Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
- Содержательные: уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях, уметь извлекать информацию и обрабатывать, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки, формирование ценностно-смысловой ориентации.
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний;
- Личностные УУД: самостоятельное выделение и формулирование личностной цели; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями; словари
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Ресурсы сети Интернет: http://nsportal.ru/makarova.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
ХОД УРОКА
Этап урока |
Формирование УУД, слайд |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Самоопределение(Л); планирование
(Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
Приветствует, проверяет готовность к
уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. |
Подготовка класса к работе. |
– Сегодня на уроке мы продолжаем
изучение темы «Имя существительное». Я снова
загадываю вам загадку. Слово-ответ обязательно
встретится в течение урока. Отгадавшие в конце
урока, как всегда, получают бонусы. Набравшие в
конце четверти большее количество бонусов,
получают дополнительную пятерку и «ошибку –
минус» в контрольной работе. Итак.
|
Учащиеся записывают в тетради дату. | ||
– Ответ на эту загадку – словосочетание, где главное слово будет соотноситься с новой темой. (Загадка на доске) | Слушают учителя. | ||
2. Актуализация и
фиксирование затруднения в учебном действии Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме
(П); планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками(К). Структурирование знаний (П); планирование(Р); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения(К). |
Организует повторение знаний,
проблемную ситуацию, фиксацию новой учебной
задачи. Слайд 1 – На прошлом уроке и дома вы повторили те
сведения о существительном, которые изучали в
пятом классе. Сейчас вы сможете проверить
прочность ваших теоретических знаний.
Определите, верно или неверно каждое
утверждении. Если согласны с утверждением –
поднимаете руку. Вы отвечаете правильно –
суждение с кнопкой исчезнут, если ошибаетесь, то
кнопка будет крутиться на месте. |
Вспоминают изученный ранее материал, анализируют и определяют верное суждение. |
Слайды 2, 3 – Посмотрите, все ли здесь так? А как должно быть правильно? Скажите, где здесь ошибки. Прокомментируйте их. (Словосочетания с ошибками в словах на слайде). |
Вспоминают изученный ранее материал,
анализируют, исправляют устно ошибки. Выстраивают высказывание по алгоритму. |
||
Слайд 4 Заполнение таблицы «Е-И в
падежных окончаниях имен существительных» |
Выполняют задание. Выстраивают высказывание по алгоритму. | ||
Слайд 5 Исследование языкового
материала. |
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему: у существительного среднего рода ВРЕМЯ окончание – я. Это существительное не может относиться к известным склонениям. | ||
3. Построение проекта выхода
из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); структурирование знаний(П); установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); целеполагание (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К). | Организует деятельность по построению
проекта деятельности учащихся. – А теперь
просклоняем устно эти существительные и то
существительное, склонение которого не смогли
определить. Может, окончания подскажут решение
проблемы. |
Исследуют условия учебной задачи. Осознанно строят речевые высказывания |
Слайд 6 – Итак, окончания
какого склонения имеет существительное время
в Р.п, Д.п, П.п? (3-го склонения) |
Анализируют, предполагают, аргументируют свою точку зрения. | ||
Сегодня на уроке мы познакомимся с ними.
Откройте в учебнике страницу и запишите тему
«Разносклоняемые имена существительные». – Какую цель ставите перед собой сегодня? – Что нужно будет вам делать, чтобы изучить новый материал? – Как думаете, что может понадобиться, чтобы был хороший результат работы |
Определяют, как будут работать (сначала узнают все о разносклоняемых существительных, потом попробуют написать упражнения, проверят правильность, далее попробуют работать самостоятельно, все проверят и, наконец, оценят, все ли хорошо получается) | ||
4. Реализация построенного
проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. |
Сотрудничество в поиске и выборе
информации (К); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); соблюдение правил речевого поведения (К); умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (К). поведения Структ Структурирование знаний(П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П). Внесение необходимых дополнений и коррективов |
Организует реализацию построения
проекта. Слайд 7 – Таких существительных в нашем языке целая
группа. Посмотрите на этот рисунок (слайд №7).
