План урока:
Этап урока |
Основные моменты урока |
Предполагаемое |
1. Оргмомент | Подготовка к работе, создание эмоционального настроя | 1 мин. |
2. Актуализация | Вспоминаем пройденный материал, узнаём название новой темы, определяем значение слова «Таинство». | 5-7 мин. |
3. Знакомство с новой темой | В зависимости от уровня подготовленности
класса работу можно строить по-разному: – на основе личных знаний и фотографий просим детей наблюдать, делать предположения и выводы (именно этот вариант я бы использовала); – можно использовать лекционную форму с фронтальной беседой (менее эмоционально и эффективно). |
20-25 мин. |
4. Закрепление полученных знаний | Дифференцированные задания позволят
доступно обобщить и систематизировать знания
детям с разным уровнем подготовки. Допускается вариативность их использования: – индивидуальная работа; – групповая работа; – коллективная работа на доске. |
7-10 мин. |
5. Домашнее задание | Предлагается выбрать ребятам то, что больше всего заинтересовало и понравилось. | 1 мин. |
6. Рефлексия | Осмысление места урока в нашей жизни, что понравилось, в чём затруднения, оценка знаний (если ставится по предмету) | 2-3 мин. |
Цели урока:
- Образовательные: развивать мышление, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитательные: продолжать нравственное и эстетическое воспитание с помощью веры, самостоятельность, чувство ответственности, прививать любовь к изучаемому предмету.
Оборудование: интерактивная доска Interwrite 1277 с проектором, подборка тематических фотографий, таблица для заполнения по ходу урока (Приложение 2), задания для закрепления (можно каждому, а можно с заполнением на доске) – Приложение 3 и Приложение 4, презентация в формате ppt, звуковые файлы (чтобы звучали в презентации нужно их отдельно разместить на рабочем столе).
Список использованной литературы:
- Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. «Даниловский благовестник», Москва, 2007 год.
- Таинства Православной Церкви. Тростникова Е.В., Москва, 2008 год.
- Таинства Церкви. «Паламник», Москва, 2004 год.
- Чудесный дар исцеления. Под редакцией Шпак А., «Паломник», Москва, 2007 год.
- Что нужно знать о Таинстве Крещения. «Неугасимая Лампада», 2004 год.
- Что нужно знать о Таинстве соборования. «Синтагма», 2008 год.
- Брак – таинство любви. Калинина Г., «Лента», 2008 год.
- Правило ко Святому Причастию. «Паломник», 2008 год.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание урока |
Примечания |
1. Оргмомент
|
Подготовка к началу урока, проверка
готовности, создание эмоционального настроя. |
Слайд 1 |
2. Актуализация | Для повторения пройденного и
озвучивания новой темы предлагается разгадать
кроссворд. Вопросы к кроссворду: |
Приложение 1 |
1. Что носит на груди верующий православный христианин? | Слайд 2-3 | |
2. Обитель Божья? | Слайд 3-4 | |
3. Имя нашего Господа? | Слайд 4-5 | |
4. Где большую часть жизни прожил Иисус Христос? | Слайд 5-6 | |
5. Куда положили новорождённого Иисуса Христа? | Слайд 6-7 | |
6. Евангелие – это Благая … ? | Слайд 7-8 | |
7. Куда приходят помолиться верующие? | Слайд 9-9 | |
8. Изображение Лика господня? | Слайд 9-10 | |
Разгаданное слово: «Таинство». | Слайд 11 | |
3. Новая тема | Обсуждение значения слова: – На какое слово похоже слово «Таинство»? (Тайна) – Когда мы говорим слово «тайна»? (Когда есть какой-то секрет) – Подберите однокоренные слова. (Таинственный, таить...) – С кем хочется поделить тайной? (С кем-то близким, кому доверяешь.) – Как объяснить слово «Таинство»? (Что-то личное, особенное между человеком и Богом.) – Предположите, какие Таинства могут быть между тобой и Господом? (Когда хочешь что-то сказать или послушать…) Таинство – это
действительно что-то особенное между человеком и
Богом. – Как вы думаете сколько Таинств в
православной Церкви? (3,7) |
Слайд 12 |
– Сегодня мы немного приоткроем завесу
тайны и познакомимся с Таинствами Православной
Церкви. – Каждый ли человек может посещать Церковь? (Только крещёный.) – Дело в том, что после крещения человек вхож в Церковь. Крещение – это первое Таинство. – Расскажите, что вы знаете о крещении, когда вас крестили, был ли для вашей семьи это праздник? … Первым принял крещение сам Иисус Христос в водах реки Иордан. И сказал, чтобы все верующие обязательно проходили через это таинство. Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха – умираем с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Это духовное рождение человека. Крещёный человека становится членом Церкви. Во время крещения совершается троекратное погружение в купель с головой – во имя Отца, Сына и Святого Духа. |
Слайд 13 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
– Во время крещения читаются
молитвы, совершаются особые священнодействия,
что вы заметили? (Обходят купель, совершают
помазание.) Совершенно верно, в практике Православной Церкви с крещением соединено другое Таинство – Миропомазание. Помазание производится освящённым миром – ароматным сложносоставным веществом. Посредством миропомазания Церковь подаёт верующему дары Святого Духа на христианское служение Богу и людям. |
Слайд 14 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
Каждый человек в процессе жизни
общается, учится, работает. Порой его действия и
поступки не очень правильны. И на душе становится
скверно… Всегда трудно признать свои ошибки,
однако, это необходимо, жить «с камнем на
сердце» очень тяжело. Но кому сказать, с кем
поделиться? И здесь нам на помощь приходит
Господь. Он дал нам ещё одно Таинство. – Как вы думаете, что это за Таинство? (Исповедь) – Расскажите, зачем нужна исповедь? … Верующий христианин называет священнику свои грехи: с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твёрдым намерением не повторять этого впредь. Христос, видя раскаяние человека, который просит Его о помиловании, подаёт ему через священника не только отпущение грехов, но и оправдание и освящение. Грех полностью изглаживается. |
Слайд 15 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
После исповеди человек может быть
допущен до следующего таинства – Причащение.
