Урок русского языка "Разносклоняемые имена существительные". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (233 кБ)


Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

  • Содержательные: уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях, уметь извлекать информацию и обрабатывать, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки, формирование ценностно-смысловой ориентации.

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;
  • Личностные УУД: самостоятельное выделение и формулирование личностной цели; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями; словари

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Ресурсы сети Интернет: http://nsportal.ru/makarova.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

ХОД УРОКА

Этап урока

Формирование УУД, слайд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Самоопределение(Л); планирование (Р).
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Подготовка класса к работе.

– Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Имя существительное». Я снова загадываю вам загадку. Слово-ответ обязательно встретится в течение урока. Отгадавшие в конце урока, как всегда, получают бонусы. Набравшие в конце четверти большее количество бонусов, получают дополнительную пятерку и «ошибку – минус» в контрольной работе. Итак.

Учиться сложно?
Как всегда!
Летит неделя за неделей.
Лениться – нет, учиться – да.
Так нужно двигаться всегда
К заветной своей цели.

Учащиеся записывают в тетради дату.
– Ответ на эту загадку – словосочетание, где главное слово будет соотноситься с новой темой. (Загадка на доске) Слушают учителя.
2. Актуализация и фиксирование затруднения в учебном действии
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

Структурирование знаний (П); планирование(Р); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения(К).

Организует повторение знаний, проблемную ситуацию, фиксацию новой учебной задачи.

Слайд 1

– На прошлом уроке и дома вы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Определите, верно или неверно каждое утверждении. Если согласны с утверждением – поднимаете руку. Вы отвечаете правильно – суждение с кнопкой исчезнут, если ошибаетесь, то кнопка будет крутиться на месте.
– Рефлексия задания: определите для себя с каким количеством заданий вы справились.

Вспоминают изученный ранее материал, анализируют и определяют верное суждение.
Слайды 2, 3

– Посмотрите, все ли здесь так? А как должно быть правильно? Скажите, где здесь ошибки. Прокомментируйте их. (Словосочетания с ошибками в словах на слайде).

Вспоминают изученный ранее материал, анализируют, исправляют устно ошибки.
Выстраивают высказывание по алгоритму.
Слайд 4

Заполнение таблицы «Е-И в падежных окончаниях имен существительных»
– Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е-И в падежных окончаниях существительных». Заполните карточку №1 (Приложение 1). Проверьте себя. (Сравнение со слайдом)

Выполняют задание. Выстраивают высказывание по алгоритму.
Слайд 5

Исследование языкового материала.
– А теперь, используя нашу таблицу-подсказку, проведем исследование: сначала определим склонение следующих слов планета, море, время, товарищ, мышь.
– Склонение какого существительного вы не можете определить? В чем затруднение?

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему: у существительного среднего рода ВРЕМЯ окончание – я. Это существительное не может относиться к известным склонениям.
3. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); структурирование знаний(П); установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); целеполагание (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К). Организует деятельность по построению проекта деятельности учащихся.

– А теперь просклоняем устно эти существительные и то существительное, склонение которого не смогли определить. Может, окончания подскажут решение проблемы.
(Все формы существительных появляются по мере ответов учащихся).

Исследуют условия учебной задачи. Осознанно строят речевые высказывания
Слайд 6

Итак, окончания какого склонения имеет существительное время в Р.п, Д.п, П.п? (3-го склонения)
– А в Т.П? (2-го склонения)
То есть они склоняются по-разному. Как можно было бы назвать такие существительные? (Предположения учащихся).
– Их называют разносклоняемыми существительными.

Анализируют, предполагают, аргументируют свою точку зрения.
Сегодня на уроке мы познакомимся с ними. Откройте в учебнике страницу и запишите тему «Разносклоняемые имена существительные».
– Какую цель ставите перед собой сегодня?
– Что нужно будет вам делать, чтобы изучить новый материал?
– Как думаете, что может понадобиться, чтобы был хороший результат работы
Определяют, как будут работать (сначала узнают все о разносклоняемых существительных, потом попробуют написать упражнения, проверят правильность, далее попробуют работать самостоятельно, все проверят и, наконец, оценят, все ли хорошо получается)
4. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); соблюдение правил речевого поведения (К); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).
поведения

Структ Структурирование знаний(П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).

Внесение необходимых дополнений и коррективов
в план и способ действия в случае расхождения эталона (Р). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).

Организует реализацию построения проекта.

Слайд 7

– Таких существительных в нашем языке целая группа. Посмотрите на этот рисунок (слайд №7). Выпишите их.
– Есть ли у них что-нибудь общее? (Заканчиваются на -мя)
Значение каких слов вам не понятно?
– А если бы вы самостоятельно определяли лексическое значение, к какому словарю вы бы обратились? (Толковому)

Выписывают разносклоняемые существительные. Отвечают на вопрос. Определяют лексическое значение слов.
Слайд 8

Организует самостоятельной работы с материалом учебника. (Задания дифференцированные).

