Открытый урок окружающего мира "Путешествие по природным зонам России"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок-путешествие.

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по разделу “Природа России”;
  • закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;
  • проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.

Развивать:

  • познавательный интерес;
  • творческую активность;
  • умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
  • умение работать с картой.

Воспитывать:

  • бережное отношение к природе;
  • взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий;
  • повысить интерес к предмету через игровую форму урока.

Оборудование:

Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, учебники А. Плешакова “Окружающий мир” 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику “Окружающий мир”, карта “Природные зоны России”.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно – наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах.

Планируемый результат:

  • Развитие интереса к изучению природы России.
  • Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
  • Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Дети сидят по группам)

Учитель: На сегодняшний урок я хочу предложить вам следующие правила

Правила общего обсуждения:

  • не говорить всем сразу;
  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
  • реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что…"

(Презентация. Слайд 2)

2. Вхождение в тему урока.

Учитель: Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Природные зоны России”.Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Какие цели поставим к уроку?

  • Систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире природных зон
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

(Презентация. Слайд 3)

– Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному)

(Презентация. Слайд 4)

3. Актуализация знаний.

– Сколько природных зон находится в России? Назовите их.(На партах и доске названия зон.)

– Расположите природные зоны по порядку их следования с севера на юг.

(Презентация. Слайд 5)

– Покажите их на карте

(Презентация. Слайд 6)

4. Угадай природную зону по описанию.

– Это огромное пространство Северного Ледовитого океана,

с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой там полярная ночь. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до –60 градусов. Летом тепла тоже нет.

(Презентация. Слайд 7)

– Кто желает добавить? Рассказать об этой зоне?

– Эта зона расположена к югу от зоны тундры. Природные условия в этой зоне более мягкие, чем в тундре. Растительный мир богат. Большую территорию зоны занимает хвойный лес. Здесь редкими животными являются зубр, амурский тигр, утка-мандаринка

– Кто желает добавить? Рассказать об этой зоне?

(Презентация. Слайд 8)

Здесь жаркое продолжительное лето. Ветер носит холмы песка, которые называются барханами. Растения невысокие с длинными корнями. Животные чаще ведут ночной образ жизни. Здесь встречаются животные, которые кочуют стадами в поисках воды и пищи, – сайгаки. А забавное животное тушканчик передвигается прыжками.

(Презентация. Слайд 9) – Кто желает добавить? Рассказать об этой зоне?

5. Обобщение знаний о растительном мире природных зон.

Узнай растение по описанию (на экране картинки растений).

Попробуем назвать растение.

 

(Презентация. Слайд 10)

– Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на камнях и скалах. Ответ лишайник.

– Где растёт? (Арктика)

– Это травянистое растение с корнем метёлочкой, узкими листьями и мягкими волосками. Ответ ковыль.

– Где растёт? (степь)

– У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. Ответ дуб.

– В какой зоне растёт? (лесная зона)

– У этого растения длинный корень, с его помощью оно питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Ответ верблюжья колючка.

– В какой зоне растёт? (пустыня)

– Назовите ещё растения пустыни. (джузгун, колосняк)

– Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на маленький куст, который является пищей для северных оленей. Ответ ягель.

– Где растёт? (тундра)

– Это дерево – долгожитель. Может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи употребляют в пищу. Ответ 6 каштан.

– Где растёт? (Черноморское побережье Кавказа)

6. Физминутка.

По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

7. Блиц-опрос.

(Презентация. Слайд 11, 12)

– Как называются густые труднопроходимые леса? Ответ 4 тайга

– Сильные ветры в степи. Это .... Ответ 1 суховеи.

– Большие холмы из мелкого песка. Это ... Ответ 3 барханы.

– Как называются отдельные участки леса, где оберегаются и охраняются редкие и ценные растения и животные. Ответ 2 заповедник.

– Явление, когда солнце светит круглые сутки, не заходя за линию горизонта. Ответ 5 полярный день.

– Как называются места, в которых тёплая погода, яркое солнце, чистый морской воздух, укрепляющий здоровье отдыхающих там людей. Ответ 6 здравница.

8. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.

Рассели животных по природным зонам.

кит Арктика рысь
богомол субтропики суслик
косуля тундра дельфин
лось степи корсак
лемминг зона лесов глухарь
кобылка пустыни ушастый ёж
олень   жук-скарабей
тупик   тюлень

 (Презентация. Слайд 13)

9. Экологические ситуации.

(На столах, в конвертах у каждой группы лежат)

(Презентация. Слайд 14)

10.

Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием. У вас на столах лежат контурные карты России. Закрасьте нужным цветом природные зоны.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель

– Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?

– Было интересно?

Что удалось на уроке?

Что не получилось, над чем нужно поработать?

– Кто считает, что сегодня работал активно на уроке, поднимите руку?

– Кто считает, что всё знает по этой теме, поднимите руку?

Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят, которые активно работали на уроке...

12. Домашнее задание:

А) “Я эколог-исследователь”. Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников.
Б) “Охраняй природу!” Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 “Красная книга России”.
В) “Сам себе художник” Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России”.