Урок литературного чтения по теме "А.И. Куприн "Скворцы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • глубже познать жизнь скворцов, их повадки, и какую пользу они приносят человеку;
  • выявить уровень овладения знаниями, полученными из прочитанного произведения;
  • способствовать развитию речи, навыков выразительного чтения;
  • развивать логическое мышление;
  • научить делить текст на части и озаглавливать;
  • развивать способность наблюдать и делать выводы;
  • содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы
  • о них; способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Омороков “Литературное чтение” 2 класс II часть, презентация, запись песни скворца, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Желаю вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Учитель: Какое чудесное время года к нам приходит?

Учитель: Вспомните пословицы и поговорки о весне?

Дети:

Много воды – много травы.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Апрель с водой – май с травой.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Матушка – весна всем красна.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Апрельский цветок ломает снежок.
Увидел грача – весну встречай.
Грач на горе – весна на дворе.
Мала птичка соловей, а май знает.

Учитель: Какое домашнее задание задано?

Дети: Подготовить чтение по ролям произведение Н. Сладкова “Скворец-молодец”

Выразительное чтение по ролям произведения.

Слайд 3

Учитель: Какую пользу приносит скворец?

Слайд 4

Дети: За день уничтожает полторы тысячи гусениц и 92 % вредителей растений. Это много. Люди строят жилище для скворцов и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов. Они охраняют от вредителей.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Вспомните раздел, который мы читаем.

Дети: “Весна, весна красная”

Учитель: Ребята, мы продолжаем чтение произведений о весне.

Сегодня поговорим о птице, которая прилетает к нам в числе первых.

Учитель: Какие цели поставим?

Слайд 5 (аудиозапись)

Учитель: На уроке у нас будет необыкновенный гость. (аудиозапись голоса скворца)

Учитель: Догадались, кто это.

Слайд 5

Дети: Скворец

Учитель: Что вы знаете о скворцах?

Дети: Скворец часто подражает пению других птиц. Поэтому в народе его называют певец-пародист.

Слайд 6

Учитель: Определите тему урока.

Учитель: А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу?

Дети: Чтобы читатели насладились её красотой, чтобы люди любили свою Родину

Учитель: Всё, что вы сказали – верно.

Но очень часто изображение природы помогает, поэтам и писателям охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, бережны и добры. Именно такую задачу прежде всего, ставил перед собой Александр Иванович Куприн, обращаясь к теме природа.

Учитель: Послушайте биографию Александра Ивановича Куприна.

(Рассказывают дети.)

Слайд 7

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. Биография.

Слайд 8

А.И. Куприн – талантливый русский писатель. Он родился в небогатой дворянской семье. Отец писателя умер. Воспитанием мальчика занималась мать. В возрасте 6 лет, из-за тяжёлого материального положения мать была вынуждена отдать сына в сиротский пансион. В возрасте 10 лет поступает в московскую военную гимназию. Там и родилась настоящая, глубокая любовь писателя к литературе. Много странствовал по Европе, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своём веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.

Куприна всегда волновал вопрос о том, какого место человека в природе, как он влияет на неё! Современники Куприна не раз писали об отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.

Учитель: Вот о том, как прилетают к нам скворцы и заселяют скворечники, мы узнаем в отрывке из рассказа А.И. Куприна “Скворцы”.

Слайд 9

1. Чтение образец I части.

Читает учитель.

Учитель: Внимательно послушайте произведение А.Куприна “Скворец” и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

2. Беседа по восприятию.

Учитель: Понравилось ли вам произведение. Чем?

Учитель: Как люди готовились к встрече скворцов?

Учитель: Что удивило вас в этом произведении?

Учитель: Как вели себя птицы?

Учитель: Как скворцы берегли своё место и от кого?

Учитель: К какому литературному жанру относится это произведение?

Дети: Рассказ.

Учитель: Какова же тема этого рассказа? (ожидание прилёта скворцов)

На доске модели обложки к произведению. Приложение 1

Учитель: Выберите модель обложки. (У доски работает 1 ученик)

Учитель: Докажите свой выбор.

3. Самостоятельное чтение.

Проблемный вопрос.

Учитель: Определите тему текста.

На какие пункты можно разделить I часть текста.

Учитель: Что нового из жизни скворцов вы узнали из произведения?

Учитель: На сколько пунктов разделили I часть текста?

Учитель: Как озаглавили каждую пункт?

4. Деление I части на пункты.

