Тема урока: Описание животного в разных стилях речи.
Цели:
- развивать знания учащихся о тексте и признаках текста;
- углубить и обобщить знания об описании как о типе речи;
- сформировать представление о структуре текстов-описаний и особенностях употребления в разных стилях речи;
- выработать умение составлять текст-описание.
Методы и приёмы:
- проблемное задание;
- сравнительный лингвистический анализ текстов;
- эвристическая беседа;
- составление плана (структуры) текстов-описаний.
Оборудование: презентация к уроку; тексты с проблемным заданием.
Ход урока
I. Проблемное опережающее задание.
До урока выдаются три текста (без указания источников и заголовков), с заданиями к ним.
II. Слово учителя:
(Тема урока закрыта и пока не проговаривается)
Сегодня продолжаем знакомство с типами речи.
– Какие типы речи вы знаете?
– Чем они отличаются друг от друга?
III. Проверка домашнего задания и беседа для выявления восприятия и осознанного понимания текстов. (Слайд №1-2)
– А почему можно предложенные тексты назвать текстами?
IV. Слово учителя:
Итак, тема данных текстов одна – описание животного, точнее пресмыкающегося. Вот наш сегодняшний талисман (демонстрация мягкой игрушки Змейки). Эта задумчивая красавица поможет вам хорошо поработать на уроке.
а) открывается тема урока (Слайд №3);
б) проговариваются цели урока.
V. Сравнительный лингвистический анализ
с каждым текстом в отдельности:Текст №1: (Слайд №4)
(По ходу обсуждения заполняется таблица)
– Какие слова использованы в данном тесте? Есть ли выделенные слова? (используются термины, без которых невозможно понять содержание).
– Каково построение предложений? (простые и простые, осложнённые однородными членами).
– Какую роль играют прилагательные? С какой целью используются? Можно назвать их эпитетами? (зеленовато-оливковая, оливково-зелёная, коричнево-бурая, обозначают цвет).
– Как вы думаете, какой заголовок можно дать данному тексту?
– Скажите, а книга, из которой взят текст №1, предназначена для любого читателя или только для определённого круга лиц? Объясните. (Слайд №5, открываем заголовок и источник)
Слово учителя: в научном описании видим стремление к точности и объективности, приводятся размеры, используются термины, оно отличается обобщенностью, то есть такие признаки будут у всех групп данных животных, образно-выразительные средства отсутствуют. Итак, первый текст-описание в научном стиле. (вносим данные в таблицу)
Текст №2. (Слайд №6)
– Какие слова использованы в данном тексте?
– Какие средства художественной выразительности используются здесь? (эпитеты: странный, немигающий взгляд; чудодейственный; сравнительные обороты и сравнения: наподобие часового стекла, как чулок; просторечное слово: “выползки”);
– Где можно встретить текст №2? (Слайд №7 – источник)
– Сравните текст№1 и текст№2. Что общего вы заметили? Какие различия в лексике, в построении предложений есть в текстах №1 и №2? Сформулируйте.
(Во втором тексте термины, которые употребляются, понятны читателю без специального образования, здесь помогают и изобразительные средства представить змею, сложные предложения подчёркивают её черты и особенности строения. Итак, второй текст-описание в научно-учебном подстиле); вносим данные в таблицу.
Текст №3. (Слайд №8)
– Какие научные сведения о змеях можно получить из текста?
Являются ли эти сведения главным содержанием текста?
– В какой книге можно встретить этот текст?
– Возможно придумать заголовок?
(Слайд №9 – заголовок и автор)
– Автор стихотворения И.А.Бунин, но от чьего лица мы узнаём, что “…я сплю в листве тяжёлым, холодным сном…”?
(От лица самой змеи, часто употребляется местоимение “я”).
– А где в тексте присутствует поэт – И.А.Бунин? Как он представляет себе героиню? (“Где суше лес…”)
– Змея описывает сама себя. Как строится это описание?
(1. Любимое место сна.
2. Описание переливающегося тела и её повадок.
3. Впечатление автора и самой змеи (последнее четверостишие).
– Какие средства художественной выразительности используются в этом тексте? (олицетворение: март гудит, сквозит лазурь; эпитеты: бесцветна, плоска, золотистей; сравнение: как синие оконца).
– Какие слова в стихотворении употребляются в переносном значении. Какие из них содержат скрытое сравнение, то есть являются метафорами? (снастям ветвей, развиваю кольца, опьяняюсь, вновь цвету, горю, ряжусь, пёстрый жгут; кроме того, есть метафоричные эпитеты: тяжёлым, холодным сном, в горячем свете).
Лингвистический эксперимент:
Обратите внимание на то, как часто автор использует тире и многоточие. Попробуйте объяснить роль этих знаков в тексте. Каковы особенности построения предложений?
Вывод: Всё, о чём сейчас сказали, это особенности текстов художественного стиля. Вносим данные в таблицу.
Слово учителя: Общая структура описания такова.
Структура описания: (Слайд №10)
- Общее представление описываемого.
- Описание деталей, частей.
- Отношение к описываемому.
Задание: Сформулируйте, в чём отличие текста в художественном стиле от текстов в научном и научно-популярном стиле.
VI. Словарно-орфографическая работа:
Объясните пропущенные орфограммы, графически обозначьте, через дефис слово на это же правило.
В л…су; в…твей, в дупл…, л…стве, т…жёлым, х…лодным, бли…ка, в …блаках, со…нца, б…рюзу, горяч…м, л…ст…ев.
VII. Подведём итоги:
– Чем отличаются тексты-описания от других типов речи?
– Что может быть объектом текстов-описаний?
– О каких особенностях этих текстов в разных стилях речи мы сегодня узнали?
– Каким типом речи пользовались вы, отвечая на поставленные вопросы?
(Итоговый вид таблицы):
Текст № 1 |
Текст № 2 |
Текст № 3 |
точность |
точность |
образность |
объективность |
объективность |
эпитеты |
термины (профессиональная лексика) |
термины |
сравнения |
обобщённость |
есть образно-выразительные средства |
метафоры |
образно-выразительные средства отсутствуют |
простые осложнённые предложения |
Олицетворения |
простые осложнённые предложения |
сложные предложения |
Тире, многоточия (разнообразные по строению предложения) |
Научный стиль |
Научно-учебный подстиль |
Художественный стиль |
VIII. Домашнее задание: (на выбор)
1) подобрать тексты-описания разных видов и
стилей (лучше, чтобы предмет описания не
упоминался), чтобы потом возможно было узнать
объект по его признакам и языковым средствам,
которые это передают;
2) сочинение-описание “Мой домашний любимец”
с элементами повествования в художественном
стиле (Слайд №11).