Цель. Рисование сказочной рыбки.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с данным литературным произведением;
- учить рисовать рыбку и море поэтапно по показу педагога и раскрашивать в соответствии с сюжетом данного литературного произведения;
- располагать детали рисунка на листе и создавать законченную композицию;
- формировать композиционные умения.
Коррекционные:
- развитие мелкой моторики и координации движений, пространственное восприятие;
- зрительное внимание, чувства цвета, творческой фантазии и воображения.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, русской национальной культуре.
Оборудование:
- акварельные краски и белая гуашь, простые карандаши; схема поэтапного изображения рыбки;
- цветные иллюстрации – слайды с изображением этой рыбки; образец рисунка, альбомные листы.
Используемые технологии: ИКТ, индивидуально-дифференцированный подход, коррекционно-развивающие технологии.
Предварительная работа:
- знакомство детей со сказкой А.С.Пушкина “Золотая рыбка”;
- просмотр слайдов – иллюстраций о разнообразии мира рыб, в том числе данного вида, с акцентированием внимания детей на особенностях внешнего вида рыбки и окраски, видов моря в разную погоду и при разном освещении (картин художников).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа: Презентация. Слайд 1.
Загадка:
Не хожу и не летаю,
А попробуй – догони!
Я бываю золотая, ну-ка в сказку загляни.
– Вопрос: “ О ком эта загадка, из какой сказки эта героиня?
– Почему рыбку назвали золотой, какого она может быть цвета?
3. Словарная работа: Слайды 2–4.
Морская пена.
Плавники – расположение относительно друг друга?
– Чем покрыто тело рыбки? Чешуя
4. Сообщение темы урока:
– Сегодня мы будем рисовать сказочную рыбку.
5. Поэтапное рисование рыбки: Слайд 5.
- делаем осевые линии – делим лист пополам по вертикали и горизонтали;
- намечаем место расположения рыбки на листе и рисуем овал;
- на основе овала рисуем туловище;
- рисуем хвост;
- к туловищу дорисовываем верхний и боковые плавники;
- рисуем дополнительные детали – глаз, жабры.
Дети рисуют поэтапно вместе с учителем.
6. Физкультминутка:
Лодочка плывёт по речке, – Ладони поставлены на ребро и сомкнуты ковшиком.
На воде за ней колечки. – Поочерёдное присоединение пальцев к большому, образуя колечки.
Пароход плывёт по речке, – Обе ладони поставлены на ребро, сомкнуты ковшиком, большие пальцы смотрят вверх.
И пыхтит он словно печка. – Движения “ ковшика” вперёд, приближая и опуская пальцы к запястьям.
Парус в лодке подниму, – Руки вверх.
Синим морем поплыву. – Изображаем движение весла.
А по бурным по волнам, – Волнообразные движения пальцев (перебираем клавиши).
Плывут рыбки тут и там. – локоть и кисть делают волнообразные движения, локти ложатся один на другой. Сели.
7. Прорисовывание дополнительных деталей в рисунке. Слайды 6.
– Где живёт наша золотая рыбка?
– Как расположены детали рисунка относительно друг друга? (Рыбка и волны.)
– Какие цвета мы будем использовать? (Для рыбки – жёлтый, оранжевый а для моря
синий, белый (морская пена), голубой, можно немного фиолетового и зелёного.
Далее дети по показу учителя дорисовывают море и волны.
8. Рассматривание образцов детского рисунка. Слайды 7–8.
9. Раскрашивание рисунка.
Раскрашиваем:
рыбку жёлтым цветом с добавлением оранжевого;
жабры, глаз и чешую;
море с помощью одного или нескольких цветов;
морскую пену с помощью белой гуаши.
Детям оказывается методическая помощь.
10. Актуализация знаний:
– Кого мы с вами сегодня нарисовали?
– Из какой сказки взят этот сюжет?
– С чего мы начали нашу работу? (Определили место расположения деталей
рисунка и нарисовали рыбку.)
– Что мы делали дальше? (Нарисовали море.)
– Какие цвета мы использовали?
11. Рефлексия.
Дети рассматривают выполненные рисунки:
правильность расположения частей тела рыбки относительно друг друга,
соответствие всей композиции в целом данной теме;
оригинальность использования цвета и творческая фантазия.
12. Анализ детских работ учителем:
Посмотрите, каких красивых рыбок мы сегодня нарисовали.
13. Выставка детских работ.