Технологическая карта урока
Тип урока: | урок-практическое занятие |
Технология построения урока: | комплексное применение знаний и умений |
Дидактическая цель урока: | создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений; способствовать формированию различных универсальных учебных действий |
Цели по содержанию: | |
образовательные: |
|
развивающие: |
|
воспитательные: |
|
Основные понятия темы: | Лабораторное оборудование, штатив (стержень, подставка, муфта, кольцо, лапка), спиртовка (резервуар, фитиль, колпачок), зоны пламени. |
Методы обучения: | репродуктивный, частично-поисковый |
ФОПД: | фронтальная, индивидуальная, парная |
Средства обучения: |
|
Зрительный ряд: |
|
Планируемые результаты: | |
предметные |
|
метапредметные | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
личностные: |
|
Использованная литература |
|
Технология изучения темы
Этапы урока |
Цели этапа |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационное начало урока | Выявить уровень подготовки учащихся к уроку | Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования |
Мобилизующий этап | Мобилизовать учащихся, настроить на урок | Личностные:
|
– Как-то раз один знакомый французского
химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его
озабоченно прохаживающимся под окнами
собственной лаборатории. На вопрос, что он тут
делает, Вюрц нехотя ответил: «Ожидаю результата
опыта». Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами – взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами. В начале прошлого века в Германии была издана книга «Несчастные случаи при химических работах», в которой были приведены описания и анализ свыше 1600 несчастных случаев, произошедших в учебных и исследовательских лабораториях. Вот почему знания о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы |
Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию |
Целеполагание и мотивация | Мотивировать учащихся на
усвоение новых знаний. Обозначить цель и задачи урока |
Личностные:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
|
– Сегодня нам предстоит выполнить
первую практическую работу «Правила ТБ при
работе в кабинете химии. Приёмы обращения с
лабораторным оборудованием и нагревательными
приборами» – Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока; – Какие задачи вы поставите перед собой? – Итак, в ходе выполнения практической работы мы вспомним общие требования при работе в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием, рассмотрим краткие инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма, которые могут возникнуть во время выполнения химических опытов. – Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; познакомимся с устройством лабораторного штатива и спиртовки, отработаем приёмы работы с ними; изучим строение пламени. |
Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников |
– Рассмотрите предложенное вам
оборудование. – Выполнять работу будем согласно инструктивной карте (на столах), которая поможет нам логически выстроить действия и оформить результаты в отчётах |
Рассматривают предложенное для работы оборудование, просматривают инструктивную карту и форму отчёта о проделанной работе | |||
Организация и выполнение практического задания | * Ознакомить учащихся с правилами
ТБ при работе в кабинете химии, основным
лабораторным оборудованием, нагревательными
приборами, его назначением и приёмами обращения
с ним; * познакомить с физическими и химическими явлениями при горении свечи, закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени; * учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке; * изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма; * совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов; * формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов; * описывать наблюдения, изображать схематически приборы; * формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; * развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность; * продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности; организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений с использованием тренажёров; * воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах |
Личностные:
Метапредметные: Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметные:
|
Правила техники безопасности при
работе в кабинете химии 1)
Познакомьтесь с правилами техники безопасности,
которые необходимо соблюдать при выполнении
лабораторных и практических работ в кабинете
химии |
Работают с инструктивной картой (Приложение 1), выполняют
задания согласно предложенному плану работы Просматривают слайды и обсуждают основные правила ТБ при работе в кабинете химии, получают памятки по ТБ (Приложение 3) |
2) Изучите краткую инструкцию
по оказанию мер первой медицинской помощи при
различного рода отравлениях и поражениях
организма. (Приложение 4) |
Изучают инструкцию по оказанию мер ПМП при отравлениях и поражениях организма | |||
3) Проверьте полученные знания
с помощью тренажёра «Меры предосторожности при
работе в лаборатории» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4d1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_lab_02.swf) |
Закрепляют полученные знания с помощью тренажёра, осуществляют само- и взаимопроверку | |||
Часть 1. Лабораторный штатив и
приёмы обращения с ним (Презентация,
слайды 2, 22-25) 1) Ознакомьтесь с
устройством лабораторного штатива. 2) Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции а) Рассмотрите детали, из которых собирается
металлический штатив; Внимание! ж) Укрепите пробирку в горизонтальном
положении, не вынимая её из лапки. Для этого
ослабьте винт зажима, крепящий лапку, и поверните
лапку вместе с пробиркой на 900 3) Оформите отчёт о проделанной работе. |
Знакомятся с устройством штатива,
выполняют описанные в инструктивной карте
приёмы работы со штативом, оформляют отчёт о
проделанной работе (Приложение 2) Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки |
|||
Часть 2. Спиртовка и приёмы
обращения с ней. Строение пламени (Презентация,
слайды 2, 26-30) 2) Выполните описанные ниже приёмы работы со спиртовкой согласно инструкции а) Снимите колпачок со спиртовки, поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде. б) Зажгите спиртовку горящей спичкой. Внимание! Нельзя зажигать
спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может
вызвать пожар. д) Исследуйте каждую зону пламени, внося в них
на короткое время спички. Быстрее других
загорается спичка в верхней зоне пламени,
медленнее – спичка во внутренней зоне. 3) Оформите отчёт |
Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт | |||
Часть 3. Лабораторное оборудование
и основные приёмы обращения с ним (Презентация,
слайды 2, 32-53) 1) Изучите информацию о группах лабораторного оборудования. Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования: I группа – стеклянная посуда Стеклянная посуда может быть сделана из
толстого (нетермостойкого) стекла и,
соответственно, из термостойкого стекла
(тонкостенного). 2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования (таблица) 3) Осуществите нагревание воды в пробирке Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок. |
Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт о проделанной работе. | |||
4) Проверьте себя с помощью тренажёра
«Оборудование и посуда для химической
лаборатории» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4d4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_lab_05.swf) 5) Оформите отчёт |
Выполняют само- и взаимопроверку с помощью тренажёр | |||
Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока (Презентация, слайд 54) | Формулируют общий вывод по работе: «Изучили основные правила ТБ при работе в кабинете химии. Познакомились с различными образцами химической посуды и их назначением. Научились работать с лабораторным штативом» | |||
Обобщение, подведение итогов урока | Обобщить полученные знания, | Личностные:
Метапредметные:
|
– Итак, что нового вы узнали сегодня на
уроке? – Достигли мы цели урока? – Где могут пригодиться полученные вами знания? – Приберите рабочее место |
Учащиеся воспринимают, осмысливают
вопросы учителя, дают ответы, корректируют
высказывания одноклассников. Прибирают рабочие места |
Рефлексия | Оценить свою деятельность на уроке | Личностные:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
|
– Сегодня на уроке мне было… – Знания, полученные на уроке, мне пригодятся… – Сегодня я… – Мне было легко… – Мне было сложно… – О том, что я узнал(а), я расскажу… |
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке |