Цель урока:
- повторить определения синуса, косинуса, тангенса, основные тригонометрические тождества, формулы приведения;
- повторить теорему о площади треугольника, теорему синуса, теорему косинуса;
- решить треугольник, по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник;
- закрепить и проверить знание основных формул раздела;
- умение применять их при решении задач;
- развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать аккуратность, наблюдательность, самостоятельность.
Форма урока: урок-беседа.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Исходя из формулировки темы, какие цели вы должны поставить перед собой на сегодняшний урок?
Ученик: Необходимо повторить весь теоретический материал и применить его при решении задач. (Слайд 2), для этого поставим перед собой следующие цели:
- Знать определения синуса, косинуса, тангенса, тангенса.
- Знать теорему о площади треугольника, теорему синуса, теорему косинуса.
- Уметь решить треугольник, по каким - нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник.
- Уметь применять основные формулы раздела при решении задач.
Учитель: Для достижения этой цели будем идти по следующему маршруту (слайд 3):
Этапы урока:
- Разминка.
- Актуализация имеющихся знаний
- Решение задач. Практическая работа.
- Историческая справка
- Где можно применить полученные знания на практике в жизни.
- Домашнее задание.
Учитель (показывает на слайде 3): В прямоугольном треугольнике ∆АВС, примем < С= 90º, АВ = с, АС = b, ВС = a. <А = α, < В = β. Как называются стороны прямоугольного треугольника, и что означают эти названия?
Ученик: Катет – одна из двух сторон прямоугольного треугольника, образующих прямой угол. Название «катет» происходит от греческого слова katetos – перпендикуляр, опущенный, отвесный. Название «катет» встречается также в архитектуре и означает отвес через середину задка ионической капители.
Ученик: Гипотенуза – самая длинная сторона прямоугольного треугольника, противоположенная прямому углу. Название «гипотенуза» происходит от греческого слова, в переводе означает натянутая. Длина гипотенузы прямоугольного треугольника может быть найдена с помощью теоремы Пифагора: квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов.
Ученик: С катетами и гипотенузой связаны тригонометрические функции острого угла α. (показывает на слайде 4)
sinα = a/с;
cosα = b/с;
tgα = а/b
сtgα = b/а
secα = c/b
cosecα = c/a
- синус α — отношение катета, противолежащего углу α, к гипотенузе.
- косинус α — отношение катета, прилежащего углу α, к гипотенузе.
- тангенс α — отношение катета, противолежащего углу α, к катету прилежащему углу α.
- котангенс α — отношение катета, прилежащего углу α, к катету противолежащему углу α.
- секанс α — отношение гипотенузы к катету прилежащему углу α.
- косеканс α — отношение гипотенузы к катету противолежащему углу α.
Учитель: Как найти длину катета.
Ученик: Длина катета может быть найдена с помощью теоремы Пифагора, которая утверждает, что квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов:
Длина катета равна произведению длины гипотенузы и косинуса прилежащего угла:
Длина катета равна произведению длины гипотенузы и синуса противолежащего угла:
Длина катета равна произведению длины другого катета и тангенса противолежащего угла, относительно искомого катета:
Длина катета равна произведению длины другого катета и котангенса прилежащего угла, относительно искомого катета. Длина катета равна среднему геометрическому длины гипотенузы и длины проекции этого катета на гипотенузу:
Квадрат высоты, выходящей из прямого угла, равен произведению проекций катетов на гипотенузу:
Где
— катеты
— гипотенуза
— угол, противолежащий a
— угол, противолежащий b
— проекции катетов a и b на гипотенузу.
С катетами совпадают две из трёх высоты прямоугольного треугольника.
По катету и гипотенузе или по двум катетам можно судить о равенстве двух прямоугольных треугольников.
Вращая прямоугольный треугольник вокруг катета можно получить прямой круговой конус. (Слайд 5)
Учитель: Решим теперь задачи, в каждом случае объяснить как найти х и дать
определение геометрическому понятию. Найти х. (Слайд 6)
Ученик: Так как х – противоположенный катет углу α, то воспользуемся определением синусов. Синусом острого угла называется отношение противолежащего катета к гипотенузе, т.е. sinα= х/0,05, так как х нужно найти в метрах, получаем х = 0,05 • sinα.
Учитель: Хорошо. Следующая задача. Найти х. (Слайд 7)
Ученик: Так как по условию задачи знаем прилежащий катет и нужно найти гипотенузу, то из определения косинуса, можем записать cosα = 3/х. Т.е. х = 3/ cosα (так как косинусом острого угла называют отношение прилежащего катета к гипотенузе ).
Учитель: Хорошо. Решите задачу. Найти х. (Слайд 8)
Ученик: Зная угол и прилежащий катет, можно найти противолежащий катет, исходя из определения тангенса, так как тангенсом острого угла называется отношение противолежащего катета к прилежащему, т.е. tgα = х/2, отсюда х = 2 tgα .
Учитель: И так мы дали определения и записали формулы. А для чего все – таки нужны синус, косинус, тангенс и котангенс?