Учитель: Сейчас будем читать рассказ по пунктам и работать над содержанием каждой части.

(Заголовки, составленные детьми )

1) Ожидание скворцов. (1 и 2 абзацы)
2) У себя дома. (3 и 4 абзацы)
3) Выселение воробьёв. (5,6,7,8 и 9 абзацы)
4) Житейская суета. (10 и 11 абзацы)

5. Выборочное чтение.

Работа с I пунктом плана.

Учитель: Как же все ждали скворцов? Прочитайте.

Дети: Все ждали скворцов с нетерпением

Учитель: Почему?

Дети: Потому что эти птицы весёлые, общительные, радостные вестники весны.

Учитель: Когда прилетели скворцы? Найдите точный ответ в тексте.

Учитель: Как вы думаете, почему автор использует именно глагол “закричал”, а не “сказал”?

Дети: Этот глагол помогает передать радость, восторг от прилёта долгожданных гостей

Учитель: Попробуйте выразительно прочитать это предложение, передать восторг, неожиданность.

Работа со II пунктом плана.

Учитель: Чем занимаются скворцы, когда прилетают? Прочитайте.

Дети: 2–3 дня набираются сил, осматривают прошлогодние места, ищут корм. В тот вечер, когда они только прилетают, ни шума, ни возни не слышно.

Учитель: Как вы думаете, почему автор использует выражение ни шума, ни возни не слышно?

Учитель: Почему?

Дети: Птицы отдыхают после трудного перелёта.

Работа с III пунктом плана.

Учитель: А дальше?

Учитель: Как вели себя скворцы? Прочитайте.

Дети: “Искоса, пристально взглядывают вниз”.

Учитель: Как ведут себя воробьи? Прочитайте.

Дети: Жутко, трудно, голодно, робко.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьёв?

Дети: “И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома”.

Учитель: Как понимаете слово сажень?

Дети: Устаревшее слово. Означает 1 сажень= 7 футам ? 248 см

Учитель: Как понимаете выражение камнем вниз?

Дети: Стремительно, мгновенно, быстро.

Учитель: Как вы понимаете выражение “воробьиное временное хозяйство”?

Учитель: Почему скворцы выходят победителями?

Дети: Они очень хитры.

6. Работа по иллюстрации и по содержанию.

Работа с IV пунктом плана.

Учитель: Для чего скворцы стерегут гнездо поочерёдно?

Учитель: Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации. (стр. 109)

ВЫВОД I части: Научно – познавательный рассказ; в середине марта прилетают скворцы; о выселении из их домиков воробьёв; как стерегут гнёзда; об уюте своих жилищ; о врагах скворцов: кошка, ворона.

7. Самостоятельное чтение II части.

Учитель: Прочитайте II часть самостоятельно.

Чтение по абзацам (хорошо читающие дети)

8. Работа в группах. Слайд 10, 11 Приложение 2.

1 и 2 группы составляют вопросы по данной части.

(Например:

– Чем питается скворец?

– Какую пользу приносят скворцы людям?

– Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? (в тысячу раз больше собственного веса)

– Когда лучше слушать песню скворцов? Прочитайте ответ в тексте.

3 и 4 группы делят текст на пункты и подбирают заголовок каждой части.

(Например:

  1. Столовая скворцов.
  2. Какую пользу приносят птицы.
  3. Песня скворцов.

5 группа. Творческое задание.

Сочините стихотворение, используя рифму дворец – скворец

(Стихотворение, составленное детьми

Мы построили дворец
Поселился в нём скворец)

6 группа. Творческая работа.

Сочините стихотворение, используя рифму дворец – скворец

(Стихотворение, составленное детьми

Мы построили дворец
Поселился в нём скворец)
Проверка каждой группы.

V. Итог.

Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились?

Учитель: Достигли мы цели?

Учитель: Какими важными мыслями хотел поделиться автор?

Учитель: С какой целью А.И. Куприн написал это произведение?

Дети: Чтобы показать своё отношение к природе, к птицам, т.к. жизни на нашей зелёной планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы вы, ребята, видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли её.

Учитель: Что мы узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках? Дети: Они живут в скворечниках, выселяют воробьёв, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и др. вредителей растений.

VI. Рефлексия.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял(а) что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • меня удивило…

VII. Домашнее задание.

Стр. 108-111, подготовить краткий пересказ

I вариант: 1 часть рассказа.
II вариант: 2 часть рассказа.

Презентация