Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


В настоящее время система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Среди проблем дошкольного образования главными являются вопросы изменения содержания дошкольного образования, форм и условий работы с детьми дошкольного возраста и необходимой подготовки педагогических кадров, способных осуществлять эту работу.

Одной из актуальных задач системы дошкольного образования на современном этапе является совершенствование коррекционно-педагогической и социально-психологической помощи детям. О важности раннего выявления и коррекции недостатков в психофизическом развитии ребенка говорится много. Но такая коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы дошкольного образования.

По мнению В.И. Селиверстова, система коррекционно-педагогической помощи не охватывает значительную часть нуждающихся в ней детей дошкольного возраста. Сеть дошкольных учреждений (групп) компенсирующего вида осуществляет помощь лишь детям с выраженными отклонениями в психофизическом развитии (не более 2,5-3 % от всех детей дошкольного возраста). Вместе с тем, по разным причинам, в остальных видах детских садов среди нормально развивающихся сверстников оказывается большое количество детей с так называемыми «стертыми», слабо выраженными формами нарушений. Такие дети не получают специальной помощи и испытывают значительные трудности в усвоении образовательной программы, а в последствии в адаптации к новому  виду деятельности – школьному обучению, потенциально составляя своеобразную «группу риска» в системе начального общего образования.

В сферу нашей  деятельности, как педагогов-логопедов входит: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.

Педагог-логопед учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт, делится им с коллегами, единомышленниками.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют, побуждают педагогов к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов коррекционного обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этой связи передо мной встала задача своевременного успешного предупреждения и преодоления недостатков психофизического развития детей в процессе организованной коррекционно-педагогической помощи детям, с так называемыми «стертыми», слабо выраженными формами нарушений.

В своей педагогической деятельности я стараюсь вести целенаправленную систематическую работу по формированию специальных мотивов, потребности в употреблении полученных знаний на занятиях, на материале, выходящем за рамки обучения, используя в работе эффективные, интересные, занимательные для детей приемы.

На мой взгляд, перспективным направлением совершенствования коррекционно-педагогического процесса детей общеобразовательных учреждений является использование логоритмических средств и приемов на логопедических занятиях.

Внимание детей всегда привлекает новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Но при этом эффективность педагогического воздействия также зависит от активности, заинтересованности ребенка на занятиях. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

В ходе диагностики детей, проводимой  в стенах дошкольного учреждения, ежедневных наблюдений за ними на занятиях и в свободной деятельности, подтверждается тот факт, что у детей, так называемых, массовых групп присутствуют:

  • вариативное нарушение компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, мимики, мелодико-интонационной стороны речи;
  • отмечаются стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • внимание, восприятие, память и мышление ниже возрастного минимума;
  • выявляются нарушения, как общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных  движений кистей и пальцев рук.

Поэтому дети, при формировании чистой и правильной речи,  нуждаются во вспомогательных средствах и приемах логоритмики, которые облегчают, направляют, вовлекают детей в процесс становления базовых основ речевой деятельности, тем самым, способствуя корригированию самой речи. О чем в свое время писали: Г.А.Волкова, Н.А.Тугова, Н.А Рычкова, В.А.Гринер, Е.В.Оганесян, Г.Р.Шашкина и другие авторы.

Поэтому, я считаю необходимым разрабатывание и  усовершенствование приемов и методов использования средств и приемов логопедической ритмики на логопедических занятиях.

Итак, ЛОГОРИТМИКА!

Логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Создателем  системы был швейцарский педагог и музыкант Эмиль  Жак-Далькроз  (1865-1950). Сущность метода Э. Жак-Далькроза заключается в том, что при помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу " воспитания ритма" сначала у музыкантов, а затем, используя специально подобранные упражнения, автор начал заниматься с детьми дошкольного возраста, развивая у них музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей.  Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г. Александровой и В.А. Гринер. Из системы занятий ритмической гимнастикой и музыкального ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. Формируется особое направление ритмического воздействия на людей с речевой патологией в реабилитационных целях – логопедическая ритмика.  Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой.

