.
– Подошёл он к терему Безударных гласных.
(Слайд №4.) Смотрит – непорядок. Разбежались
слова. Ребята, посмотрите внимательно по
сторонам, найдите слова с пропущенной безударной
гласной в корне и прикрепите на доску.
х . л . да
зам . рзает
сн . говик
– Запишите слова столбиком в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Д.в. – Как проверить безударные гласные в корне слова? Закончи предложение.
– Какие слова помогли нам правильно выполнить
задание?
– Мы справились с заданием и слова вернулись в
свой терем. Отправился Мороз дальше.
– Подошёл он к терему Парных согласных. (Слайд
№5.) И здесь непорядок! Помогите Морозу найти
слова с пропущенной парной согласной в корне.
Находят и крепят на доску: сколь . кий
гололё .
сне . ки
– Запишите эти слова во второй столбик, вставляя пропущенную букву. А на доске выполнит это задание ……
Д.в. – Как проверить парные согласные в корне
слова? Закончи предложение.
– Какие слова помогли нам правильно выполнить
задание?
– Слова вернулись в свой терем.
– А это что за чудо-терем? – удивился Мороз. Наверное, оставшиеся слова в этом тереме живут. Ребята, вернём их домой.
(Слова крепят на доску.)
– Прочитаем слова хором:
со . нце
мес . ность
– Задумался Мороз: “Звук не произносится,
Буква в корень просится.
– Ребята, как можно назвать звук, который не
произносится? Выберите этому звуку название. (Слайд
№7.)
– Прочитаем хором.
(Неслышимый, молчаливый, спрятанный, непроизносимый.)
4. Постановка темы и цели урока, вызывающей проблемную ситуацию.– Сформулируйте тему урока. (Слайд №8.)
Тема урока: Слова с …… ..…. в корне. (Слайд №9.)
– Прочитайте хором тему урока.
ТЕМА УРОКА: СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
– Чему мы должны научиться?
(Грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.)
5. Поиск решения проблемы. (Слайд №10.)
– Из какого терема слова?
(Слова из терема Непроизносимых согласных)
– Надо ль букву здесь писать?
Это надо проверять.
– Какие слова помогали нам правильно вставлять пропущенные буквы?
(Родственные слова)
– Подберите к слову со . нце родственное
слово.
– Прочитайте пару слов.
– Что интересного заметили в произношении этих
слов?
В корне сонц согласный [ л ]не произносится, а в корне солн – произносится
– Как пишется корень в однокоренных словах?
– Так нужно ль букву здесь писать? Какую?
– Запишите эту пару слов к себе в тетрадь, под
первым столбиком. А на доске вставит букву …..
(Аналогичная работа с другой парой слов)
– Сделайте вывод. Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?
(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
6. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.– Сравним наш вывод с правилом в учебнике.
Откройте учебники на с. 125. Ознакомьтесь с
правилом.
– Как проверить слово с непроизносимым
согласным звуком?
(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
– Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?
– Прочитайте, какие согласные звуки могут быть
непроизносимыми?
– Слова вернулись в свой терем.
8. Первичное закрепление.Радуется Мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Руки мы сейчас согреем,
Всё на свете мы сумеем.
– Сумеем выполним задание на карточках с комментированием. Прочитает … задание.
– Подберите проверочное слово к слову звёз . ный.
– Докажите.
(В слове согласный произносится.)
– Запишите на строке провечное слово. Коментирует … . Вставленную букву подчеркните.
– К слову грус . ный записываем проверочное слово грусть. Вставляем букву т.
Доп. Вопр. – Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?
(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
– Продолжит объяснение ….
К слову радос . ный …….
К слову сер .це …….
Доп. Вопр. – Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?
(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
9. Домашнее задание
Даётся дифференцированно по степени творчества.
1 уровень (репродуктивный) – № _____ на стр. _____ ,
правило
2 уровень (продуктивный) – А для самых
любознательных предлагаю провести мини –
исследование и узнать: “ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ?”
– А как это можно сделать?
(Понаблюдать за словами, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, у учителя русского языка, посмотреть в словаре, найти в интернете…)
10. Самостоятельная работа. (Слайд №12.)– А у Мороза для вас испытание,
Он вам приготовил задание.
– Первому варианту разобрать по составу слово ЗВЁЗДНЫЙ, второму варианту – слово ГРУСТНЫЙ.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. (Сдайд №13.)
– Проверьте. Если всё правильно, то на полях карандашом поставьте знак “+”, если есть ошибки – исправьте.
11. Физминутка для глаз. (Слайд №14.)– Нравится Морозу как вы работаете. Подмигните ему правым глазом, а теперь левым. Поморгайте. Что за чудеса? Найдите глазками сказочных персонажей, которых прячет Мороз.
12. Словарная работа. (Слайд №15.)– Чтобы их освободить надо, надо слово восстановить.
Какая орфограмма в слове ПРАЗДНИК? (Слайд №16.)
(Непроизносимая согласная в корне)
– Не все слова с непроизносимым согласным
звуком можно проверить. Вы уже, наверно,
догадались, что это слово – ……. (словарное).
– Запишите это словарное слово в тетрадь.
Подчеркните непроизносимую согласную. Ребята,
праздники бывают разные: государственные и
семейные. Но есть среди них, который всеми
любим. Это – ……. ……. .
– Предлагаю вам поработать в группах и
сочинить для Мороза четверостишие. Один
записывает, остальные предлагают подходящие по
смыслу слова.
– Прочитайте свои четверостишия.
– Нам с Морозом все четверостишия понравились.
– Запишите предложение с новым словарным словом.
– О какой новой орфограмме в корне слова узнали
на уроке.
– Как проверить слово с непроизносимым
согласным звуком?
(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)
15. Рефлексия с музыкальным сопровождением.
– Навёл порядок Мороз-Воевода в Орфографическом царстве, возвращается в свой терем. (Слайд №18.)
А вам в подарок оставил ёлочку. Чего не хватает на ёлочке? (Слайд №19.)
Предлагаю вам нарядить её к празднику. (Слайд №20.)
Выберите шарик, цвет которого соответствует вашим знаниями, и прикрепите на ёлочку.
– Красный кружок – кому было всё понятно и
интересно на уроке.
– Жёлтый кружок – кому трудно, но увлекательно.
– Зелёный – кому непонятно и скучно.