Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Задачи урока:

Обучающие:  формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками, формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.

Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, фонематического слуха, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её; развитие рефлексии и адекватной самооценки.

Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний..

Форма урока: урок-сказка.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый.

Термины и понятия: непроизносимые согласные.

Оборудование: ОС Windows 2007 мультимедийный проектор, экран, плакат с изображением ёлки, карточки: №1 для коллективной работы, №2 для индивидуальной работы, №3 для групповой работы; цветные кружки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой (слайд №1)

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения и новые открытия.
– Дружно прочитаем девиз, под которым будем работать. (Слайд № 2.)

(Очень интересно всё то, что неизвестно)

– Прочитайте наш девиз с загадочной интонацией.

2. Актуализация ранее изученного. (Слайд №3.)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз – Воевода дозором
Обходит владенья свои.

– Решил Мороз заглянуть в орфографическое царство. Идёт, по деревьям постукивает.
– Подошёл он к терему Безударных гласных. (Слайд №4.) Смотрит – непорядок. Разбежались слова. Ребята, посмотрите внимательно по сторонам, найдите слова с пропущенной безударной гласной в корне и прикрепите на доску.

х . л . да
зам . рзает
сн . говик

– Запишите слова столбиком в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Д.в. – Как проверить безударные гласные в корне слова? Закончи предложение.

– Какие слова помогли нам правильно выполнить задание?
– Мы справились с заданием и слова вернулись в свой терем. Отправился Мороз дальше.
– Подошёл он к терему Парных согласных. (Слайд №5.) И здесь непорядок! Помогите Морозу найти слова с пропущенной парной согласной в корне.

Находят и крепят на доску: сколь . кий

гололё .
сне . ки

– Запишите эти слова во второй столбик, вставляя пропущенную букву. А на доске выполнит это задание ……

Д.в. – Как проверить парные согласные в корне слова? Закончи предложение.
– Какие слова помогли нам правильно выполнить задание?
– Слова вернулись в свой терем.

3. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию. (Слайд №6.)

– А это что за чудо-терем? – удивился Мороз. Наверное, оставшиеся слова в этом тереме живут. Ребята, вернём их домой.

(Слова крепят на доску.)

– Прочитаем слова хором:

со . нце
мес . ность

– Задумался Мороз: “Звук не произносится,

Буква в корень просится.

– Ребята, как можно назвать звук, который не произносится? Выберите этому звуку название. (Слайд №7.)
– Прочитаем хором.

(Неслышимый, молчаливый, спрятанный, непроизносимый.)

4. Постановка темы и цели урока, вызывающей проблемную ситуацию.

– Сформулируйте тему урока. (Слайд №8.)

Тема урока: Слова с …… ..…. в корне. (Слайд №9.)

– Прочитайте хором тему урока.

ТЕМА УРОКА: СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.

– Чему мы должны научиться?

(Грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.)

5. Поиск решения проблемы. (Слайд №10.)

– Из какого терема слова?

(Слова из терема Непроизносимых согласных)

– Надо ль букву здесь писать?

Это надо проверять.

– Какие слова помогали нам правильно вставлять пропущенные буквы?

(Родственные слова)

– Подберите к слову со . нце родственное слово.
– Прочитайте пару слов.
– Что интересного заметили в произношении этих слов?

В корне сонц согласный [ л ]не произносится, а в корне солн – произносится

– Как пишется корень в однокоренных словах?
– Так нужно ль букву здесь писать? Какую?
– Запишите эту пару слов к себе в тетрадь, под первым столбиком. А на доске вставит букву …..

(Аналогичная работа с другой парой слов)

– Сделайте вывод. Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)

6. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

– Сравним наш вывод с правилом в учебнике. Откройте учебники на с. 125. Ознакомьтесь с правилом.
– Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)

– Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?
– Прочитайте, какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?
– Слова вернулись в свой терем.

7. Физминутка. (Слайд №11.)

Радуется Мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Руки мы сейчас согреем,
Всё на свете мы сумеем.

8. Первичное закрепление.

– Сумеем выполним задание на карточках с комментированием. Прочитает … задание.

– Подберите проверочное слово к слову звёз . ный.

– Докажите.

(В слове согласный произносится.)

– Запишите на строке провечное слово. Коментирует … . Вставленную букву подчеркните.

– К слову грус . ный записываем проверочное слово грусть. Вставляем букву т.

Доп. Вопр. – Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)

– Продолжит объяснение ….

К слову радос . ный …….
К слову сер .це …….

Доп. Вопр. – Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)

9. Домашнее задание

Даётся дифференцированно по степени творчества.

1 уровень (репродуктивный) – № _____ на стр. _____ , правило
2 уровень (продуктивный)
– А для самых любознательных предлагаю провести мини – исследование и узнать: “ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ?”

– А как это можно сделать?

(Понаблюдать за словами, спросить у взрослых, у родителей, у своего учителя, у учителя русского языка, посмотреть в словаре, найти в интернете…)

10. Самостоятельная работа. (Слайд №12.)

– А у Мороза для вас испытание,

Он вам приготовил задание.

– Первому варианту разобрать по составу слово ЗВЁЗДНЫЙ, второму варианту – слово ГРУСТНЫЙ.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. (Сдайд №13.)

– Проверьте. Если всё правильно, то на полях карандашом поставьте знак “+”, если есть ошибки – исправьте.

11. Физминутка для глаз. (Слайд №14.)

– Нравится Морозу как вы работаете. Подмигните ему правым глазом, а теперь левым. Поморгайте. Что за чудеса? Найдите глазками сказочных персонажей, которых прячет Мороз.

12. Словарная работа. (Слайд №15.)

– Чтобы их освободить надо, надо слово восстановить.

Какая орфограмма в слове ПРАЗДНИК? (Слайд №16.)

(Непроизносимая согласная в корне)

– Не все слова с непроизносимым согласным звуком можно проверить. Вы уже, наверно, догадались, что это слово – ……. (словарное).
– Запишите это словарное слово в тетрадь. Подчеркните непроизносимую согласную. Ребята, праздники бывают разные: государственные и семейные. Но есть среди них, который всеми любим. Это – ……. ……. .

13. Развитие речи. (Слайд №17.)

– Предлагаю вам поработать в группах и сочинить для Мороза четверостишие. Один записывает, остальные предлагают подходящие по смыслу слова.
– Прочитайте свои четверостишия.
– Нам с Морозом все четверостишия понравились.
– Запишите предложение с новым словарным словом.

14. Итог урока.

– О какой новой орфограмме в корне слова узнали на уроке.
– Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

(Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.)

15. Рефлексия с музыкальным сопровождением.

Навёл порядок Мороз-Воевода в Орфографическом царстве, возвращается в свой терем. (Слайд №18.)

А вам в подарок оставил ёлочку. Чего не хватает на ёлочке? (Слайд №19.)

Предлагаю вам нарядить её к празднику. (Слайд №20.)

Выберите шарик, цвет которого соответствует вашим знаниями, и прикрепите на ёлочку.

– Красный кружок – кому было всё понятно и интересно на уроке.
– Жёлтый кружок – кому трудно, но увлекательно.
– Зелёный – кому непонятно и скучно.

Презентация