(Автор учебника М.Т. Баранов. Параграф 37, стр.87)

Проводят исследование, конструируют новый способ действия, формируют понятия.
1) Одной группе учащихся (продвинутый уровень):
– Прочитайте учебник, подумайте над вопросами (слайд 8)
  • Какой суффикс прибавился в косвенных падежах к корню разносклоняемых существительных?
  • Какая гласная буква пишется в этом суффиксе?
  • Почему она является орфограммой?
  • У каких существительных во мн.числе в Р.п к корню прибавляется суффикс -ян?

– На какой вопрос быстро нашли ответ?
– Какой вопрос показался сложным?

Самостоятельно анализируют материал, формулируют ответы на вопросы.
2) Второй группе учащихся (базовый уровень) раздаются карточки №2 (Приложение 1) Формулируют ответ на вопрос.
– Прочитайте учебник, подумайте над вопросами, вставьте нужные слова, чтобы у вас получились ответы на вопросы.

(Далее первая группа отвечает, вторая сравнивает с получившимися у них ответами).

Слайд 9

Сравнивают информацию в тексте учебника и на карточке, находят соответствие, определяют недостающую информацию, заполняют карточку. Выстраивают логически построенное высказывание.
Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение:

– Подведем итог. Дополним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями.

Слушают учителя. Сохраняют учебную цель и задачу. Фиксируют итог в таблице.
5. Первичное закрепление

Цель этапа: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Структурирование знаний(П); оценка результатов работы (Р); внесение необходимых дополнений и коррективов(Р) Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное закрепление, взаимопроверку и оценку:

Задание выполняется на доске по образцу). (Приложение 1, карточки № 3):

– Просклоняйте существительное на -мя (племя, знамя – 1 вариант по образцу(задание базового уровня), словосочетание правильный путь – 2-й вариант(задание продуктивного уровня)
– Обозначьте суффикс и окончания. Задание выполняется на доске (взаимопроверка и сравнение со слайдом 10)

– Нам встретилось словосочетание правильный путь, а мы с вами сегодня идём правильным путём? А к чему всегда приводит правильно выбранный путь? (К нужному результату)

Слайд 10

 

 

Выполняют задание по образцу. Закрепляют умение правильно обозначать новую орфограмму. Осуществляют взаимопроверку, контроль и самоконтроль.

– Мы работали, писали
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку…

Учитель организует физминутку.

Выполняют упражнение для расслабления мышц шеи, плеч; укрепляющее осанку.
Счетом при разминочных упражнениях является ритмичное повторение слов новой темы.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов
учебной деятельности

Структурирование знаний(П).
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (К)

Организует деятельность по применению новых знаний

Слайд 12

Дифференцированные задания.

А) Репродуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)
Задание выполняется на доске.
Упражнение № 206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей (взаимопроверка).

Выполняют задание по образцу. Закрепляют умение правильно обозначать новую орфограмму. Осуществляют взаимопроверку, контроль и самоконтроль.
Б) Задание продуктивного уровня (применение знаний и умений в новой учебной ситуации).
Исправьте, где есть ошибки. (Раздаются карточки с текстом с ошибками. Учащиеся выступают в роли корректора. Далее предлагают исправленные варианты учащимся, выполнявшим задание А, далее сравнение со слайдом 12)
Самостоятельно анализируют материал, применяю на практике новые знания и умения в новой учебной ситуации.
Проводят сравнительный анализ с правильным написанием. Оценивают результат коррекции.
7. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П). Организует включение в систему знаний и повторение ранее изученного

Слайд 13

– Ребята, в русском языке есть существительные, которые употребляются только во множественном или только в единственном числе. Вспомните и приведите примеры.
– Среди разносклоняемых существительных есть такие, которые употребляются только в единственном числе и не имеют множественного. Определите, что это за существительные, сколько их.

Вспоминают изученный ранее материал, приводят примеры, анализируют информацию, определяют разносклоняемые существительные, которые употребляются только в единственном числе и не имеют множественного и выстраивают логически построенное высказывание.
– Подведем итог: Существительные бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа. Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ян: семян, стремян. Слушают учителя. Сохраняют учебную цель и задачу.
8. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); оценка результатов работы (Р); соблюдение правил речевого поведения (К) Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Слайд 14

– Над какой темой мы работали?
– Какова была цель урока?
– Какого результата вы достигли?
– Были ли в работе затруднения? В чем?
– Кто доволен своей работой?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Формулируют ответы на вопросы.
Слайд 15

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся

1. Базовый уровень – упр. 209 (устно) + составить 2-3 простых распространенных предложения с любым из словосочетаний.
Спрашивайте, если что-то непонятно.

2. Инд. зад, (ученице, для кот. русский не является родным): составить и записать диалог с использованием разносклоняемых существительных, выделить окончания и суффиксы.

3. Продвинутый уровень – придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).

Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Спрашивают, если что-то непонятно.
Организует мотивацию на следующий урок.

– Вернемся к нашей загадке. Какое же словосочетание является ответом? (правильный путь). Отгадавшие получают бонусы. Набравшие в конце четверти большее количество бонусов, получают дополнительную пятерку и «ошибку-минус» в контрольной работе. На следующем уроке слово-загадка будет на тему «Лексика: диалектизмы».

Слушают учителя.