Цели урока:
- повторить знания детей о зимних явлениях природы;
- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Оборудование: смайлики, карточки, презентация.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Актуализация знаний |
1. – Ребята, у нас сегодня
необычный урок. Мы отправимся в кафе, но не
простое, а интеллектуальное. А название кафе вы
узнаете, если отгадаете мою загадку.
– Наше кафе называется “Зимушка-зима” Слайд 3 |
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
|
II. Закрепление и систематизация знаний |
2. – Ребята, давайте вспомним, как
надо вести себя в кафе? (Дети вспоминают правила
поведения) – Что подают в кафе? (Обсуждение
меню) Слайд 4 (Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны: красные, желтые, синие) 1 блюдо – салат “ Признаки зимы” – Выберите только признаки зимы Слайд 5 Сосульки, листопад, метель, гроза, иней, град, ураган. (Группам раздаются зимние иллюстрации) – Посмотрите на иллюстрации. Опишите зимний день. Расскажите о погоде в этот день: об облачности, осадках, ветре. Как бы вы оделись? Слайд 6 2 блюдо – закуска “Зимние месяцы” Слайды 7-13 – Названия каких зимних месяцах пропущены в пословицах ... месяц снегопадов, злых вьюг и
первого тёплого солнца. (Февраль) – Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе. Физминутка “Зимние забавы” – Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? 3 блюдо – основное – “Лесные жители” Команды отгадывают загадки и рассказывают о том, как зимуют жители леса по плану:
По двум таким приметам: Рыжая головка. Ест малину, любит мёд?... (Медведь) Скок на пенёк! Что ни зуб – то острый нож! – Ребята, выберите из данных названий птиц только те, которые остаются с нам зимовать (детям раздаются карточки) Скворец, снегирь, ласточка, сорока, грач, голубь, стриж, ворона, дятел, воробей, снегирь. Слайд 15 – А теперь послушайте рассказ В. Бианки: Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: “Был здесь такой-то”. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал? Надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пройдёт снег, и тогда точно кто страницу перевернул – снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами. Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает – как в чехарду играет. От передних лапок след у неё маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних – след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами. У мышей почерк хоть мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается назад к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий, – двоеточие от двоеточия на одинаковом расстоянии.Это всё следы без фокусов. А вот разберись в лисьем да волчьем почерке. С непривычки сразу запутаешься. Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы. Собака пальцы раздвигает, след её поэтому рыхлее, мягче. След волка получается длиннее и стройнее собачьего; отпечатки когтей и подушечек у него глубже. Следы его ложатся прямой строчкой в одну линейку. Глядишь на такую строчку и читаешь: “Тут прошёл здоровенный волк”. Вот и ошибся. Правильно прочесть надо: “Тут прошло пять волков”. Впереди шла мудрая волчица, за ней старый волк, за ним молодые волчата. Ступали след в след, да так аккуратно, что и в голову не придёт, что это след пяти зверей. Надо очень хорошо набить глаз, чтобы стать хорошим следопытом. (Группам раздаются иллюстрации со следами зверей, ребята определяют чьи следы) Слайд 16 Физминутка 4 блюдо – десерт – мороженое “Снежный городок” (Учитель раздаёт детям карточки) – Как образуются снежинки? Получить ответ на этот вопрос поможет сказка Х.К. Андерсена. “Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы”. 5 блюдо – развлечения 1) – Во все времена, во всех странах художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях старались передать красоту зимы, её чарующее волшебство. Давайте послушаем стихи о зиме. (Заранее подготовленные ребята рассказывают стихи) Встреча зимы.
Поёт зима – аукает.
Зимний вечер.
2) Зимние загадки
Игра “Что мы делаем зимой?”
|
|
III. Итог урока |
– Ребята, понравилось ли вам
в зимнем кафе? – Почему наше кафе интеллектуальное? (кормили мозг) – Чему сегодня научились? Что у вас получилось лучше всего? – Почему же зиму называют покоем природы? – Понравилось ли вам работать в группе? Почему? – Как бы оценили своё настроение после урока? Отметьте ваше настроение смайликами. |