Задачи:
- упражнять в счете в пределах 5, называя числительные по порядку, указывая на предметы, в умении относить последнее числительное ко всей группе;
- учить раскладывать предметы по величине, каждый раз выбирая самый большой предмет из оставшихся предметов;
- упражнять в сравнении формы предметов с геометрическими образцами;
- развивать мелкую моторику руки.
Пособия:
- демонстрационный материал: фигурки героев сказки «Репка», четыре карточки с изображением репки разного размера, геометрические фигуры квадрат, круг, треугольник, мешочек с предметами разных форм, магнитная доска;
- раздаточный материал: на каждого ребенка карточки для счета, по одной геометрической фигуре, одному предмету, тарелочки с манной крупой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть: воспитатель рассказывает:
«Посадил дед репку. Выросла репка
большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет,
потянет, а вытянуть не может. Позвал дед
помощников. Ребята, кто пришел помогать деду? (Бабка,
Внучка, Жучка, Кошка, Мышка).
Давайте, посчитаем, сколько было помощников. Дети
хором считают: один, два, три… всего 5 помощников.
Воспитатель обводит рукой все фигурки.
Пальчиковый театр, используемый на занятиях
Игровое упражнение «Что изменилось?»
На сигнал «ночь» дети закрывают глаза, а воспитатель меняет количество помощников деда. На сигнал «день» дети открывают глаза и рассказывают, что изменилось. Один ребенок считает оставшихся помощников и отвечает на вопрос «Сколько всего помощников?» (3 задания).
2 часть (с раздаточным материалом): у детей на столах карточки, с изображением репок в количестве от 3 до 5. Педагог предлагает детям сосчитать, сколько у них на огороде выросло репок и поднять карточки, у кого нарисовано 3,4,5… репок, приглашает детей к доске. Дети становятся в ряд и показывают свои карточки. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание.
3 часть: Воспитатель говорит: «Вкусная получилась каша из репки. На следующий год помощники деда посадили и вырастили свои репки, но выросли репки разного размера: эта репка самая большая, эта – поменьше, эта – еще меньше и самая маленькая. Воспитатель выкладывает картинки на магнитной доске. Дети повторяют хором. Воспитатель знакомит детей с правилом: чтобы упорядочить предметы по величине, каждый раз нужно выбирать самый большой предмет из оставшихся. Показывает еще раз.
4 часть: Воспитатель говорит: «Дед со своими помощниками жил в доме. А для собаки Жучки построил конуру». (На магнитной доске выкладывает конуру из квадрата, треугольника, круга). Из каких геометрических фигур была построена конура? Дети называют геометрические фигуры.
Воспитатель дает задание: нарисовать пальчиком на тарелке с манной крупой геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Задание «Нарисуем пальчиком»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек». Дети встают в круг и достают по одному предмету из мешочка, называют его и сравнивают его форму с геометрическим образцом. В конце занятия воспитатель благодарит детей.