Он называется евхаристия (по греч.
«благодарение»). – Кто из вас причащался? … – Для чего нужно это Таинство? ... – Как проходит это Таинство? ... Причащение занимает центральное место в Православной Церкви и составляет главную часть особого богослужения – литургии. Каждая литургия – это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделял учеников хлебом и вином, которые Он назвал Своим Телом и Кровью. Для православных верующих хлеб и вино не символизируют Тело и Кровь Христовы, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином. «Причащение Христовых Тайн» призвано духовно изменить человека. Причащаться желательно как можно чаще. |
Слайд 16 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
– Посмотрите на фото, как вам кажется,
что здесь происходит? (Люди принесли в церковь
продукты для освящения.) Это Таинство – Елеоосвящение. По другому его называют «соборованием», потому что принято было совершать его «собором» семи священников. В наши дни в случае необходимости его может совершать один священник. Таинство Елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть исцелять болезни, «многих больных мазали маслом и исцеляли». При совершении этого таинства тело, щёки, грудь и руки больного крестообразно помазуются освящённым маслом – елеем, в который добавлено красное вино, как напоминание о пролитой Христом крови. Это Таинство требует от человека веры и покаяния. При этом условии ему отпускаются грехи, в том числе забытые и неосознанные, являющиеся, по мнению Церкви, корнем всякой болезни. |
Слайд 17 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
По мере взросления человек находит сою
«половинку» и создаёт семью. Очень хочется, чтобы
семья была крепкая и дружная. Молодожёны
получают благословление на брак от своих
родителей, в Церкви они получают благословление
от Господа нашего. – Как называется такое Таинство? (Церковный брак, венчание.) На венчании жених и невеста получают Божию благодать для супружеского счастья, для рождения и воспитания детей. Муж и жена в браке становятся одной плотью. Церковный брак – великая тайна соединения двух душ, в образе единения Христа с Церковью. Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, как бы связав их руки перед Богом, знаменуя их соединение во Христе, а также, что муж через руки священника получает жену от самой Церкви. |
Слайд 18 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
– Как вы думаете, что за таинство перед
нами? Если человек избрал для себя путь служения Богу, то ему не обойтись без Таинства Священства. Посвящение в священнический сан называется рукоположением или хиротонией. В таинстве Священства человеку через возложение на него рук епископом подаётся особая благодать – на священнослужение. В Православной Церкви существует три степени священства: низшая – диакон (служитель), пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). |
Слайд 19 (заполнение таблицы – Приложение 2) |
|
4. Обобщение и закрепление материала | Вот такие семь Таинств существуют в Православной Церкви. Очень часто, даже в православной среде, люди воспринимают таинства как обряды. В Церкви есть много священнодействий, которые формою своего совершения имеют сходство с таинствами. Это, например, окропление святой водой, помазание елеем. Эти священнодействия называются обрядами. Между Таинствами и обрядами существует глубокое и существенное различие. В каждом из Таинств верующие невидимым образом получают от Бога определенные дары благодати. Поэтому принятие Таинств обязательно для христианина: без этого невозможно вступление в Церковь и наследование спасения. | Слайд 20 (заголовок) |
– С каким особым словом для
Православных Христиан мы познакомились на
уроке? (Таинства) – О скольких Таинствах вы узнали? (О семи) – Как они называются? – Выполни задание по сегодняшнему уроку. |
Слайд 20 (на основе таблицы – Приложение 2) |
|
Задания можно предложить по-разному, в
зависимости от уровня подготовки детей: а) для более подготовленных детей; |
Приложение 3, | |
б) для менее подготовленных детей. | Приложение 4 | |
Эти же задания можно выполнить совместно на доске. | Слайд 21-22 | |
5. Домашнее задание | Для домашней работы предлагается ребятам подготовить рассказ о каком-либо Таинстве по желанию. | Слайд 23 |
6. Рефлексия | – Что нового узнали на сегодняшнем
уроке?... – Для чего человеку нужны Таинства Церкви человеку?.... – Что на уроке понравилось и запомнилось больше всего? – В чём возникли затруднения? – Надеюсь, что полученные сегодня знания, вам помогут в жизни! – Спасибо за урок и за вашу работу. |
Слайд 24 |