Логопедическая ритмика с тех пор занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Таким образом:

Объектом логопедической ритмики является человек (ребёнок) с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Целью – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Все направления логоритмической работы условно можно разделить на две части – на развитие речевых процессов и на развитие неречевых процессов. Тем, кто проводит занятия с элементами логоритмики, хорошо известны эти направления:

Я не буду их перечислять. Все они отражены на экране.

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Мы же определили для себя основные ступени таким образом:

Слышать,
Видеть,
Понимать
И пространство ощущать.
Петь, дышать,
Играть ритмично-громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,
Самому придумать что-то,
Изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели –
Чистой речи детворы!

Первая задача, которую нужно решать, – это учить слушать и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.
Затем – видеть, концентрировать внимание на ведущем. Реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
Понимать просьбу, инструкцию – следующая ступень работы.
Ощущать пространство, учить ориентироваться в нем, не наталкиваясь друг на друга, на предметы – очередной шаг в работе.
Многократное повторение движений – это залог успеха. «То, что постоянно повторяется, переходит в привычку».
Параллельно поем, развивая вокально-певческие навыки, вырабатываем длительный плавный выдох, играем на музыкальных инструментах.
Научить ребенка проявлять творчество, фантазировать, включать воображение, находить решение самостоятельно – это одна из самых сложных задач для педагога.

Логоритмическое воздействие осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией. С этой целью используются следующие средства логопедической ритмики:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные.

Общеразвивающие воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, кубики, ленты и пр.) и без предметов.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки;

  • упражнения и игры для развития общей, тонкой моторки;
  • для развития мимики, пантомимики;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • подвижные игры: несюжетные, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта;
  • упражнения и игры для развития творческой инициативы;
  • заключительные упражнения.

В работе логопеда с детьми выделяются: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, задачи логоритмического воздействия  на подготовительном этапе:

  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • чувства ритма;
  • слухового внимания;
  • пространственной организации движений;
  • общей и тонкой моторики, мимики;
  • артикуляционная моторика для формирования базы звуков.

Задачи логоритмического воздействия на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (постановка звука, автоматизация, дифференциации звуков)

  • Продолжение развития неречевых функций, указанных на под. этапе. Особое внимание обращаем на: совершенствование речевой моторики (переключаемость, координация, точность выполнения движения)
  • Развитие мыслительных операций:
  • сравнения и обобщения;
  • звуковысотного слуха;
  • фонематического восприятия;
  • воспитания связи между звуком и его музыкальным образом.

Задачи логоритмического воздействия на этапе формирования коммуникативных умений и навыков:

  • закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
  • дальнейшее развитие музыкального слуха;
  • певческого диапазона голоса;
  • мимики, пантомимики;
  • артикуляционной моторики;
  • просодии речи;
  • фонематического восприятия;
  • формирования навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Таким образом, логопедическое занятие, с элементами логоритмики включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с предметами, музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонетические упражнения. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

К проведению логопедического  занятия с элементами логоритмики, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

  • Занятия составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Работая с детьми, мы обозначали для себя некоторые правила, которые являются залогом успеха и определяют личностно-ориентированный подход к решению педагогических проблем.

Правила  успеха:

  • Помним, что «один в поле не воин», поэтому, чем больше специалистов и родителей будет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс становления речи.
  • Ребенок заговорит тогда, когда мы захотим его слушать.
  • Мы очень терпеливы и понимаем: если ребенок не выполняет задание, он не издевается над нами, он просто не может этого сделать.
  • Играя с ребенком, мы присаживаемся на низкий стул, давая возможность видеть свое лицо, четкую дикцию, говорим медленно нараспев.
  • Наши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал легче усваивается в игре. Занятия со сказочным сюжетом стимулируют развитие воображения, речи и внимания.
  • Играя с ребенком, нужно выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
  • Мы не сравниваем детей с друг другом, а принимаем их такими, какие они есть.

Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.  Мы избрали для себя междисциплинарную форму. У каждого свой вид деятельности, но цель общая – развитие и воспитание ребенка. Логопед составляет конспект занятия, задает лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыку, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения. Психолог проводит на занятии игры по развитию психических процессов, согласно лексической теме. Он же осуществляет наблюдения за детьми и за отношениями между детьми и взрослыми. Семья проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения.

Приложение 1

Приложение 2