Урок математики по теме "Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

1) обучающая

  • познакомить учащихся с новым действием умножения;
  • раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых;
  • формировать умения решать задачи;
  • совершенствовать вычислительные навыки;

2) развивающая

  • развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;

3) воспитывающая

  • воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, таблицы с выражениями, снежинки, иллюстрации, проектор, компьютер.

С целью оптимизации усвоения нового материала, на уроке использовались такие формы  работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах (по карточкам).

Применялись  следующие методы:

  • игровой;
  • наглядный (таблички, карточки с выражениями);
  • практический (решение выражений, задач);
  • исследовательский (при решении задач);
  • частично-поисковый (при изучении нового материала).

В конце урока была проведена рефлексия:   учащимся было предложено оценить  уровень понимания нового материала при помощи флажков разного цвета: зеленых, желтых, красных.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Регулятивные УУД. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД. Уметьоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

  • основные: учебник “Математика 2 класс 2 часть Петерсон Л.Г. 2011 г, презентация к уроку.
  • дополнительные: иллюстрации зимнего леса, Деда Мороза, снежинки, карточки для работы в группах и в паре, схема для рефлексии; электронная физминутка для глаз.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, паре.

Ход урока

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

У: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

– Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.

– О каком месяце идет речь?

Д: Это месяц декабрь.

– Какое сегодня число?

– Запишите в тетрадь число, классная работа.

Вот идёт какой-то дед,
В шубу тёплую одет.
На плече его – мешок,
В бороде его – снежок.

.– Как вы думаете, кто это?

Д: Это Дедушка Мороз.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
2. Устный счёт

У Деда Мороза сейчас много дел. Он прислал вам открытку, в которой приглашает вас в зимний лес.

Презентация. Слайды 1-13

Нас встречает Снеговик и предлагает нарядить елочку.

15 18 20 35 87

Прочитайте числа.
Определите “лишнее число”.
Почему число 4 лишнее?
Увеличьте число 4 на 100.
Какое это число?
Каждый правильный ответ – шарик на елке.

Найдите значения выражений: 4=3; 13-8; 2+2+2+2; 4+4+4; 6+6+6+6; 7+9+7.

Молодцы!!!

Пока мы были в лесу, суровая Зима намела в класс снега. На доске снежинки с заданиями. Я думаю, вы снега не боитесь и справитесь с заданиями.

Нахождение значений сумм.

(Коммуникативные УУД).

Уметь работать коллективно

Регулятивные УУД).

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– применение полученного знания.

3 .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Снежинки с выражениями:14+5 , 26+3, 13х 4, 8 + 6, 12+7.

– Что записано около снежинок?
– Выражения.
– Как вы считаете, какое выражение здесь лишнее?
Ответы детей.
– Вы можете найти значение этого выражения?
– Почему?
– А что вы знаете про умножение? Что это за действие?
– Что мы будем сегодня изучать?
– Какая тема урока? Умножение.
– Какая цель нашего урока?

Цель: Изучить действие “умножение”, понять смысл умножения как действия.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД).

Подведение анализируемого объекта под понятие задачи.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

4. Построение проекта выхода из затруднения – Какое затруднение возникло у вас на уроке?
– Кто будет искать способ выхода из затруднения?
– Сами найдем способ.
– Посмотрите на эти равенства внимательно.
– Выражения в этих равенствах равны.
– Попробуйте объяснить, почему.

2+2+2+2+2=2Х5

Обсуждение в группах.
Выслушивание мнения каждой группы.
Вывод: действие умножение означает( заменяет) сложение одинаковых слагаемых.
Первое число – сколько взяли, а второе число обозначает сколько раз взяли.
Учебник правило на стр. 65.

(ПознавательныеУУД)

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– упорядочивание;
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные.

– высказывание своих мыслей по схеме (по рисунку);

(Коммуникативные УУД)

– умение работать в группе
– контроль оценки и действий партнёра;
– умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

ФИЗМИНУТКА В лесу у Мороза холодно, давайте погреемся.

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место тихо сесть.

 

5. Первичное закрепление

Вы справились с заданием Зимы, отправляемся снова в зимний лес. Нас встречает Снегурочка, ее задания не трудные; вы справитесь. Презентация слайды 14-20

Посчитаем орешки, которые белочка собрала в лесу.

Замените, если сможете сложение умножением.

9+9=18 9Х2=18
6+6+6=18 6Х3= 18
3+3+3+3+3+3=18 3Х6=18
2+2+2+2+2+2+2+2+2=18 2Х9=18
5+8+5=18 ?

Почему нельзя заменить сложение умножением?

(Познавательные УУД)

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– упорядочивание;
– анализ объектов с целью выделения признаков;
– сравнение;
– применение полученного знания

(Коммуникативные УУД)

Формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Уметь работать в коллективе

Личностные УУД

Учебно-познавательный интерес

6. Самостоятельная работа.

Взаимопроверка в парах.

Физминутка для глаз.

– Кто готов выполнить самостоятельную работу, заменить сложение умножением? С. 65 №3,№ 4.
Поменяйтесь учебниками, проверьте по образцу.
Поменяйтесь учебниками, поднимите карточки красного цвета, если вы не допустили не одной или одну ошибку.
Отдохните.

(Следят глазами за движением снежинки.)

 

7. Включение в систему знаний. Решение задач на умножение.

Раз вы так хорошо работаете, Дед Мороз приглашает вас к себе в гости, в Устюг.
В Доме Деда Мороза находится мастерская, где он создает авторские новогодние подарки: вырезает по дереву, паяет, выдувает, красит, лакирует, шлифует…
 

Работа в группах.

Помогите Деду Морозу сосчитать игрушки. Слайды 24-25.
Дед Мороз 25 декабря мастерил игрушки: 4 лошадки, 4 медвежонка, 4 зайчонка и 4 лисенка. Сколько всего Дед Мороз смастерил игрушек?
Молодцы. Помогите Деду Морозу сосчитать игрушки.
Решение задач на умножение.
Соотнесите задачу и решение.
1) 2 цыпленка стоят, 2 цыпленка сидят, 2 цыпленка под
крылом у наседки лежат. 5Х3=15
Посчитай, поскорей: сколько будет цыплят у наседки моей?
2) На каждой тарелке по 5 яблок. 4Х6=24
Сколько яблок на 3 таких тарелках?
3) В одной коробке 4 карандаша. 2Х3=6
Сколько карандашей в шести таких коробках?
4) В пакете 3 апельсина. 6Х4=24
Сколько апельсинов в 5 таких пакетах?
5) У жука 6 лапок. Сколько лапок у 4 жуков? 3Х5+15
Проверьте по образцу.
Поднимите карточки красного  цвета, если ваша группа не допустили не одной или одну ошибку.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Познавательные УУД)

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Коммуникативные УУД)

– контроль оценки и действий партнёра;
– умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

8. Рефлексия

– Что изучили на уроке?

– Что означает действие умножение?

Работа по схеме

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение