Урок окружающего мира по теме "Времена года. Зима – покой природы (повторение)". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • повторить знания детей о зимних явлениях природы;
  • формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Оборудование: смайлики, карточки, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация знаний

1. – Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся в кафе, но не простое, а интеллектуальное. А название кафе вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки в мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
Снегопады и метели
На наш город налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
В гости к нам пришла…(Зима) Слайд 2 Приложение 1

– Наше кафе называется “Зимушка-зима” Слайд 3

Познавательные УУД:
  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
  • формируем умение представлять
  • в виде схемы;
  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  • формируем умение устанавливать аналогии;
  • формируем умение обобщать и   классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои  мысли в устной форме;
  • формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение определять цель деятельности на уроке;
  • формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

  • формируем умение определять и
  • высказывать самые простые, общие  для всех людей правила.

II. Закрепление и систематизация знаний

2. – Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в кафе? (Дети вспоминают правила поведения)

– Что подают в кафе? (Обсуждение меню) Слайд 4
– Ребята, нам нужно разделиться, ведь мы не сможем все сесть за один столик.

(Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны: красные, желтые, синие)

1 блюдо – салат “ Признаки зимы”

– Выберите только признаки зимы Слайд 5

Сосульки, листопад, метель, гроза, иней, град, ураган.

(Группам раздаются зимние иллюстрации)

Посмотрите на иллюстрации. Опишите зимний день. Расскажите о погоде в этот день: об облачности, осадках, ветре. Как бы вы оделись? Слайд 6

2 блюдо – закуска “Зимние месяцыСлайды 7-13

– Названия каких зимних месяцах пропущены в пословицах

... месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)
… год кончает, зиму – начинает. (Декабрь)
… году – начало, зиме – середина. (Январь)

– Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

Физминутка “Зимние забавы”

– Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой?

3 блюдо – основное – “Лесные жители”

Команды отгадывают загадки и рассказывают о том, как зимуют жители леса по плану:

  1. Название животного.
  2. Как готовится к зиме.
  3. Чем питается зимой.
  4. Как прячется от стужи.
  1. Зверька узнаем мы с тобой
  2. По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом… (Белка)

  3. Хитрая плутовка,
  4. Рыжая головка.
    Хвост пушистый– краса!
    А зовут её…(Лиса)

  5. Кто в лесу глухом живёт,
  6. Ест малину, любит мёд?... (Медведь)

  7. Ушастый зверёк –
  8. Скок на пенёк!
    Никого не обижает,
    А сам всех боится…(Заяц)

  9. На овчарку он похож.
  10. Что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть…(Волк) Слайд 14

Ребята, выберите из данных названий птиц только те, которые остаются с нам зимовать (детям раздаются карточки)

Скворец, снегирь, ласточка, сорока, грач, голубь, стриж, ворона, дятел, воробей, снегирь. Слайд 15

– А теперь послушайте рассказ В. Бианки:

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: “Был здесь такой-то”. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

Надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пройдёт снег, и тогда точно кто страницу перевернул – снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает – как в чехарду играет. От передних лапок след у неё маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних – след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами. У мышей почерк хоть мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается назад к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий, – двоеточие от двоеточия на одинаковом расстоянии.Это всё следы без фокусов.

А вот разберись в лисьем да волчьем почерке. С непривычки сразу запутаешься. Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы. Собака пальцы раздвигает, след её поэтому рыхлее, мягче. След волка получается длиннее и стройнее собачьего; отпечатки когтей и подушечек у него глубже. Следы его ложатся прямой строчкой в одну линейку. Глядишь на такую строчку и читаешь: “Тут прошёл здоровенный волк”. Вот и ошибся. Правильно прочесть надо: “Тут прошло пять волков”. Впереди шла мудрая волчица, за ней старый волк, за ним молодые волчата. Ступали след в след, да так аккуратно, что и в голову не придёт, что это след пяти зверей. Надо очень хорошо набить глаз, чтобы стать хорошим следопытом.

(Группам раздаются иллюстрации со следами зверей, ребята определяют чьи следы) Слайд 16

Физминутка

4 блюдо – десерт – мороженое “Снежный городок”

(Учитель раздаёт детям карточки)

– Как образуются снежинки?

Получить ответ на этот вопрос поможет сказка Х.К. Андерсена.

“Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы”.

5 блюдо – развлечения

1) – Во все времена, во всех странах художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях старались передать красоту зимы, её чарующее волшебство. Давайте послушаем стихи о зиме. (Заранее подготовленные ребята рассказывают стихи)

Встреча зимы.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист, 
На дворах и домах 
Снег лежит полотном 
И от солнца блестит 
Разноцветным огнём.  (И.С. Никитин.)

Поёт зима – аукает.

Поёт зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.(Сергей Есенин.)

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А.С. Пушкин.)

2) Зимние загадки

На окошках ночью синей узорами сверкает…(Иней) Слайды 17-21

На голове ведёрко, нос у меня – морковка.
Всю зиму за порядком я во дворе слежу.
Глазами-угольками по сторонам гляжу… (Снеговик)

Палки берём, на доски встаём, по снегу идём и не устаём…(Лыжи)

По речке наперегонки зимою бегают …(Коньки)
Вверх за мной они ползут,

Вниз меня они везут…(Санки)

По зимней дорожке рассыпаны крошки:
Белые, хрустящие, но не настоящие... (Снег)

Игра “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своём грядки копаем?
И с Дедом Морозом пляшем?

III. Итог урока

Ребята, понравилось ли вам в зимнем кафе?
– Почему наше кафе интеллектуальное? (кормили мозг)
– Чему сегодня научились? Что у вас получилось лучше всего?
– Почему же зиму называют покоем природы?
– Понравилось ли вам работать в группе? Почему?
– Как бы оценили своё настроение после урока? Отметьте ваше настроение смайликами.