Профориентационные игры как средство развития ценностных ориентаций у старших школьников

Разделы: Социальная педагогика


В последнее десятилетие тема раннего профессионального самоопределения школьников встала особенно остро. Повысились требования к поступлению высшее учебное заведение на бюджетной основе, стали вводиться подготовительные курсы для учащихся старших классов при вузах. Общеобразовательные учреждения вынуждены реагировать на данную ситуацию введением профильного обучения в старшем звене, дающим возможность несколько конкретизировать рамки образовательной программы в различных профильных направлениях. Таким образом, перед учащимися старшего звена остро встаёт проблема: как минимум к окончанию 9-го класса и как максимум уже к началу 10 класса определиться не только с выбором будущей профессии, но и конкретного учебного заведения. Вместе с тем, вскрылся ряд проблем. Оказалось, что чаще всего профессиональное самоопределение происходит формально, если выбор происходит неосознно. Выбор дальнейшего профиля обучения должен происходить на основе осознания индивидуальных особенностей, способностей и что самое необходимое на осознание ценностных ориентации личности. В последнее время профориентационная работа достаточно хорошо прорабатывалась как диагностическое направление в изучении личностных индивидуальных особенностей, и недостаточно проработана с точки зрения изучения и формирования ценностных ориентаций.

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73" в течение 6 лет работает в рамках эксперимента по профильному образованию. На протяжении всего периода проводится предпрофильная подготовка. На этом этапе мы проводим диагностику учащихся 9 классов с целью определения личностных особенностей учащихся, ведущих мотивов и что особенно важно с целью изучения сформированности ценностно- нравственных качеств.

Для проведения диагностики сформированности ценностных ориентаций мы используем методику М.Рокича “Ценностные ориентации”, которая основана на прямом ранжировании списка ценностей. Проведя, диагностику ценностных ориентаций в начале учебного года мы выявили, что у девятиклассников ведущими терминальными ценностями, определяющими личностные ориентации, являются материальная обеспеченность, наличие хороших друзей, развлечения, здоровье, а ведущими инструментальными ценностями являются жизнерадостность, честность, непримиримость к недостаткам других. Ценностные ориентации, определяющие профессиональное самоопределение и профессиональную самореализацию, такие как активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих способностей, возможностей, сил), исполнительность, ответственность, самоконтроль, эффективность не являются значимыми. Поэтому возникает необходимость в профориентационной работе, направленной на формирование и на осознание значимости ценностных ориентаций, необходимых для профессиональной самореализации и самоопределения.

Следующим этапом нашей работы был подбор и изучение профориентационных игр, которые можно было бы использовать в дальнейшей работе. Изучив особенности профориентационных игр, мы увидили, что профориентационные игры рассчитаны на реальные условия работы в школе, где учитываются ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом ит.д. По содержанию профориентационные игры определяются следующими направлениями:

  • пробно-ознакомительные (профориентационный блок);
  • ценностно-нравственные.

Рассматривая профориентационную работу в аспекте осознания и формирования ценностных ориентаций, для нас важно, что в данном содержании присутствует ценностно-нравственное направление.

Итак, мы поставили перед собой задачу исследовать влияние профориентационных игр на формирование иерархической структуры ценностных ориентаций у девятиклассников.

Исследование проходило на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73" в сентябре-марте. Выборку исследования составили учащиеся 9 классов, прошедшие курс факультативных занятий с использованием профориентационных игр. Для проведения сравнительного анализа была подобрана контрольная группа, где не проводились факультативные занятия с использованием профориентационных игр. В контрольную группу вошли учащиеся, имеющие приблизительно ту же успеваемость в учебной деятельности, что и экспериментальной группе.

Исследование проходило в три этапа:

  1. Первичная диагностика проводилась в сентябре месяце. По результатам диагностики была сформирована группа для проведения профориентациооных игр. Также была сформирована контрольная группа.
  2. Проведение факультативных занятий с использованием профориентационных игр длилось с октября по март. За это период было проведено 24 занятия (1 факультатив в неделю).
  3. Итоговая диагностика была проведена в марте. в обеих группах. В апреле-мае проводилась обработка и анализ полученных результатов. Отчет по проведенному исследованию был оформлен и заслушан на педсовете МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 73" в мае месяце.

Проведя итоговую диагностика сформированности ценностных ориентаций, обработав и проанализировав полученные результаты, мы увидели, что проведенные профориентационные игры оказали позитивное воздействие на формирование ценностных ориентаций, определяющих профессиональное самоопределение и саморазвитие. Данные ценности заняли ведущее место в иерархии ценностей у учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе, где не проводились профориентационные игры, данные ценности так и не занимают ведущее место в иерархии ценностных ориентаций.

Заключение

Исследуя эффективность профориентационных игр, мы пытались ответить на вопрос, возможно ли воздействие на такие глубинные психологические личностные образования, как ценностные ориентации. В основном бытует мнение, что иерархическую структуру ценностных ориентаций определяют ценностные установки внутри семьи. Исследование иерархической структуры в экспериментальной группе показывают, что в подростковом возрасте данная структурная взаимосвязь неустойчива и может переконструироваться с деструктивной модели, не позволяющей сделать подростку осознанный профессиональный выбор, на более адаптивную модель. Также мы увидели, что профориентационные игры, поскольку в них существует уровень работы с ценностными ориентациями, способны каким-то образом перестраивать иерархическую структуру ценностей. Данный факт подтверждает эффективность профориентационных игр в формировании наиболее адаптивной модели иерархической структуры ценностей, необходимых для личностного и профессионального определения.