Открытое мероприятие на базе детского туберкулезного санатория № 17 на тему: "Личностное развитие детей и подростков в условиях детского туберкулезного санатория".
Выступление для слушателей городских курсов повышения квалификации, работников здравоохранения.
Цели: обмен опытом работы с больными детьми и подростками в условиях санаторного лечения.
Задача: создание больным детям и подросткам благоприятных условий жизни, при которых может наступить нормализация всех функций их организма, а так же их личностное развитие.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд - презентация "Личностное развитие детей и подростков в условиях детского туберкулезного санатория".
Ход выступления
Перед персоналом санатория ставятся задачи по формированию у детей и подростков:
- нравственных социально приемлемых качеств личности;
- позитивного отношения к учению;
- умения поддерживать общение, владения основными речевыми умениями;
- способности к рефлексии и творчеству;
- развитие эстетической и нравственной культуры. (слайд 1)
Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, тесно связанным со всей системой лечебно-профилактической помощи детям. (слайд 2).
Какая бы ни была направленность санатория необходимо везде заботиться о здоровье детей.
Основной задачей детского санатория является создание больным детям таких благоприятных условий жизни, при которых наилучшим образом может наступить нормализация всех функций их организма, а так же их личностное развитие. (слайд 3)
Как Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье?
Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. (слайд 4)
Выдающийся терапевт, публицист, редактор журнала "Врач" Вячеслав Авксентьевич Манассеин
Еще в 19 веке указывал на роль психики в здоровье человека, на значение душевных переживаний и потрясений в возникновении различных заболеваний, в том числе и туберкулеза. (слайд 5)
Основываясь, на выше сказанном мы можем сказать.
Поскольку здоровье - понятие комплексное, помимо врачей к работе привлекаются педагог (обучение, воспитание), педагог-психолог(оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья). Говоря иными словами необходимо осуществлять психолого-педагогическую работу с детьми. (слайд 6)
Встает необходимость в организации психолого-педагогической работы с детьми, больными туберкулезом. В условиях санатория большое значение придается личностному развитию, воспитанию, обеспечению физического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. (слайд7)
Психологическая служба в детском санатории одна из новых черт нашего времени. Целью, которой является: содействие социальной адаптации, развитию личности, развитию жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, минимизация последствий заболевания. (слайд 8)
По нашим наблюдениям ситуация пребывания в санатории является стрессовой для многих подростков, характеризующаяся тяжелыми эмоциональными переживаниями, что приводит к конфликтным ситуациям, обострению психосоматических проявлений, вспышкам агрессивности, сложностям в учебе.
Проблемы адаптации к ситуации пребывания в санатории:
- ребенок в течение 3-х и более месяцев живет без привычной семейной обстановки, имея редкие встречи с родителями (раз в неделю, а иногда и реже);
- подросток учится в санаторной школе, т.е. происходит процесс адаптации к новым учителям и новым одноклассникам;
- для большинства подростков меняется распорядок дня и практически круглые сутки ребенок находится под присмотром взрослых, и в окружении сверстников. (слайд 9)
Задача - формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. (слайд 10)
Служба психолого-педагогического сопровождения обслуживает три категории:
- детей, осуществляя комплексное изучение проблем ребенка, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем адаптации в общении, поведении;
- родителей (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;
- педагогов и других специалистов учреждения, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми, больными туберкулезом. (слайд 11)
Этапы системного подхода - психолого-педагогическое сопровождение детей:
- комплексное обследование детей и подростков (анкеты, тесты)
- снятие эмоционального напряжения, психологических зажимов и высокого уровня ситуативной тревожности у детей и подростков (с помощью специально подобранных коммуникативных игр);
- коллективно-творческую деятельность детей и подростков, возможность преодолеть свои социальные страхи (посещение кружков, участие в мероприятиях отделения, санатория);
- использование социально-психологических тренингов и упражнений (проводимые в виде последовательного ряда игр и игр-упражнений).
- индивидуальная работа с детьми и подростками, имеющими личностные и коммуникативные проблемы. (слайд12, 13)
Таким образом....
Психолого-педагогическая служба в детском туберкулезном санатории является неотъемлемой частью лечебно-воспитательного процесса и представляет собой:
- возможность психологического просвещения детей и взрослых;
- обучения детей практическим приемам оказания психологической помощи себе и другим;
- приобретения уверенности в себе и повышении самооценки;
- развития умения самокритично оценить недостатки своего характера;
- уберечься от лишних стрессов;
- изменить отношение детей к себе, к окружающим, к своей болезни;
- выработать потребность в здоровом образе жизни, что в конечном итоге сводится к успешной социально-психологической адаптации детей к жизни. (слайд14)
Душевное равновесие, умение радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности, гармонизация семейных отношений, делают ребенка менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает количество осложнений и, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни. (слайд 15)