Мы знаем, что сумма углов любого треугольника равна 180º. Знаем соотношения между сторонами прямоугольного треугольника. Это теорема Пифагора:
а2 + b2 = c2
Получается, что зная два угла в треугольнике можно найти третий угол. Зная две стороны в прямоугольном треугольнике можно найти третью. Значит, для углов – свое соотношение, для сторон – свое. А что делать если в прямоугольном треугольнике известен один угол (кроме прямого) и одна сторона, а найти надо другие стороны?
С этим и столкнулись люди в прошлом, составляя карты местности и звездного неба. Ведь не всегда можно непосредственно измерить все стороны треугольника. Синус, косинус и тангенс – их еще называют тригонометрическими функциями угла, дают соотношения между сторонами и углами треугольника. Зная угол можно найти все его тригонометрические функции по специальным таблицам. А зная синусы, косинусы, тангенсы углов треугольника и одну из его сторон можно найти остальные элементы.
Как же развивался раздел математики, где изучаются эти понятия.
Ученик: Этот раздел математики называется тригонометрией. Тригонометрия прошла интересный жизненный путь.
Доклад ученика. (Приложение 1)
Учитель: Таким образом, тригонометрия возникла как наука о решении треугольников. Способы решения треугольников впервые были письменно изложены греческим астрономом Гиппархом в середине II века до н.э. Наивысшими достижениями греческая тригонометрия обязана астроному Птолемею (II век до н.э), создателю
геоцентрической системы мира, господствовавшей до Коперника.
Решить треугольник означает определить стороны, углы и другие элементы треугольника, если даны некоторые из них. Какие теоремы, свойства и определения используем при этом? Ответы мы получим, решая задачи. В каждой задаче объясните какая теорема использована.
Продолжение урока (решение задач)
Учитель: Подведем итог урока, ответим на вопросы:
1. Что называют решением треугольников?
2. Какие теоремы применяются при решении треугольников?
3. Чему равна сумма углов треугольника?
4. Какие задачи при этом можно выделить? (по стороне и двум прилежащим к ней углам; по двум сторонам и углу между ними; по трём сторонам; по стороне, прилежащему к ней углу и стороне противолежащей данному углу) (слайд 19)
5. Запишите, пользуясь теоремой косинусов, квадрат стороны с треугольника АВС, если: 1) γ = 60º; 2) γ = 30º; 3) γ = 45º. (с2 = а2 + в2 – ав; с2 = а2 + в2 – ав; с2 = а2 + в2 – ав)
6. Чему равен sin(180º – α)? (sinα)(sinα = )
7. Каким может быть α? Ответ: α = 30º или α = 150º.
1) sinα = , γ – тупой. Тогда α = 30º;
2) sinα = , а < b, то α = 30º;
3) sinα = , а > c, то α = 30º или α = 150º.
8. Почему теорема косинусов является обобщённой теоремой Пифагора? (Rогда треугольник АВС прямоугольный с прямым углом при вершине С; C = 90º, cos 90º = 0 => а2 + b2 = c2).
9. Как, используя теорему косинусов определить вид треугольника? (достаточно определить знак косинуса, соответствующего наибольшему углу, если сторона а наибольшая, то достаточно определить знак величины в2 + с2 – а2)
10. В треугольнике АВС, АВ = 8,4 cм, ВС = 13,2 см, АС = 7,5 см. Какой угол треугольника наибольший, какой наименьший?
11. Стороны треугольника 12 см, 15 см, 9 см. Может ли угол, противолежащий стороне 9 см, быть тупым? Почему?
12. Стороны треугольника 9 см и 12 см. Может ли угол, противолежащий стороне равной 9 см, быть прямым? Почему?
– Итак, где можно применить полученные знания на практике и в жизни?
Ученик: Существует множество областей, в которых применяются тригонометрия и тригонометрические функции. Например, метод триангуляции используется в астрономии для измерения расстояния до ближайших звезд, в географии для измерения расстояний между объектами, а также в спутниковых навигационных системах. Синус и косинус имеют фундаментальное значение для теории периодических функций, например при описании звуковых и световых волн.
Тригонометрия или тригонометрические функции используются в астрономии (особенно для расчётов положения небесных объектов, когда требуется сферическая тригонометрия), в морской и воздушной навигации, в теории музыки, в акустике, в оптике, в анализе финансовых рынков, в электронике, в теории вероятностей, в статистике, в биологии, в медицинской визуализации (например, компьютерная томография и ультразву), в аптеках, в химии, в теории чисел (следовательно, и в криптологии), в сейсмологии, в метеорологии, в океанографии, во многих физических науках, в межевании и геодезии, в архитектуре, в фонетике, в экономике, в электротехнике, в машиностроении, в гражданском строительстве, в компьютерной графике, в картографии, в кристаллографии, в разработке игр и многих других областях.
Ученик:
Треугольник
В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы – на века.
Учитель: Сегодня мы с вами обобщили тему «Решение треугольника». Узнали много интересного из истории развития тригонометрии как науки, кроме того узнали где можно применить полученные знания на практике и в жизни. Запишите домашнее задание.
– Спасибо за урок!