Урок внеклассного чтения по рассказу "В.Д. Берестова "Мать-и-Мачеха"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Задачи для учителя:

  • познакомить учащихся с рассказом-описанием  В. Д.Берестова;
  • формировать представление о целостности окружающего мира, взаимосвязи всех его явлений и объектов;
  • познакомить с приёмами автора, представляющими цветы необычно и оригинально;
  • воспитывать любовь к природе.

Задачи для ученика:

  • развивать эмоциональную сферу личности ученика;
  • извлекать информацию из текста, рисунка и преобразовывать её из одной формы в другую.
  • развивать творческие способности и речь учащихся.

Оборудование: портрет В.Д. Берестова, картинки с изображением цветка мать –и – мачехи, распечатка текста рассказа В.Берестова «Мать – мачеха», распечатка дополнительного текста для «сильных» учащихся, задания для работы в группах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи. Вспомните, какие стихи поэта В.Д. Берестова мы читали на прошлом уроке внеклассного чтения. Сегодня мы познакомимся с Берестовым – писателем. Прочитаем удивительный рассказ.

2. Чтение загадки учителем

Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый
Желтый маленький цветок.

3. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)

Показ учителем рисунка (картинки) растения мать-и-мачехи.
– Посмотрите внимательно на картинку и скажите, как называется это растение?
– Какое первичное ощущение оно вызывает у вас?
– Чему будет посвящён наш урок?
– На какие вопросы нам следует найти ответы?

(Дети совещаются в группах и составляют вопросы)

Например:

– Это первоцвет?
– Это садовое или дикорастущее растение?
– Оно приносит пользу или вред?
– Места распространения?
– Время цветения растения?
– Почему его так называют?
– Почему автор захотел нам написать именно об этом цветке?

4. Совместное  «открытие» знаний (фронтальная работа)

– Прочитайте рассказ « Мать-и-мачеха», подумайте, так ли это растение описывает писатель В.Д.Берестов, как мы его себе представили?

Чтение текста «цепочкой» или по абзацам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        В.Д.Берестов

Мать-и-мачеха

Этот яркий жёлтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.
А цветёт он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветёт на откосах. Цветёт на покрытых углём и шлаком насыпях. Цветёт около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.
– Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! – радуются люди.
– Кого они так называют? – удивляется цветок. – Наверно, землю, на которой я расту. Для меня она мать, а для других цветов она ещё мачеха.
Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые: потрёшь о щёку, – и станет тепло.
– Это мать, – говорят люди.
Зато снаружи листья твёрдые, скользкие; приложишь к щеке – чувствуешь холод.
– А это мачеха, – объясняют люди. Но листьям мать-и-мачехи всё равно, как их называют. Как крепкие зелёные щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю, и своей изнанкой, своей тёплой, материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:
– Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.

5. Работа над выяснением смысла  прочитанного (вопросы-суждения)

– Какие чувства владели автором при написании этого рассказа (восторг, преклонение и т. д.)? Поясните словами текста.
– Какое настроение хотел передать? Удалось?
– Почему цветок торопится зацвести очень рано?
– Для чего цветок выбирает необычные места проживания?
– Как  «объясняет » цветок  своё назначение в жизни природы?
– Почему люди радуются при виде этого цветка?
– Совпадают ли ваши высказывания с авторскими?
– Какие вопросы суждения вы бы ещё задали?
– Нашли ли вы ответ на наш главный вопрос?
– Всегда ли верно утверждение, что посеешь ощущение – пожнёшь мысль?

6. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах, парах

Ролевая игра. Воображаемая ситуация.

«Вы спускаетесь по крутому склону к реке. Под ногами у вас обнажённая, сырая, кое-где мёрзлая и скользкая почва. И вдруг вы увидели в  груде земли, выброшенной каким-то зверьком при рытье норки, низкие, жёлтые, весёлые огоньки. Вы подошли поближе и услышали восторженный шёпот…»
Составление  диалогов по выбору:

  • «Шёпот первоцветов»;
  • «Собрание весенних цветов»;
  • «Мой разговор с цветком» – с опорой на текст рассказа.

 7. Чтение дополнительного текста, как индивидуальное задание для «сильных» учащихся.

В небольшом городе в Швеции жил и работал великий ботаник Карл Линней. Своему городу он однажды сделал подарок – цветочные часы. Они отмечали раннее утро, полдень, вечер. Стрелок на таких часах не было, время показывали цветки разных растений. Они открывались и закрывались в определённое время.

Эти растения открывают цветки в такое время:

5-6 часов – мак, кувшинка белая;
6-7 ч – одуванчик;
7-8 ч – осот огородный;
8-9 ч – кислица;
9-10 – мать и мачеха, ноготки;
20 ч – табак душистый;
21 ч – ночная фиалка

8. Итог работы

– Что интересного вы  узнали о цветке из рассказа писателя?
– Где пригодятся знания?
– Что нового  вы узнали о В.Д.Берестове  как о писателе? О человеке?

9. Домашнее задание на выбор

  • Опираясь на содержание  текста, составить сочинение-этюд  о цветке мать-и-мачеха.
  • Найти в энциклопедии информацию об этом цветке.
  • Найти мифы или легенды, в которых говорится об этом цветке.
  • Приготовить пересказ рассказа.