Урок физики по теме "Давление". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
    • ввести новое понятие – давление;
    • рассмотреть характеристики давления (определение, формула, единицы измерения, способы измерения, способы изменения).
  • Воспитательные: продолжить:
    • воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;
    • формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради.
  • Развивающие: продолжить:
    • формирование умения высказывать умозаключения;
    • формирование умения выделять главное в прочитанном тексте;
    • формирование умения излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно;
    • вырабатывать умение работать с демонстрационным оборудованием.

Оснащение урока:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация;
  • дощечка с вбитыми в неё гвоздями;
  • гиря массой 1 кг;
  • кювета с песком;
  • манометр.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:Сегодня вам представиться возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже.

2. Актуализация знаний (Слайды 1; 2)

  • Что является причиной изменения скорости тела и (или) его деформации?
  • От чего зависит результат действия силы на тело?
  • Какой буквой латинского алфавита обозначается сила?
  • Какова единица измерения силы в СИ?
  • С помощью какого прибора можно измерить силу?
  • Какова единица измерения длины в СИ?
  • Какова единица измерения площади в СИ?
  • Что такое вес тела?

3. Постановка учебной проблемы (Слайд 3)

Учитель: Почему нам нравится кататься на лыжах и не нравится ходить в ботинках по глубокому снегу?
Ученики: На лыжах мы не проваливаемся в снег так глубоко как в ботинках.
Учитель: Почему же результат действия одной и той же силы – веса нашего тела оказывается различным?
Ученики: Площадь опоры различная.
Учитель: Верно. Ведь площадь поверхности лыжи почти в 20 раз больше площади подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, в 20 раз меньшей, чем стоя на снегу без лыж.
Как вы думаете, возможно ли забить гвоздь в деревянный брус, ударяя молотком по его острию с такой же силой, как и по шляпке?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Т.к. одна и та же сила удара распределяется по большей площади.
Учитель: И на единицу площади поверхности дерева в первом случае действует сила во много раз меньшая, чем во втором.
Учитель: Сравните модули сил в приведённых примерах?
Ученики: Модули сил одинаковы.
Учитель: Сравните направления сил?
Ученики: Направления сил одинаковы, перпендикулярны поверхности.
Учитель: К чему приложены силы?
Ученики: Во всех случаях силы приложены к опоре.
Учитель: Сравните результаты действия сил?
Ученики: Разные. 
Учитель: От чего же ещё зависит результат действия силы?
Ученики: От площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Учитель: Необходимо ввести физическую величину, которая характеризовала бы результат действия силы на площадь поверхности, перпендикулярно которой она действует. Как вы назвали бы такую величину? Стоя на лыжах, сидя на стуле, прикалывая кнопку к доске, какое действие мы на них оказываем?
Ученики: Мы давим на эти тела. Необходимую физическую величину можно назвать давлением.

4. Изучение нового материала

Учитель: Запишем тему урока: «Давление». (Слайд 4)
По какому алгоритму (плану) мы изучаем физическую величину?

Ученики: (Слайд 5)

  1. Что характеризует?
  2. Физический смысл (что показывает величина?).
  3. Определение.
  4. Обозначение.
  5. Определительная формула.
  6. Единица измерения в СИ.
  7. Способы измерения.
  8. Приборы для измерения.
  9. Применение.

Учитель: Составим конспект. Что характеризует давление?
Ученики: Давление характеризует зависимость результата действия силы от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. (Слайд 6)
Учитель: Верно. Запишем это в конспект. Что показывает давление?
Ученики: Давление показывает силу, приходящуюся на единицу площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. (Слайд 7)
Учитель: Верно. Запишем это в конспект. Рассмотрим следующую задачу: Трактор весом 60000 Н имеет площадь обеих гусениц 2 м2 . Определите давление, которое оказывает трактор на почву? (Слайд 8)
Ученики: Чтобы определить давление надо силу поделить на площадь опоры.
Учитель: Верно, запишите этот ответ в конспект в виде схемы определения давления. (Слайд 9) Давайте сформулируем это определение. (Слайд 10) Давление вещества обозначается латинской буквой «пэ». Как обозначается сила и площадь вы знаете. Составьте формулу для расчёта давления. (Слайд 11)
Прочтите по буквам полученную формулу. Получите единицу измерения давления в СИ. (Слайд 12)
Откройте учебник на стр. 101 и начиная с предпоследнего абзаца прочтите о том как иначе называется единица измерения давления и почему она так называется?

1Па – это давление, которое оказывает фольга размером 10 см на 10 см на горизонтальную поверхность (на ладонь).

