Пояснительная записка
“Каждый человек стремится к самоутверждению. Лучший путь - это творчество”.
Д.С. Лихачев
Дополнительная образовательная программа для младших школьников “Мир вокруг нас” делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие личности, творческой сущности ребенка.
В процессе работы через образы сказочных персонажей, экологических сказок, ребенок становится экологически грамотным, т.к. экологическая сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Она источник формирования элементарных экологических понятий. Важным элементом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка.
Дети – маленькие волшебники, у которых получается сделать своими руками все, что задумали: и подарок маме, и открытку, и картину, и сувенир. Это достигается или посредством волшебного счета от одного до десяти, или произнесением волшебных слов: “по щучьему велению, по моему хотению... (приклейся и т.д.)”. На игре построена вся программа, которая воспитывает и трудолюбие, и усидчивость, и способность доводить начатое дело до логического завершения.
У детей любого возраста, а в младшем возрасте особенно, появляется потребность в автономности, т.е. самостоятельности; в компетентности, т.е. способности преодолевать препятствия и оказаться победителем; потребность в активности, т.е. кому - то помочь, подсказать. Он нуждается в проявлении отношений к другим, в проявлении доброты, внимания, сочувствия.
Результатом удовлетворения этих потребностей посредством занятий является формирование таких качеств личности, как когнитивность, связанная с познанием другого человека, поведенческие качества характера, связанные с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения, предполагающие знания норм и правил общения, проявление эмпатийности и толерантности.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на четыре года обучения для младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Годовой объем 33 часа первого года обучения и 34 часа второго года, третьего и четвертого обучения.
Основная цель программы “Мир вокруг нас”: содействие всестороннего развития творческого воображения, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка.
Задачи:
в воспитании:
- способствовать формированию экологической культуры через общение с природой средствами ДПТ, пониманию прекрасного в природе и бережного отношения к ней;
трудолюбия и навыков культуры труда;
в обучении:
- способствовать формированию знаний и приобретению навыков и умений по декоративно-прикладному творчеству;
в развитии:
- развивать умение создавать художественный образ предмета или явления природы;
- стойкого интереса к самостоятельному общению с природой, ее изучению и отображению ее средствами декоративно-прикладного творчества.
Дополнительное образование для младших школьников является подготовительным этапом для обучения в основном звене по декоративно-прикладному творчеству. Знакомство детей с миром искусств и творчества дает возможность повысить уровень их общей экологической культуры, сформировать представление о творчестве, об экологическом поведении. Осмысление и освоение действительности настраивает ребенка на совершенствовании и установлении гармонии собственного “Я” с внешней средой посредством успешности в обучении.
Исходя из этого, содержание дополнительной образовательной программы построено таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовых и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать окружающий мир через декоративно-прикладное творчество.
В программе делается акцент на формах и способах работы с различным материалом (бумагой, тканью, природным материалом органического и неорганического происхождения, ТБО и пр.), а также последовательности изготовления изделий. Чередование одного вида деятельности другим дает возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук. Через игру, слушание сказок, любование красотой и природой у детей наблюдается рост активности в творчестве, умение фантазировать, создавать интересные образы и воплощать их в реальном изделии и композиции. Все это способствует развитию образного творческого мышления.
Подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы считаются выставки творческих работ по разделам, участие в конкурсах-выставках по декоративно-прикладному творчеству на разных уровнях. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник творческих работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Принципы Программы:
- Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.
- Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
- Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
- Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.
- Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
- Принцип творчества – развитие творческих способностей через художественную и творческую деятельность.
- Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.
Показатели освоения Программы:
Социальный критерий
Эстетическая и экологическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ.
Воспитанники проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.
Педагогический критерий
Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического и декоративно-прикладного творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственные оригинальные изделия через навыки творческой деятельности.
Психологический критерий
Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.
Критериями оценки эстетической и экологической воспитанности, сформированной при обращении к декоративно-прикладному искусству, на уровне творческой деятельности являются:
- оригинальность,
- гармоничность,
- выразительность,
- колористическое решение,
- художественно-графические умения,
- техника исполнения.
Программа формирования универсальных учебных действий
Личностный блок
Развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей. Формирование межличностных отношений.
