Цели урока:
- способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;
- познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
- познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
ХОД УРОКА
Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят. Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет. Какое слово по звучанию оно вам напоминает?
Ответы учащихся.
Учитель: Сегодня на занятии вы узнаете
историю происхождения этикета, познакомитесь с
правилами поведения некоторых народов, узнаете,
зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда
появились различные правила этикета?
Многие правила поведения пришли к нам из далекой
древности. Например: мальчикам пропускать
девочек впереди себя. Откуда этот обычай?
Ответы учащихся и слова учителя о разнице в значении мужчины и значении женщины для первобытного племени.
Учитель. Обычай остался, но мы вкладываем в него иное содержание. Многие правила зародились в средневековье: снимать шапку или перчатку. Слайд 2, 3 (Учитель рассказывает о рыцаре и средневековом этикете). Где сейчас мы видим продолжение этой традиции?
Ответы учащихся.
Учитель. С какой стороны должен мужчина сопровождать женщину? Где должен находиться мужчина, сопровождающий женщину по ступенькам?
Ответы учащихся. Учитель помогает школьникам, исправляет и уточняет их ответы.
Учитель.
Французское слово “этикет” вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову “Этика”, что означает “привычка”, “нрав”. Одно из значений слова “Этикет” – надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.
Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI . Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.
В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге “Домострой”. Слайд 4. Домострой учил “не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла”… Находим мы в Домострое и такое “золотое” правило: “Чего сам не любишь, то и другим не делай”.
При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга “Юности честное зерцало”. Слайд 5. В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: “в платок громко не сморкаться и не чихать”, “перстом носа не чистить”, “не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало” и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.
В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, и под ним понимали лишь свод правил, принятых при дворе монархов. Вначале этикет использовался как придворный церемониал. В Древнем Китае (слайд 6) при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний. Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение:
- особа, приближенная к императору – на золотом подносе;
- человек среднего достатка – на серебряном подносе;
- мелкий служащий – на медном подносе;
- крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе.
Соблюдение правил доходило до абсурда. Поэтому существовала поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.
Учитель рассказывает о королеве при Филиппе II в Испании, ногу которой из стремени сбруи освободил простой человек и вынужден был скрыться.
Учитель. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга? Слайд 7.
Ответы учащихся.
Учитель. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются. А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы, таким образом, желают выздоровления; мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо. Многое могут сказать жесты:
- у нас большой палец, поднятый вверх – все хорошо, а у шведов – остановите машину;
- у нас поглаживание подбородка – удовольствие, а у итальянцев – разговор затянулся;
- у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.
Учитель предлагает “Игру жестов”. Ученики жестом отвечают на вопросы учителя.
Учитель. Зачем нужно следовать этикету?
Ответы учащихся.
Учитель предлагает ученикам проинсценировать
отношения гостя и хозяина.
После сценок школьники разбираются в отношениях
своих героев.
Учитель. Этикет проявляется в тыще и тыще мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя робко за столом, в умении незаметно посодействовать другому ,беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками либо руганью, дурными идеями.
В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.