На следующей странице учебника найдите какие ещё применяются единицы измерения давления? (Слайд 13)

Что означает р = 2Па?
Ученики: Это означает, что на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно ей действует сила 2Н. (Слайд 14)
Учитель: Что означает р = 50Па?
Ученики: Это означает, что на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно ей действует сила 50Н.
Учитель: Предложите способ измерения давления, которое оказывает учебник физики на стол.
Ученики: Надо измерить вес учебника динамометром, измерить линейкой длину сторон и вычислить площадь опоры. Затем нужно по формуле рассчитать давление.
Учитель: Верно, но сила давления – это не обязательно вес тела, так при прокалывании ткани иглой силой давления является мышечная сила кисти руки человека.  Как же в общем случае описать способ измерения давления?
Ученики: измерить: F динамометром; S с помощью линейки; вычислить: р по формуле. (Слайд 15)
Учитель: Верно. Так же давление в жидкости или газе можно измерить специальным прибором – манометром. Подробнее с устройством и принципом действия манометра вы познакомитесь на одном из ближайших уроков. (Слайд 16)
Откройте стр. 104 вашего учебника и в тексте §36 найдите: как можно увеличить или уменьшить давление и где это используется? (Слайды 17; 18; 19)
(Проводится обсуждение по прочитанному материалу.)

ОК-13: «Давление».

Давление характеризует зависимость результата действия силы от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Давление показывает силу, приходящуюся на единицу площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Обозначения:

p – давление,
F – приложенная сила, 
S – площадь поверхности (площадь опоры тела )



                  

p = 2Па – это означает, что на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно ей действует сила 2Н.

Способ измерения.

измерить:  F динамометром
S с помощью линейки
вычислить:  р по формуле

Прибор для измерения.

Манометр

Применение.

Чтобы  надо  (иглы, зубы, клыки, когти, жала, ножи)
Чтобы  надо  (лыжи, гусеницы, мокроступы)

5 .Закрепление нового материала

Учитель: Кто из вас сможет провести опыты, подтверждающие наши выводы? Набор необходимого оборудования перед вами: контейнер с песком, дощечка с вбитыми в неё
4-мя гвоздями, гиря .

Ученики: Если поставить дощечку на песок шляпками вниз, то гвозди погрузятся в песок не так глубоко, как если бы мы поставили её на острые концы гвоздей. Это доказывает, чтос уменьшением площади опоры давление увеличивается.

Если поставить дощечку на песок шляпками вниз, и сверху поставить гирю, то гвозди глубже погрузятся в песок, чем в случае без гири. Это доказывает, что сувеличением силы давления (веса тела) давление тоже увеличивается.

Учитель: Знаете ли вы, что: (Слайды 20; 21)

... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па

... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па

...  очень высокие давления существуют в глубинах небесных тел!

Кто быстрее?!
Решаем устно! (Слайды 22; 23)

1.Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Почему?

2. Может ли быть человеку на каменном ложе так же комфортно, как и на пуховой перине?

На твердых камнях возлегает
И твердость оных презирает
Для крепости великих сил,
Считая их за мягкий ил...

М.В.Ломоносов

3. Почему буря, которая летом валит живые деревья, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило?

Решаем письменно в тетрадях для решения задач: (Слайд 24)

№1 Выразите в паскалях давление: 5гПа; 0,4кПа

№2 Рысь весом 300 Н сидит на ветке дерева. Какое давление она оказывает на ветку, если она занимает место площадью 0,05 м2 ?

6. Подведение итогов урока (Слайд 25)

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Что показывает давление?
3. Назовите единицу измерения давления в СИ.
4. Как можно увеличить или уменьшить давление?

7. Домашнее задание: (Слайд 26)

§§35; 36 (читать и учить опыты)
ОК – 13 (к проговору),
№441; №442; №450

8. Рефлексия (Слайд 27)

Учитель: Если вы поднимаете руки вверх – ответ «да», если опускаете вниз – «нет», если вы складываете руки на парте – «не знаю».

1) Вы поняли новый материал?
2) Вы всё успели записать?
3) Вам было интересно?
4) Вы устали?

Литература:

  1. Сборник задач по физике. 7–9 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / В.И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 230 с.: ил.
  2. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика 7 класс» / О. И. Громцева.  – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Экзамен”, 2013. – 109, [2] с.
  3. Сборник задач по физике: 7–9 кл.: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А. В. Пёрышкин; Сост. Г. А. Лонцова. – 9-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 269, [3]с.   
  4. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 класс: К учебнику
  5. А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – 2-е изд.-  М.:   Издательство «Экзамен», 2004. – 127, [1] с.: ил.
  6. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Пёрышкин.– 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2013. – 221, [3]с.: ил.
  7. Энциклопедия для детей. [Т. 2.] Биология. – 6-е изд., испр. / ред. коллегия:  М. Аксёнова, Г. Вильчек и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 672 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

1. http://class-fizika.narod.ru
2. http://school-collection.edu.ru