Выпишите их. |
Выписывают разносклоняемые существительные. Отвечают на вопрос. Определяют лексическое значение слов. |
Слайд 8 Организует самостоятельной работы с материалом учебника. (Задания дифференцированные). (Автор учебника М.Т. Баранов. Параграф 37, стр.87) |
Проводят исследование, конструируют новый способ действия, формируют понятия. | ||
1) Одной группе учащихся (продвинутый
уровень): – Прочитайте учебник, подумайте над вопросами (слайд 8)
– На какой вопрос быстро нашли ответ? |
Самостоятельно анализируют материал, формулируют ответы на вопросы. | ||
2) Второй группе учащихся (базовый уровень) раздаются карточки №2 (Приложение 1) | Формулируют ответ на вопрос. | ||
– Прочитайте учебник, подумайте над
вопросами, вставьте нужные слова, чтобы у вас
получились ответы на вопросы. (Далее первая группа отвечает, вторая сравнивает с получившимися у них ответами). Слайд 9 |
Сравнивают информацию в тексте учебника и на карточке, находят соответствие, определяют недостающую информацию, заполняют карточку. Выстраивают логически построенное высказывание. | ||
Устанавливает осознанность восприятия,
организует первичное обобщение: – Подведем итог. Дополним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями. |
Слушают учителя. Сохраняют учебную цель и задачу. Фиксируют итог в таблице. | ||
5. Первичное закрепление Цель этапа: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Структурирование знаний(П); оценка результатов работы (Р); внесение необходимых дополнений и коррективов(Р) | Устанавливает осознанность восприятия,
организует первичное закрепление,
взаимопроверку и оценку: Задание выполняется на доске по образцу). (Приложение 1, карточки № 3): – Просклоняйте существительное на -мя (племя,
знамя – 1 вариант по образцу(задание
базового уровня), словосочетание
правильный путь – 2-й вариант(задание
продуктивного уровня) – Нам встретилось словосочетание правильный путь, а мы с вами сегодня идём правильным путём? А к чему всегда приводит правильно выбранный путь? (К нужному результату) Слайд 10 |
Выполняют задание по образцу. Закрепляют умение правильно обозначать новую орфограмму. Осуществляют взаимопроверку, контроль и самоконтроль. |
Учитель организует физминутку. |
Выполняют упражнение для расслабления
мышц шеи, плеч; укрепляющее осанку. Счетом при разминочных упражнениях является ритмичное повторение слов новой темы. |
||
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка
учащимися результатов |
Структурирование знаний(П). Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р). Осознанное
и произвольное построение речевого высказывания
в устной форме (П). |
Организует деятельность по применению
новых знаний Слайд 12 Дифференцированные задания. А) Репродуктивного уровня
(воспроизведение знаний и умений) |
Выполняют задание по образцу. Закрепляют умение правильно обозначать новую орфограмму. Осуществляют взаимопроверку, контроль и самоконтроль. |
Б) Задание продуктивного уровня
(применение знаний и умений в новой учебной
ситуации). Исправьте, где есть ошибки. (Раздаются карточки с текстом с ошибками. Учащиеся выступают в роли корректора. Далее предлагают исправленные варианты учащимся, выполнявшим задание А, далее сравнение со слайдом 12) |
Самостоятельно анализируют материал,
применяю на практике новые знания и умения в
новой учебной ситуации. Проводят сравнительный анализ с правильным написанием. Оценивают результат коррекции. |
||
7. Включение в систему знаний
и повторение Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса |
Структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П). | Организует включение в систему знаний и
повторение ранее изученного Слайд 13 – Ребята, в русском языке есть существительные,
которые употребляются только во множественном
или только в единственном числе. Вспомните и
приведите примеры. |
Вспоминают изученный ранее материал, приводят примеры, анализируют информацию, определяют разносклоняемые существительные, которые употребляются только в единственном числе и не имеют множественного и выстраивают логически построенное высказывание. |
– Подведем итог: Существительные бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа. Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ян: семян, стремян. | Слушают учителя. Сохраняют учебную цель и задачу. | ||
8. Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П); оценка результатов работы (Р); соблюдение правил речевого поведения (К) | Организует рефлексию, организует
самооценку результатов учащихся. Слайд 14 – Над какой темой мы работали? |
Осуществляют оценку урока и самооценку,
соотносят цель и результаты, степень их
соответствия Формулируют ответы на вопросы. |
Слайд 15 Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся 1. Базовый уровень – упр. 209 (устно) + составить 2-3
простых распространенных предложения с любым из
словосочетаний. 2. Инд. зад, (ученице, для кот. русский не является родным): составить и записать диалог с использованием разносклоняемых существительных, выделить окончания и суффиксы. 3. Продвинутый уровень – придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных). |
Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Спрашивают, если что-то непонятно. | ||
Организует мотивацию на следующий урок. – Вернемся к нашей загадке. Какое же словосочетание является ответом? (правильный путь). Отгадавшие получают бонусы. Набравшие в конце четверти большее количество бонусов, получают дополнительную пятерку и «ошибку-минус» в контрольной работе. На следующем уроке слово-загадка будет на тему «Лексика: диалектизмы». |
Слушают учителя. |