Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа для младших школьников «Ладушка» (Народная культура. Праздники народного календаря. Практическая часть) делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков в области народной культуры и декоративно-прикладного искусства, но и на развитие личности, творческой и духовной сущности ребенка.
Программа является основой проектирования в сфере национально-регионального компонента освоения традиционного наследия в процессе социо-культурного творчества, способствует формированию национального самосознания молодого поколения. Воспитание национального самосознания молодого поколения на современном историческом этапе является объективными потребностями, связанные с сохранением единого духовного пространства региона и, в целом, страны. Освоение традиций празднования народных праздников по народному календарю, изучению игр, песен и хороводов является способом логического проникновения в традицию, что соответствует интеллектуальным потребностям современного человека, ориентированного на целостное освоение мира. Потребность в возрождении традиций для подрастающего поколения огромна, т.к. в этом сконцентрирован опыт прошлых поколений в области воспитания, образования, восстановления здоровья. Сегодня находится в кризисе российская семья как главный носитель и транслятор традиционных ценностей. Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Русская национальная культура, преодолевая замкнутость и ограниченность, стремилась к созданию самобытной целостности. Такая среда формировала в человеке терпимость, способность внимать другому, открытость, широту души, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству – наиболее ценные общечеловеческие качества. Феномен народной культуры нацеливает на изучение глубинных, базовых ее оснований. Наиболее древние из них отражают мифологическое сознание, мифоэпический образ мира. Обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природой – одна из характерных черт народной педагогики.
Обучающая программа разработана с учетом регионального компонента посредством комплексного введения всех составляющих традиционной культуры в систему воспитания и образования детей. По мере изучения традиций у обучающихся появляется убежденность в смысле своих усилий, появляется вера в возможности и интерес к изучению народных традиций, принятия ее. Следование двум принципам: толерантности к развитию и латентности в методах воспитания, программа позволяет сохранить для учащихся ощущение привычности и составляет синтетичность обыденности и особенности среды.
Занятия проходят в форме посиделок, в непринужденной обстановке. Общение детей в праздниках, играх, изучение и пение песен, потешек, закличек, обучение вождению хороводов и плясов (кадрилей), изучение правил подготовки и проведения праздников дает возможность детям проявить себя, научиться общению. Такая методика обучения традиции дает возможность легче ориентироваться в действительности и проектировать в ней свое поведение, первичное осознание «самости» – пробую себя в творчестве, сам анализирую свой результат, оцениваю и делаю выводы.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на три года обучения для 1,2 и 3 класса. Занятия первого года обучения проводятся один раз в неделю по 1 часу, годовой объем 33 часа. Занятия второго и третьего года обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (теория и практика), годовой объем 34 часа.
Цель программы «Ладушка» (Народная культура. Праздники народного календаря. 1, 2 и 3 класс): содействие всестороннего развития творческого воображения, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка через изучение народных традиций, праздников и обрядов народного календаря и декоративно-прикладного творчества, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Таким образом, содержание обучающего курса «Ладушка» способствует экологическому и художественно-эстетическому образованию, формированию экологической грамотности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, освоению нравственных и эстетических ценностей народа, самобытности русской культуры.
Задачи:
- в воспитании:
- способствовать накоплению информации о народной культуре и ее традициях, о художественном творчестве, о народно-художественной культуре, пониманию ценности знаний, прекрасного в природе и бережного отношения к ней;
- трудолюбия, навыков культуры труда и общения в социуме;
- воспитание человека патриота, носителя традиций своего народа;
- в обучении:
- способствовать формированию знаний народных традиций, обычаев и обрядов народного календаря и приобретению навыков и умений по декоративно-прикладному творчеству;
- в развитии:
- развивать умение создавать художественный образ предмета или явления природы;
- стойкого интереса к самостоятельному общению с природой, ее изучению и отображению ее средствами декоративно-прикладного творчества.
Программа для младших школьников (1 класс) является подготовительным этапом для обучения в основном звене по декоративно-прикладному творчеству и народной культуре.
Знакомство детей с народными традициями, приметами и обрядами, народным промыслам дает возможность:
- повысить уровень их общей культуры,
- сформировать представление о корнях, истоках народных традиций, сложившихся веками и поколениями,
- усвоить нравственные, эстетические, социальные нормы, знания о ценности духовной жизни, об экологическом поведении,
- осмыслить и освоить действительность, настроить ребенка на совершенствование и установление гармонии собственного «Я» с внешней средой посредством успешности в обучении.
Исходя из этого, содержание дополнительной образовательной программы построено таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовых и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать окружающий мир через изучение народных традиций, праздников и обрядов народного календаря и декоративно-прикладное творчество.
Подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы считаются выставки творческих работ, проведение праздников по народному календарю, участие в концертах, в конкурсах-выставках по декоративно-прикладному творчеству на разных уровнях.
Принципы Программы:
* Принцип культуросообразности –
развитие ребёнка на основе
культурно-исторических традиций народа.
