Родительское собрание по теме "Способности наших детей"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • выявить представление родителей о понятии способностей и задатков;
  • дать рекомендации родителям о том, как определить способности и задатки своего ребенка;
  • дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: родители учащихся 7 класса и классный руководитель.

Подготовка.

Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания, готовит раздаточный материал.

Как часто мы слышим:

"У него способности к музыке, а не к математике". "Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей".

Уважаемые родители!

Сегодня наша встреча посвящена способностям ваших детей.

Почему это происходит именно сейчас, когда ваши дети учатся в 7 классе?

Именно в 7 классе в учебном расписании появляется физика, математика разделяется на алгебру и геометрию, а в 8 классе будет введена химия. Это не случайно, т.к. к 9 классу ваш ребенок должен попробовать определиться, в каком из видов трудовой деятельности он будет наиболее успешен. Определившись, ваш ребенок должен определить для себя список экзаменов по выбору в 9 классе, а, возможно, и профессиональное образовательное учреждение, где он будет в дальнейшем учиться.

Так у каждого ли человека есть способности и чем они определяются? Можете ли вы сами определить, какими способностями обладает ваш ребенок и как их можно выявить, используя методы современной психологии?

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.

Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Способности - это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Успехи в этом случае даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки - это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях. Развитие задатков — социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами. 

Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди "учителями от бога", "шахтерами как отец", "талантливыми врачами" и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом...) или не быть. Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом. Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика. В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

В целом, природные задатки и способности человека можно охарактеризовать следующими критериями:

- предрасположенность к какому-либо роду деятельности;

- скорость обучения знаниям, навыкам и умениям;

- наличие предельных границ способности;

- нестандартные результаты;

- общественное признание уникальности возможностей;

- уровень аккумуляции;

- устойчивость к стрессам.

Способности  — такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.http://psihotesti.ru/gloss/tag/sposobnosti/ Способности бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические способности, способности к обучению. Другие — узкий, специальный: технические, операторские, музыкальные, литературные, математические.

Будучи взаимосвязанными, общие и специальные способности развиваются в единстве. При этом каждая способность включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления.

Психологическими предпосылками развития способностей являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу,http://psihotesti.ru/gloss/tag/nastoychivost/ настойчивость и активность в преодолении трудностей и др.

При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимо исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней:

Репродуктивный уровень - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.

Креативный уровень - обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.

Рассмотрим, что собой представляют некоторые виды способностей.

Природные (врожденные, естественные) - в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.

Специфические человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.

Общие - обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные (профессиональные) способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.

Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления - либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.

Учебные и творческие способности - определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.

Способности к общению и взаимодействию - наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.

Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.

Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.

Одаренность - особо успешная деятельность человека в какой-то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.

Талант - высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не похожее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.

Современные учёные выделяют девять типов таланта, интеллекта:

  • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам);
  • цифровой (характерен для математиков, программистов);
  • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
  • пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
  • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
  • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
  • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами);
  • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы);
  • предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).

Гениальность - высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры. Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.

Наряду со способностями, существуют и неспособности.

Неспособность - определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.

Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).

Предлагаю вам ответить на вопросы методики “Карта одаренности” (см. Приложение 1), полвести итоги теста и узнать, какая деятельность вашего ребенка является для него предпочтительной. (Проводим тест, обсуждаем результаты).

Дома вы сможете вместе с ребенком пройти тесты, ссылки на которые даны на последнем слайде презентации.

В заключение хотелось бы сказать, что, какие бы задатки и способности (или их отсутствие) не проявлял ваш ребенок, вы всегда можете ему помочь. О том, как помочь ребенку эффективно выучить уроки, вы прочитаете в памятке “Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов” (см. Приложение 2). Краткое изложение содержания нашей беседы вы сможете посмотреть в презентации (см. Приложение 3). (Обсуждаем содержание Памятки).

Список литературы

1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., “Педагогика”, 1971 г.

2. Общая психология. Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова, М., “Просвещение”, 1981 г.

3. http://veselajashkola.ru/interesno/detskaya-uspevaemost-v-shkole-rekomendacii-roditelyam/