Цели урока:
- Формировать читательскую самостоятельность, культурного читателя.
- Формировать представление о структуре сказки-притчи.
- Формировать умение открывать мир литературы, учить приемам художественного произведения.
- Формировать навык синтагматического чтения.
- Воспитывать культурного читателя, нравственные качества личности.
- Развивать творческую личность.
Оборудование: мультимедийная техника – проектор, ноутбук; презентация к уроку (смена слайд ов по щелчку), проектная доска, учебник по чтению.
Ход урока
1. Организация детей на работу:
Учитель: Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю!
2. Речевая разминка:
слайд 2.
3. Тема урока:
слайд 3.
Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
Мир не без добрых людей.
Учитель: Прочитайте пословицы, выберите лишнюю.
Учащиеся: (Много у лихого силы, да воли ему нет).
Учитель: Почему эта пословица лишняя?
Учащиеся: Все пословицы, кроме этой о труде, а эта половица о силе воли, о терпении.
Учитель: О каком человеческом недостатке говорится в этой пословице? Кто сможет сформулировать тему урока? (Ученики пытаются сформулировать).
Учитель: Прочтите тему урока на слайд е. слайд 4.
4. Автобиографические сведения об авторе. слайд 5.
Учитель: Николай Григорьевич Гарин-Михайловский родился в 1852 году и умер в 1906 году. Родился в богатой семье. Когда вырос, получил профессию инженера путей сообщения и строил железные дороги в России. Много путешествовал, умел наблюдать. Свои наблюдения описывал в дневниках, а иногда, проявляя писательское воображение, писал рассказы, притчи, так как хотел донести до людей, какими должны быть люди. Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений “Знаем!”.
5. Работа над произведением:
Учитель: Прочитайте текст в учебнике. Подумайте, зачем автор написал эту притчу?
Учащиеся читают.
Учитель: Кто герой притчи?
Учащиеся: Муж и жена.
Учитель: Что значит хороший человек?
В.И. Даль в Словаре живого великорусского языка трактует так:
“Хороший (человек) – добрый или путный, ладный, способный, добротный, дорогомй, ценимый по внутренним качествам, полезным свойствам, достоинству”. слайд 6.
6. Динамическая пауза. слайд 7.
Учитель: Какой недостаток у наших героев из притчи?
Учащиеся: Герои не умеют дослушивать.
Учитель: Какая история приключилась с героями из-за недостатка? Прочтите отрывок из текста.
Учитель: Может ли эта история приключиться с кем-нибудь в жизни?
Учащиеся: Нет, так как люди не могут превращаться в животных.
Учитель: Чему учит притча?
Учащиеся: Дослушивать, а иначе может случиться беда.
Учитель: В чем героям повезло?
Учащиеся: Герои не разбились и не умерли, а превратились в рыбу и птицу, автор пощадил героев и наказал их не очень сильно.
Учитель: В сказках и притчах очень часто происходят превращения. слайд 8.
На слайд е картинки сказочных героев, которые превращаются в сказках. Выберите картинки с героями, в каких сказках превращаются для добрых дел.
Учащиеся: “Царевна лягушка”, “Золушка”, “Сказка о Царе Салтане и о сыне его славном Гвидоне”.
Учитель: Назовите героя, который превращается в сказках для злых дел.
Учащиеся: Баба Яга.
Учитель: Какие злые дела делала Баба Яга, в каких сказках?
7. Итог урока
:Учитель:
Вспомните пословицу, которая была нами выделена.
Ученики: “Много у лихого силы, да воли ему нет”. слайд 9.
Учащиеся: Чему учит эта пословица? Чему учит притча “Знаем!”.
8. Домашнее задание: слайд 10.
Учитель: Разделите текст на синтагмы. Прочитайте сказку-притчу родителям. Оцените вместе с родителями свое чтение.
Источники информации:
ru.wikipedia. org/ wiki/ Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич?.
- Матвеева Е.И. Методика обучения литературному чтению в начальной школе. 2 класс (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Пособие для учителя. – 2-е издание – М.: Вита-Пресс, 002. – 144с.