Познавательный блок
Получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях. Знакомство с произведениями народных промыслов, народных умельцев и современными дизайнерскими проектами. Знакомство с творчеством сверстников (рисунки, поделки). Овладение первоначальными трудовыми навыками в области декоративно-прикладного творчества.
Регулятивный блок
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный блок
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Участие в коллективных творческих делах.
Методическим обеспечением программы является:
- Методические разработки занятий, методические пособия по отдельным темам курса.
- Учебная литература по выполнению курса обучения.
- Разработка методик организации практических занятий (групповых и индивидуальных), открытых уроков, темы теоретического учебного материала.
Для реализации программы необходима материально-техническая база в виде материалов и оборудования:
- Иголки, булавы, нитки, ножницы, шаблоны по темам.
- Клей: ПВА, канцелярский.
- Картон, бумага.
- Природный материал органического и неорганического происхождения.
- Рамки, станки для плетения бисером, манекены.
ТБО: компьютер, мультимедийная установка, экран, видеокассеты, видеомагнитофон, аудиокассеты и музыкальный центр, фотоаппарат.
Наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.
Демонстрационно-наглядный материал:
- Выставочные экспонаты: картины, панно, коллажи.
- Готовые изделия.
- Видеокассета с выставками по декоративно- прикладному искусству.
- Фотоальбом.
- Шаблоны.
Этапами педагогического контроля являются:
1. Определение начального уровня знаний ребенка. Игра “Знакомство”
2. Определение уровня знаний, полученных детьми на занятиях в течение учебного года.
Промежуточный контроль после изучения каждого раздела.
Промежуточный контроль проводится с целью корректировки знаний в виде собеседования, выставки готовых изделий, выполнения заданий педагога.
3. Определение уровня знаний на конец учебного года, позволяющий перейти на следующий год обучения.
Педагогический контроль проводится в форме выполнения готовых изделий по заданию педагога, собеседование.
Обязательным условием оценки знаний обучающихся считается участие в выставках, как в школе, городе, так и в области. Кроме того, на каждом занятии проводится закрепление и повторение изученного материала в теоретической и практической части занятия.
Для реализации данной программы предлагаются как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебной деятельности: экскурсии, занятие-игра, занятие-конкурс, занятие-соревнование, выставка, самостоятельная практическая работа, видеоурок, посещение выставок.
Используются основные методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, презентация творческих работ.
Данные методы обучения служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, организованность в труде, взаимопомощь, толерантность, бережное отношение к окружающей среде, природе. Большое значение имеет самостоятельная работа и выполнение творческих работ по собственным замыслам.
Формы организации занятий: групповые, в малых группах по 2–3 человека, индивидуальные.
Таким образом, содержание обучающего курса “Мир вокруг нас” способствует экологическому и художественно-эстетическому образованию, формированию экологической грамотности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству.
Авторская программа в работе более 15 лет.
Список литературы
1. Ветлугина В.А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.:Педагогика,2001.
2. Моложавенко В.С. Тайна красоты. - М:ПЕДАГОГИКА-Пресс,1993.
3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение,1983.
4. Букет зимы суровой. Альбом. - М.:1992.
5. Е.В.Устинова. Породы кошек. - М.:Благовест-ТОО.,1992.
6. М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль. Академия развития.1997.
7. Игорь Черныш. Поделки из природного материала. - М.:Аст-Пресс,2000.
8. Э.К. Гульянц, И.Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение,1991.
9. В.С.Горичева. Куклы. - Ярославль. Академия развития. 1999.
10. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение,1990.
11. Л.Д.Рондели. Народное декоративное прикладное искусство. - М.: Просвещение,1994.
12. О.С.Молотоборова. Кружок изготовления игрушек-сувениров.- М.: Просвщение,1990.
13. Пособие для родителей и педагогов. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль. Академии развития,1997.
14. Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами. - М.: Эксмо, 2008.
15. И. Агапова, М.Давыдова. Аппликация. - М.:ООО “ИКТЦ “Лада”, 2008.
16. Е.Колесникова. Фантазия из природных материалов.- М.: ЭКСМО, 2007.
17. Готовимся к Новому году и Рождеству! Подарки своими руками.- М.: ЭКСМО, 2007. (Настольная книга для мальчиков и девочек)
18. Н.С. Соколова. Я украшаю дом.- М.: ОООТД “Изд-во Мир книги”, 2008.
19. О.В.Белякова.- М.: АСТ Москва, 2010.