* Личностный – развитие личностных
качеств, эстетических чувств, развитие
готовности к самостоятельной деятельности,
развитие самодеятельности, умение отстаивать
свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип системности и
последовательности – обучение в
соответствии с возрастными особенностями детей.
Подбор материала от менее сложного к более
сложному.
* Принцип целостного представления о мире
– поможет ребенку понять свое место в
обществе и мире. Формирование народной культуры
на основе целостного миропонимания.
* Принцип доступности – получение
новых знаний и их закрепление с использованием
материала, понятного и доступного детям.
* Принцип творчества – развитие
творчества через художественную и творческую
деятельность.
* Принцип наглядности – изучаемый
материал должен быть интересным, увлекательным,
наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся
стремление к прекрасному, способствует желанию с
радостью выполнять предлагаемые виды заданий и
достичь результата.
Показатели освоения Программы:
Социальный критерий
Эстетическая и экологическая воспитанность в
социальном смысле проявляется во всём комплексе
поведения и отношения ребёнка. Его поступки,
трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в
общественной и личной жизни, его одежда и внешний
вид – всё это очевидные и убедительные
свидетельства степени эстетической
воспитанности школьника. Органическое
соединение способности к воспроизведению,
любованию, переживанию, суждению и
художественно-эстетическому творчеству и
развитие умений и навыков ориентироваться в
народных приметах, народном календаре.
Воспитанники проявляют широкий интерес к
изучению народной культуры, глубокую
потребность общения и проживания праздников.
Проявляется отношение к творчеству и искусству
как к созиданию красоты и пользы.
Педагогический критерий
Проявляется в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно изучению праздников народного календаря и декоративно-прикладного творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственные оригинальные изделия через навыки творческой деятельности, умение самим завести игру и исполнить песню, а также передать свои знания окружающим. Возможность свободного личного самовыражения, способности противостоять и преодолевать негативное влияние среды, тормозящей самоутверждение и самореализацию.
Психологический критерий
Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.
Программа формирования универсальных учебных действий
- Личностный блок: развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей. Формирование межличностных отношений.
- Познавательный блок: получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями народных промыслов, народных умельцев и современными версиями празднования праздников по народному календарю. Овладение первоначальными трудовыми навыками в области декоративно-прикладного творчества.
- Регулятивный блок: обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
- Коммуникативный блок: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене. Участие в коллективных творческих делах.
Методическим обеспечением программы является:
- Методические разработки занятий, методические пособия по отдельным темам курса.
- Учебная литература по выполнению курса обучения.
- Разработка методик организации практических занятий (групповых и индивидуальных), открытых уроков, темы теоретического учебного материала.
Для реализации программы необходима материально-техническая база в виде материалов и оборудования:
1. Иголки, булавы, нитки, ножницы, шаблоны по
темам.
2. Клей: ПВА, канцелярский.
3. Картон, бумага.
4. Рамки, станки для плетения бисером, манекены.
5. ТБО: компьютер, мультимедийная установка,
экран, аудиокассеты и музыкальный центр,
фотоаппарат.
6. Наглядно-иллюстративный материал: плакаты,
таблицы, книги и др. наглядные пособия.
7. Демонстрационно-наглядный материал:
- Выставочные экспонаты.
- Готовые изделия.
- Видеокассета с выставками по декоративно-прикладному искусству и народным праздникам.
- Фотоальбом.
Этапами педагогического контроля являются:
1. Определение начального уровня знаний
ребенка. Игра «Знакомство»
2. Определение уровня знаний, полученных
детьми на занятиях в течение учебного года.
Промежуточный контроль после изучения каждого
раздела.
Промежуточный контроль проводится с целью
корректировки знаний в виде собеседования,
выставки готовых изделий, выполнения заданий
педагога.
3. Определение уровня знаний на конец учебного года, позволяющий перейти на следующий год обучения.
Педагогический контроль проводится в форме выполнения готовых изделий по заданию педагога, собеседование.
Обязательным условием оценки знаний обучающихся считается участие в выставках, конкурсах, выступлений на сцене как в школе, так и на городском уровне. Кроме того, на каждом занятии проводится закрепление и повторение изученного материала в теоретической и практической части занятия.
Для реализации данной программы предлагаются как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебной деятельности: экскурсии, занятие-игра, занятие-конкурс, занятие-соревнование, выставка, самостоятельная практическая работа, видео-урок, посещение выставок, проведение открытых мероприятий-праздников.
Используются основные методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, практические задания и презентация творческих работ.
Данные методы обучения служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, организованность в труде, взаимопомощь, толерантность, бережное отношение к окружающей среде, природе, интерес к народной культуре и сохранение народных традиций с применением их в социуме.
Формы организации занятий: групповые, в малых группах по 2-3 человека, индивидуальные.
Таким образом, содержание обучающего курса «Ладушка» способствует экологическому и художественно-эстетическому образованию, формированию экологической грамотности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, освоению нравственных и эстетических ценностей народа, самобытности русской культуры.
- Учебный план (Приложение 1)
- Содержание программы (Приложение 2)